Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования: изучить психологические аспекты взаимодействия воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность педагогического взаимодействия воспитателя с дошкольниками.
2. Выявить лидерские качества у детей дошкольного возраста.
3. Изучить условия, создаваемые воспитателем для развития лидерских качеств у детей дошкольного возраста.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Взаимодействие воспитателя с дошкольниками по развитию лидерских качеств
1.1. Психологический портрет лидера……………………………………………………4
1.2 . Проявление лидерских качеств у
детей дошкольного возраста ………………………………………………………….6
1.3. Условия развития лидерских качеств………………………………………………11
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие лидерских качеств
2.1. Выявление лидерских качеств у детей дошкольного возраста…..16
2.2. Результаты изучения взаимодействия воспитателя
с дошкольниками по развитию лидерских качеств ……………………..22
2.3. Методы развития лидерских качеств у
детей дошкольного возраста………………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………………………………..26
Список использованной литературы………………………………………..............28
Приложение……………………………………………………………………………………………29
Тревогу относительно психологического здоровья чаще всего вызывают «непопулярные» среди сверстников дошкольники, которым «трудно дышится» в «детском обществе».
В число наименее «популярных» входят дети, характеризующиеся, как правило, противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив, сверхъобщительные, назойливые, агрессивные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая недовольство сверстников. Также в число малопопулярных среди сверстников детей, чье психологическое здоровье может вызывать тревогу, нередко оказываются застенчивые дошкольники. Специальными исследованиями доказана необходимость дифференцированного подхода к ним в зависимости от вида их застенчивости (опекаемые, обиженные невниманием) и степени развитости этого нежелательного качества у детей. Но внимание требуют к себе не только «непопулярные» дети, но и их сверстники, негативно влияющие на взаимоотношения в «детском обществе», психологический климат в нем. В числе таких могут быть дети «анти-лидеры». Ребёнок анти-лидер пользуется авторитетом сверстников не благодаря своим достоинствам, а по ряду других причин. Это может быть использование им физической силы, угроз, подкупа, обмана и другого. Ребёнок анти-лидер ведёт себя шумно, гиперподвижно, недоброжелательно и немиролюбиво.
К тому же Я. Л. Коломинский в процессе исследований выявил интересный факт: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств.
Наблюдая
за взаимоотношениями
На основе исследований В.В. Абраменковой, Е.А. Аркина, О.М. Гостюхиной, А.С. Залужного, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.О. Папир, А.А. Терещук можно выделить качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников. Для детей 3-7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников, характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокий уровень игровых умений, физические достоинства (внешняя привлекательность, правильные черты лица, приятный голос, отсутствие дефектов в физиологическом развитии), нравственные качества (доброжелательность, справедливость, умение дружно играть),успешность в познавательной и трудовой деятельности, эмоционально-волевые качества, чистоплотность, послушание, умение помочь и др. Для дошкольников имеющих низкий статус в коллективе сверстников, характерны социальная пассивность, замкнутость, эгоизм, уход от действительности, погружение в себя, нарушение общественных норм (драчливость, грубость, агрессивность), отсутствие сформировавшихся навыков игрового общения, неопрятность, капризность, плаксивость, склонность к жалобам на сверстников, физические недостатки (хромота, кожные заболевания), задержка в психическом развитии.
Похвала также стимулирует проявление лидерских качеств и закрепление за ребенком определенного авторитета. Воспитатель должен создать установку, что каждый из детей самый лучший в чем – либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не «за место под солнцем», а стараться проявлять свою фантазию, творческие и индивидуальные способности.
К шести годам ребенок становится значительно самостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств как своих, так и сверстников.
Но,
несмотря на столь широкий и далеко
неполный перечень личностных черт детей-лидеров,
проблема эталонного набора лидерских
качеств остается нерешенной. Трудность
заключается в том, что чем выше по своему
развитию группа, тем более сложный и обширный
набор личностных характеристик требуется
для описания её лидера.
1.3 Условия развития лидерских качеств у дошкольников,
Развитию человека нет приделов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды. Поэтому каждый человек может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал, Способность лидировать существенно повышается по мере взросления и приобретения разнообразного жизненного опыта и профессионального мастерства, Главная сложность состоит в том, чтобы определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для профессиональной деятельности.
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах.
Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли («Рожденный ползать летать не может»). Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные способности оказывают влияния условия жизни и характер воспитания.
Какими бы природными задатками не обладал от рождения тот или иной человек, сформировать на их основе определенные способности можно лишь в деятельности, вне которой психическое развитие невозможно. Поэтому, чтобы сформировать у ребенка новую черту личности (в том числе и лидерские качества), прежде необходимо создать ситуацию, в которой ребенок впервые пережил бы соответствующее данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка. Например, чтобы ленивый стал прилежным, он должен быть поставлен в такую ситуацию, в которой он имел бы успех от прилежания.
Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности.
Начальным этапом в развитии лидерских качеств могут быть спортивные или интеллектуальные (командные или индивидуальные) игры-соревнования, требующие от ребенка проявления ловкости, точности, скорости движений, скорости запоминания и воспроизведения информации. Начинать следует с элементарных игр.
Основной
целью родителей и педагогов
должно стать развитие у ребенка
ощущения в свои силы: «Я сам!», «У меня
получится!», «Я могу!». Когда чувство
уверенности у ребенка начнет
укрепляться, целесообразно постепенно
наращивать уровень сложности заданий,
сообщая об этом детям после того,
как они достигнут успеха в
более сложных видах
Так
как лидерство связано с
Для
развития лидерских качеств можно
выбрать трудовую и игровую деятельность.
Можно разнообразить и
Преобладающей для детей младшей и старшей групп является общая положительная оценка сверстника. Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности ( «хорошо рисует», «хорошо танцует», «быстро одевается»), на особенности внешности сверстника.
Я. А. Каменский отметил, что дети, прежде всего, осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которого, следовательно, зависит их положение в группе.
Роль успеха в развитии личности огромна. Н. Е. Щуркова полагает, что «переживание чувства приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей второстепенности».
Ю.В. Лукоянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него, инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы».
Детям, конечно же, понравится быть в роли победителя, и каждый будет стремиться быть первым везде и во всем. Но столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытать отрицательные эмоции, разочарования страха. Дети должны понять, что к неудачам нужно относиться с юмором. Отрицательный результат - тоже результат.
Таким
образом, секрет воспитания лидерских
качеств заключается в
Развитие лидерских качеств станет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:
Нужно
стараться, чтобы ребенок понял: быть лидером
не значит быть сверхчеловеком. Главное
– ставить перед собой реальные цели и
использовать для их достижения свои способности
и талант.
Глава 2. Выявление лидеров в группе детского сада и развитие их лидерских способностей.
2.1. Выявление лидерских способностей у детей дошкольного возраста.
Для изучения личных взаимоотношений, существующих в группе детского сада, а также для определения места, занимаемого каждым членом группы в системе взаимоотношений, я использовала социометрическую методику, для того, чтобы выявить лидера в группе детского сада «Фантазеры».
Я
проводила эксперимент в «
С каждым ребенком я беседовала отдельно, задавая вопросы (Тебе нравится ходить в эту группу и играть здесь с ребятами? С кем-то ты хорошо дружишь, а с кем-то не очень. Но представь себе, что тебе предложили перейти в другую группу. В эту группу ты можешь по-своему желанию взять с собой тех детей, с которыми ты хотел (ла) дружить в новой группе. Назови, пожалуйста, детей, которых ты взял (ла) бы с собой? И тех, которых ты не взял (ла) бы с собой?
Полученные ответы детей я занесла в специальную таблицу, которая называется социометрической матрицей.
Слева
по вертикали и сверху по горизонтали
в матрице я отметила фамилии
детей в одном и том же порядке.
В строках я указала фамилии
членов группы порядковыми цифрами
от 1 и далее синим цветом. Это
выборы, сделанные детьми группы. Соответствующие
цифры проставила в клетках пересечения
его строки со столбцом, где указана фамилия,
выбираемого им человека. Точно также,
но красным цветом я отметила сделанные
отклонения. Взаимные выборы я отметила
кружками синего цвета. В крайние правые
столбцы и нижние строки матрицы я внесла
суммарные итоговые данные о числе выборов
и отклонений, которые получила от каждого
члена группы. Посчитав число синих и красных
в строках каждого члена группы, я записала
в правые столбцы матрицы итоговую сумму.
Чтобы получить выборы и отклонения каждого
члена группы, я посчитала красные и синие
цифры, результаты записала в нижних строках.