Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29
Фамилия выбираемого
члена группы Фамилия выбирающего члена группы |
Билык Оля | Витковская София | Гадиятова Настя | Зайцева Алена | Кацубо Витя | Кацубо виталя | Лебедева Алеся | Кононова Аня | Костюков Сергей | Кротов Кирилл | Терпимов Дима | Рыбинок Паша | Ткаченко Ангелина | Воскобойный Валера | Агажельская Даша | Куцепалов Руслан | Терских Ваня | Итоговые данные | ||||||
Количество | ||||||||||||||||||||||||
выборов | отклонений | |||||||||||||||||||||||
1 | Билык Оля | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
2 | Витковская София | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||||||||||||
3 | Гадиятова Настя | 2 | 1 | 4 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||
4 | Зайцева Алена | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
5 | Кацубо Витя | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||
6 | Кацубо Виталя | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
7 | Лебедева Алеся | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
8 | Кононова Аня | 1 | 2 | 2 | 0 | |||||||||||||||||||
9 | Костюков Сергей | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
10 | Кротов Кирилл | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||||||
11 | Терпимов Дима | 0 | 0 | |||||||||||||||||||||
12 | Рыбинок Паша | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
13 | Ткаченко Ангелина | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||||||||
14 | Воскобойный Валера | 1 | 2 | 3 | 3 | 0 | ||||||||||||||||||
15 | Агажельская Даша | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||||||||||
16 | Куцепалов Руслан | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | |||||||||||||||||
17 | Терских Ваня | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 5 | 1 | 2 | 5 | 4 | ||||||||||||
Итоговые данные | 2 | 2 | 1 | 2 | 4 | 4 | 0 | 6 | 4 | 2 | 0 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | |||||||
Количество выборов | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 0 | 4 | 3 | 1 | 0 | 4 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 32 | ||||||
Количество отклонений | 1 | 0 | 0 | 1 | 2 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 22 |
В заключении я определила общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками группы. Результаты записала в клетках матрицы, которые расположены в правом нижнем углу.
Просматривая нижние строки матрицы, я определила лидера в группе. Это тот её член, который получил от остальных наибольшее число выборов. А по отклонениям я определила того, кто вызвал к себе антипатии, т. е. больше всего отклонений.
Более наглядную и детальную картину взаимоотношений в группе я получила, построив социограмму - мишень. Это графический рисунок, на котором с помощью условных обозначений изображены все выявленные в группе результаты.
На социограмме –мишени 4 окружности, следовательно, максимальное число выборов, полученных в группе, равно четырем и относится к лидеру. Он показан в центре социограммы – мишени. Остальные члены группы расположены в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. За пределами расположены те, которых никто не выбрал. Выборы я показала стрелками красного и синего цвета от того кто выбирал, к тому кого он выбирает (см. приложение).
По результатам исследования, с помощью социометрической матрицы, я выявила лидера в разновозрастной группе «Фантазеры».
Лидером стал Рыбенок Павел (6 лет). Он получил больше всего выборов. Паша ходит в детский сад всегда, никогда не пропускает. Возле него всегда собираются дети, особенно мальчики. Паша всегда заводатор в играх. Он выбирает во что играть и как играть. Я считаю, что Паша общительный, потому что он из многодетной семьи, да и еще ходит в детский сад постоянно, где очень много общается с детьми.
Больше всего отклонений получила Агажельская Даша (5 лет). В детский сад Даша ходит постоянно. Но дети с ней не хотят общаться, потому что она очень агрессивный ребенок, часто бьет детей. Играет только со своей двоюродной сестрой, которая ходит в эту группу. Но их общение недолгое, они ругаются.
Также в этой группе есть двое детей, которых не выбрал никто. Это мальчик – Терпимов Дима, и девочка – Лебедева Алеся. Они часто болеют, поэтому в сад ходят очень редко. Среди детей они играют сами по себе.
Через некоторое время я провела другое исследование, изучила взаимоотношения между детьми в этой же разновозрастной группе «Фантазёры». Для этого я подготовила цветные картинки по 3 на каждого ребёнка. Исследование проводила в виде игры «Секрет». Каждого ребёнка «по секрету» от остальных просила по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки 3-м детям из группы.
Следующим
этапом исследования было подсчитывание
числа общих и взаимных выборов,
количество детей попавших в группы
«предпочитаемых», «принятых» и
«изолированных», и уровень благополучия
взаимоотношений в группе (УБВ). Данные
занесла в таблицу, выбор обозначила
«+», взаимный выбор « + ».
Ф.И.О. |
Билык Оля | Витковская София | Гадиятова Настя | Зайцева Алёна | Кацубо Витя | Кацубо Виталя | Кононова Аня | Костюков Сергей | Кротов Кирилл | Рыбинок Паша | Ткаченко Ангелина | Воскобойный Валера | Агажельская Даша | Куцепалов Руслан | Терских Ваня | Лебедева Алеся | Терпимов Дима |
Билык Оля | + | + | + | ||||||||||||||
Витковская София | + | + | + | ||||||||||||||
Гадиятова Настя | + | + | + | ||||||||||||||
Зайцева Алёна | + | + | + | ||||||||||||||
Кацубо Витя | + | + | + | ||||||||||||||
Кацубо Виталя | + | + | + | ||||||||||||||
Кононова Аня | + | + | + | ||||||||||||||
Костюков Сергей | + | + | + | ||||||||||||||
Кротов Кирилл | + | + | + | ||||||||||||||
Рыбинок Паша | + | + | + | ||||||||||||||
Ткаченко Ангелина | + | + | + | ||||||||||||||
Воскобойный Валера | + | + | + | ||||||||||||||
Агажельская Даша | + | + | + | ||||||||||||||
Куцепалов Руслан | + | + | + | ||||||||||||||
Терских Ваня | + | + | + | ||||||||||||||
Лебедева Алеся | + | ||||||||||||||||
Терпимов Дима | + | ||||||||||||||||
Сумма выборов | 1 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 1 | 5 | 3 | 4 | 1 | 3 | 3 | 1 | 1 |
Сумма взаимных выборов | 1 | 2 | 2 | 0 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 |
Провела анализ количества выборов. Определила статусное положение каждого ребёнка в группе и распределила всех детей по условным категориям:
I «предпочитаемые» - 6-7 выборов;
II «принятые» - 3-5 выборов;
III «непринятые» - 1-2 выборов;
IV «изолированные» - не получившие ни одного выбора.
Получилось,
что статусное положение
II «принятые» - 12 детей;
III «непринятые» - 5 детей.
I, II статусные категории не выявились.
Далее я определила уровень благополучия взаимоотношений в группе, соотнесла число членов группы находящихся в благоприятных статусных категориях с числом членом группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Результат показал: УБВ в группе – средний. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов, поэтому я определила коэффициент взаимности (КВ): КВ= (Р1/Р)* 100%, Р- общее число выборов, Р1- число взаимных выборов. Следовательно, подсчитав результаты, я выявила коэффициент взаимности, он составляет 42% - положительный показатель.
Исходя
из вышеперечисленного, можно сделать
вывод, что в разновозрастной
группе «Фантазёры», где дети от 4,5-6
лет, (УБВ) уровень благополучия взаимоотношений
в группе – средний. Статусное
положение каждого ребёнка
2.2 Результаты изучения взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
Важным
фактором психического развития дошкольников
является его общение со сверстниками.
С ровесниками ребёнок
Наблюдая
за детьми в определённой группе можно,
конечно же, рассмотреть кто лидер,
а кто отвергнутый. Но наблюдая, определить
сложно, поэтому я провела
Первое – социометрия (социометрическая матрица и социограмма –мишень). Из исследования, рассматривая таблицу, сразу же выявился лидер, он получил больше всего выборов, и антилидер – получивший больше всего отклонений. А так же дети отвергнутые, не выбраны никем.
Поэтому, для того, чтобы в группе было как можно меньше «непринятых» детей, отвергнутых, чтобы дети все себя чувствовали лидерами в определённом виде деятельности, я, как будущий воспитатель, начала проводить с детьми разнообразные коррекционные работы: подвижные игры, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы. Пыталась сделать так, чтобы дети проявляли свои творческие способности, проявляли инициативу.
Через некоторое время я провела второе исследование: изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада. Из исследования выявились «непринятые» и «принятые» дети. Выявился УБВ в группе и КВ. В результате исследования в группе выявилось больше «принятых» детей, они проявляли лидерские качества в разных видах деятельности, «непринятые» дети к ним подключались. Следовательно, моя коррекционная работа улучшила микроклимат в группе.
Во всех коррекционных работах я, как воспитатель, старалась хвалить детей за хорошие поступки, за проявление инициативы, творческих способностей, за помощь друг другу.
Я
считаю, что от того, какие дети в
группе, какой сложился коллектив
и какие в нём взаимоотношения,
во многом зависит от воспитателя. Воспитатель
– значимый для ребёнка человек
в детском саду, он входит в его
микросреду. Дошкольник стремится во
всём подражать педагогу: его внешнему
виду, манере разговора с окружающими,
его поведению в целом. Важно,
чтобы ребёнок видел перед
собой достойный образец для
подражания.
2.3 Методы развития воспитателем лидерских качеств у детей дошкольного возраста
Группа
детского сада – это первое социальное
объединение детей, в котором
они занимают различные положения.
В дошкольном возрасте проявляются
дружеские конфликтные
С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личным, прежде всего нравственным.