Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 111.26 Кб (Скачать)
     Фамилия выбираемого

       члена группы

Фамилия выбирающего  члена  группы

Билык Оля Витковская  София Гадиятова Настя Зайцева Алена Кацубо  Витя Кацубо  виталя Лебедева  Алеся Кононова  Аня Костюков  Сергей Кротов  Кирилл Терпимов  Дима Рыбинок Паша Ткаченко  Ангелина Воскобойный Валера Агажельская Даша Куцепалов Руслан Терских Ваня Итоговые  данные
Количество
выборов отклонений
1 Билык Оля   1                     1         1 1
2 Витковская  София 1             1         2   2     2 2
3 Гадиятова Настя 2 1   4 3       1           3   2 3 4
4 Зайцева Алена                   1         1     1 1
5 Кацубо Витя                 2     3   1   2 1 3 2
6 Кацубо Виталя               1               1   1 1
7 Лебедева Алеся                                   0 0
8 Кононова Аня           1             2         2 0
9 Костюков Сергей         1             1   2       2 1
10 Кротов Кирилл                       1         1 1 1
11 Терпимов Дима                                   0 0
12 Рыбинок Паша           2                   1 1 2 1
13 Ткаченко Ангелина         2 1   1                   1 2
14 Воскобойный Валера     1       2         3         3 0
15 Агажельская Даша       2       1           1       2 1
16 Куцепалов Руслан         1       2     3         1 3 1
17 Терских Ваня           2   4 3 1   4 3 5 1 2   5 4
  Итоговые данные 2 2 1 2 4 4 0 6 4 2 0 5 5 4 4 4 5    
  Количество  выборов 1 2 1 1 2 2 0 4 3 1 0 4 3 3 1 2 2 32  
  Количество  отклонений 1 0 0 1 2 2 0 2 1 1 0 1 2 1 3 2 3   22

    В заключении я определила общее число  всех выборов и всех отклонений, сделанных участниками группы. Результаты записала в клетках матрицы, которые  расположены в правом нижнем углу.

    Просматривая  нижние строки матрицы, я определила лидера в группе. Это тот её член, который получил от остальных наибольшее число выборов. А по отклонениям я определила того, кто вызвал к себе антипатии, т. е. больше всего отклонений.

    Более наглядную и детальную картину  взаимоотношений в группе я получила, построив  социограмму - мишень. Это графический рисунок, на котором с помощью условных обозначений изображены все выявленные в группе результаты.  

    На  социограмме –мишени 4 окружности, следовательно, максимальное число выборов, полученных в группе, равно четырем и относится к лидеру. Он показан в центре социограммы – мишени. Остальные члены группы расположены в пределах тех окружностей, которые соответствуют числу полученных ими выборов. За пределами расположены те, которых никто не выбрал. Выборы я показала стрелками красного и синего цвета от того кто выбирал, к тому кого он выбирает (см. приложение).

    По  результатам исследования, с помощью  социометрической матрицы, я выявила  лидера в разновозрастной группе «Фантазеры».

    Лидером стал Рыбенок Павел (6 лет). Он получил  больше всего выборов. Паша ходит  в детский сад всегда, никогда  не пропускает. Возле него всегда собираются дети, особенно мальчики. Паша всегда заводатор  в играх. Он выбирает во что играть и как играть. Я считаю, что  Паша общительный, потому что он из многодетной семьи, да и еще ходит в детский сад постоянно, где очень много общается с детьми.

    Больше  всего отклонений получила Агажельская  Даша (5 лет). В детский сад Даша ходит постоянно. Но дети с ней  не хотят общаться, потому что она  очень агрессивный ребенок, часто  бьет детей. Играет только со своей  двоюродной сестрой, которая ходит  в эту группу. Но их общение недолгое, они ругаются.

      Также в этой группе есть  двое детей,  которых не выбрал  никто. Это мальчик – Терпимов  Дима, и девочка – Лебедева  Алеся. Они часто болеют, поэтому в сад ходят очень редко. Среди детей они играют сами по себе.

    Через некоторое время я провела  другое исследование, изучила взаимоотношения  между детьми в этой же разновозрастной  группе «Фантазёры». Для этого я  подготовила цветные картинки по 3 на каждого ребёнка. Исследование проводила в виде игры «Секрет». Каждого ребёнка «по секрету» от остальных  просила по собственному выбору подарить предложенные ему 3 картинки 3-м детям из группы.

    Следующим этапом исследования было подсчитывание  числа общих и взаимных выборов, количество детей попавших в группы «предпочитаемых»,  «принятых» и  «изолированных», и уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ). Данные занесла в таблицу, выбор обозначила «+», взаимный выбор « + ». 
 

     
 

     Ф.И.О.

Билык Оля Витковская  София Гадиятова Настя Зайцева Алёна Кацубо Витя Кацубо Виталя Кононова Аня Костюков Сергей Кротов Кирилл Рыбинок Паша Ткаченко Ангелина Воскобойный Валера Агажельская Даша Куцепалов Руслан Терских Ваня Лебедева Алеся Терпимов Дима
Билык Оля   + + +                          
Витковская  София     +       +       +            
Гадиятова Настя + +     +                        
Зайцева Алёна         +               +   +    
Кацубо  Витя               +   +         +    
Кацубо  Виталя             +       + +          
Кононова  Аня   +       +         +            
Костюков  Сергей         +         +   +          
Кротов  Кирилл                   +       + +    
Рыбинок Паша           +           +   +      
Ткаченко  Ангелина       +     +                 +  
Воскобойный Валера           +               +     +
Агажельская Даша       +   +   +                  
Куцепалов Руслан         +     +   +              
Терских Ваня               + + +              
Лебедева  Алеся     +                            
Терпимов  Дима                       +          
Сумма выборов 1 3 3 3 4 4 3 4 1 5 3 4 1 3 3 1 1
Сумма взаимных выборов 1 2 2 0 1 2 3 1 1 1 1 2 0 1 1 0 1
 

       Провела анализ количества выборов. Определила статусное положение каждого ребёнка в группе и распределила всех детей по условным категориям:

       I «предпочитаемые» - 6-7 выборов;

       II «принятые» - 3-5 выборов;

       III «непринятые» - 1-2 выборов;

       IV «изолированные» - не получившие ни одного выбора.

       Получилось, что статусное положение каждого  ребёнка в группе распределилось по условным статусным категориям:

       II «принятые» - 12 детей;

       III «непринятые» - 5 детей.

       I, II статусные категории не выявились.

       Далее я определила уровень благополучия взаимоотношений в группе, соотнесла  число членов группы находящихся в благоприятных статусных категориях с числом членом группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях. Результат показал: УБВ в группе – средний. Эмоциональное благополучие или самочувствие детей в системе личных взаимоотношений зависит от числа взаимных выборов, поэтому я определила коэффициент взаимности (КВ): КВ= (Р1/Р)* 100%, Р- общее число выборов, Р1- число взаимных выборов. Следовательно, подсчитав результаты, я выявила коэффициент взаимности, он составляет 42% - положительный показатель.

       Исходя  из вышеперечисленного, можно сделать  вывод, что в разновозрастной  группе «Фантазёры», где дети от 4,5-6 лет, (УБВ) уровень благополучия взаимоотношений  в группе – средний. Статусное  положение каждого ребёнка распределено по условным статусным категориям: «непринятые» дети – Оля, Кирилл, Даша, Алеся, Дима; «принятые» дети – София, Настя, Алёна, Витя, Виталя, Аня, Сергей, Паша, Ангелина, Валера, Руслан, Ваня. Коэффициент взаимности(КВ) составляет 42 % - положительный показатель. 

       2.2 Результаты изучения  взаимодействия воспитателя  с дошкольниками  по развитию лидерских  качеств

       Важным  фактором психического развития дошкольников является его общение со сверстниками. С ровесниками ребёнок взаимодействует  в различных объединениях и видах деятельности. На развитие контактов с другими детьми влияют характер деятельности и наличие умений для её выполнения. Со сверстниками дети более раскованы, чаще проявляют инициативу и творчество. Общаясь с товарищами, ребёнок стремится управлять его действиями, учит, навязывает собственный образец поведения, демонстрирует свои умения и способности. Поэтому в детском коллективе есть дети-лидеры, дети – антилидеры, популярные, непопулярные, застенчивые, отвергнутые.

       Наблюдая  за детьми в определённой группе можно, конечно же, рассмотреть кто лидер, а кто отвергнутый. Но наблюдая, определить сложно, поэтому я провела исследования.

       Первое  – социометрия (социометрическая матрица  и социограмма –мишень). Из исследования, рассматривая таблицу, сразу же выявился лидер, он получил больше всего выборов, и антилидер – получивший больше всего отклонений. А так же дети отвергнутые, не выбраны никем.

       Поэтому, для того, чтобы в группе было как можно меньше «непринятых» детей, отвергнутых, чтобы дети все себя чувствовали лидерами в определённом виде деятельности, я, как будущий  воспитатель, начала проводить с  детьми разнообразные коррекционные  работы: подвижные игры, игры – драматизации, сюжетно-ролевые игры, беседы, конкурсы. Пыталась сделать так, чтобы дети проявляли свои творческие способности, проявляли инициативу.

       Через некоторое время я провела  второе исследование: изучение взаимоотношений  между детьми  в группе детского сада. Из исследования выявились «непринятые» и «принятые» дети. Выявился УБВ в группе и КВ. В результате исследования в группе выявилось больше «принятых» детей, они проявляли лидерские качества в разных видах деятельности, «непринятые» дети к ним подключались. Следовательно, моя коррекционная работа улучшила микроклимат в группе.

       Во  всех коррекционных работах я, как  воспитатель, старалась хвалить  детей за хорошие поступки, за проявление инициативы, творческих способностей, за помощь друг другу.

       Я считаю, что от того, какие дети в  группе, какой сложился коллектив  и какие в нём взаимоотношения, во многом зависит от воспитателя. Воспитатель  – значимый для ребёнка человек  в детском саду, он входит в его  микросреду. Дошкольник стремится во всём подражать педагогу: его внешнему виду, манере разговора с окружающими, его поведению в целом. Важно, чтобы ребёнок видел перед  собой достойный образец для  подражания. 

       2.3 Методы развития  воспитателем лидерских  качеств у детей  дошкольного возраста

       Группа  детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором  они занимают различные положения. В дошкольном возрасте проявляются  дружеские конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности  в общении.

       С возрастом изменяется отношение  дошкольников к сверстникам, которых  они оценивают не только по деловым  качествам, но и по личным, прежде всего  нравственным.

Информация о работе Психологический аспект взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств