Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа
Цели:
1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.
2.Анализ способов преодоления барьеров общения.
3.Выявление особенностей взаимосвязи факта наличия/отсутствия барьеров общения с конфликтностью и социально-психологической адаптированностью личности.
Задачи:
1.Анализ литературы по проблеме барьеров общения.
2.Группирование видов барьеров общения по их этиологии.
Постоянный
учет этих характеристик субъектов
общения дает возможность сформировать
у себя навыки понимания специфики
личности и признания ее достоинств. Только
в этом случае возникает условие для эффективного
общения и решения коммуникативных задач.
Глава
II.
Эмпирическое исследование связи между показателями общительности, социально-психологической адаптированности и конфликтности личности.
Проблема: Нет сомнений, что наличие ряда барьеров общения мешает субъекту вступать в коммуникацию, а также успешно в ней участвовать. Иными словами, барьеры снижают уровень коммуникабельности субъектов общения. Но я также склонен полагать, что уровень коммуникабельности косвенно влияет на уровень социально-психологической адаптированности и, соответственно, уровень конфликтности личности. В своем исследовании я хотел бы попытаться выяснить, существует ли подобная зависимость.
Цель: Выявить зависимость между уровнем общительности и уровнем социально-психологической адаптированности, а также уровнем конфликтности личности.
Гипотеза: (исходя из утверждения
о том, что барьеры в общении снижают уровень
общительности) чем ниже уровень общительности,
тем ниже соц.-психол. адаптированность
и тем выше уровень конфликтности личности.
Методики исследования:
1) «Определение
уровня общительности личности»
2) «Оценка
социально-психологической
3) Методика
для оценки уровня
Методы исследования:
1) Сравнительный анализ;
2) Корреляционный анализ (с использованием коэффициента корреляции Пирсона).
Испытуемые: 30 юношей и девушек в возрасте 18-21 лет
Ход работы: Тридцати юношам и девушкам было предложено пройти 3 теста (последовательность прохождения не важна).
Приведу краткий обзор вышеуказанных методик:
* Тест В.
Ряховского на определение уровня общительности
предполагал ответы на 16 вопросов в форме
утверждения. Варианты ответа были: «да»,
«иногда», «нет». С помощью данного теста
я определил коммуникабельность испытуемых,
иными словами, их способность и желание
вступать в коммуникацию. Я склонен полагать,
что именно уровень коммуникабельности
показывает наличие/отсутствие у субъекта
тех или иных барьеров общения.
* «Оценка социально-психологической адаптированности», представляет собой 101 суждение, 36 из которых соответствуют критериям социально-психологической адаптированности личности, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость для деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление справиться с ними... Напротив, критерии дезадаптации (37 утверждений) предполагают: непрятие себя и других, наличие защитных барьеров на пути общения и осмысления своего актуального опыта, негибкость и т.д. Оставшиеся 28 высказываний – нейтральны. Оценивать утверждения предлагалось по следующей шкале:
«Совершенно ко мне не относится» - 1
«Не похоже на меня» - 2
«Пожалуй, не похоже на меня» - 3
«Не знаю» - 4
«Пожалуй, похоже на меня» - 5
«Похоже на меня» - 6
«Точно про
Я
считаю низкую адаптированность следствием
отрицательного опыта общения на протяжении
весьма длительного периода времени в
течение жизни. Это дает мне возможность
предположить, что данный отрицательный
опыт был вызван влиянием на коммуникацию
тех или иных негативных факторов и, в
частности, барьеров общения.
* Последний тест определял уровень конфликтности личности. Он включал в себя 8 вопросов, описывающих различные весьма типичные конфликтогенные ситуации, и предлагал 3 варианта реагирования на эту ситуацию.
Я
уверен, что конфликтность субъекта
может быть следствием слабой адаптированности.
В таблице (размещённой в разделе Приложение) приводятся результаты всех трех тестов, испытуемые в ней расположены по убыванию уровня общительности.
Так
как в интерпретации
В интерпретации к тесту на общительность субъекты делятся на 7 уровней в зависимости от выраженности данного качества. Я использовал те же границы уровней, но для простоты объединил несколько из них, условно выделив 3 уровня: «высокий», «средний» и «низкий».
Затем я вычислил среднее значение адаптированности и среднее значение конфликтности для каждого из трех уровней и пришел к следующему (средние значения «округлены» до целых):
Ср. адаптированность = 52
Ср.
конфликтность = 11
2) Средний уровень общительности:
Ср. адаптированность = 43
Ср.
конфликтность = 16
Ср. адаптированность = 33
Ср. конфликтность = 19
Для
подтверждения достоверности
1) 0,77 для
связи между уровнями
2) -0,66 для связи между уровнями общительности и конфликтности;
3) -0,73 для
связи между уровнями соц.-психол. адаптированности
и конфликтности.
Вывод: Вышеприведенные данные достоверно подтверждают выдвинутую мной гипотезу о прямой зависимости показателей уровня общительности и социально-психологической адаптированности личности, а также обратной зависимости данных показателей с её уровнем конфликтности. В то время, как высокие значения корреляции позволяют положительно отнестись к результатам проведённого исследования, не смотря на сравнительно небольшой объём используемой выборки.
Всё это позволяет утверждать, что:
1) Наименее конфликтные испытуемые обладают более высокой степенью общительности, т.к. их коммуникация не в столь заметной степени затруднена барьерами общения. Судя по всему, процесс общения происходит у них достаточно легко и приносит им удовлетворение, о чём также говорит хорошая, либо отличная социально-психологическая адаптированность.
2) В
свою очередь, особо
Приложение.
№
Испыт-го |
Общительность | Адаптированность | Конфликтность |
1 | 30 | 63 | 9 |
2 | 29 | 59 | 11 |
3 | 26 | 54 | 7 |
4 | 25 | 52 | 19 |
5 | 25 | 56 | 7 |
6 | 25 | 32 | 21 |
7 | 25 | 50 | 11 |
8 | 24 | 51 | 9 |
9 | 23 | 67 | 9 |
10 | 23 | 62 | 11 |
11 | 23 | 50 | 11 |
12 | 22 | 54 | 13 |
13 | 22 | 51 | 11 |
14 | 22 | 50 | 13 |
15 | 22 | 46 | 7 |
16 | 21 | 47 | 9 |
17 | 20 | 49 | 7 |
18 | 20 | 46 | 13 |
19 | 18 | 47 | 13 |
20 | 17 | 57 | 15 |
21 | 16 | 43 | 13 |
22 | 15 | 37 | 17 |
23 | 15 | 36 | 19 |
24 | 15 | 35 | 17 |
25 | 14 | 35 | 15 |
26 | 14 | 28 | 19 |
27 | 13 | 32 | 15 |
28 | 12 | 37 | 19 |
29 | 10 | 32 | 21 |
30 | 7 | 31 | 23 |
Заключение.
В
современном обществе абсолютно каждый
человек имеет те или иные психологические
барьеры. И если даже человек справляется
с одними барьерами, то на поверхность
выходят другие. Несмотря на то, что в некоторых
случаях барьеры выполняют защитную функцию,
что бывает отнюдь не часто, главным образом
результат их действия негативен. Следовательно,
снижение барьеров, ведет к повышению
пользы от коммуникации. Даже при частичном
решении этой проблемы в рабочем коллективе,
компании друзей или семье можно добиться
более комфортного сосуществования и
значительно большей эффективности совместной
деятельности.
Список литературы.
1. Безменова
Н.А., Белянин В.П., Богомолова Н.Н.
и др., Оптимизация речевого
2. Большая советская энциклопедия: В 30 т., Москва, "Советская энциклопедия", 1969-1978.
3. Галыгин В. Ф., О преодолении психологического барьера при внедрении АСУ, Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами, Москва, 1974.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ«МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
5. Курбатов В.И., Стратегия делового успеха, Ростов-на-Дону, Феникс, 1995, www.emsu.ru.
6. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д., Психология затрудненного общения, Москва, ACADEMIA, 2001.
7. Леонов Н.И., Конфликты и конфликтное поведение, Питер, 2005.
8. Лупьян Я.А., Барьеры общения, конфликты, стресс…, Минск, «Вышейшая Школа», 1986.
9. Мельбруда Е., Я-Ты-Мы:Психология возможного улучшения общения, Прогресс, 1986.
10. Орлова
М. А, Психологические
11.ПлатоновЮ., Поведенческие барьеры, www.elitarium.ru, 2007.
12. Поздняков В.А., www.heatpsy.narod.ru
13. Скаженик Е.Н., Практикум по деловому общению, учебное пособие, Таганрог, ТРТУ, 2005.
14. Сосиденко Л.В., Конфликтность и барьеры в общении, www.psychology.net.ru
15. Уткин Э.А., Конфликтология. Теория и практика, Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКСМОС, 1998
Информация о работе Психологический анализ барьеров общения личности