Психологический анализ барьеров общения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цели:
1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.
2.Анализ способов преодоления барьеров общения.
3.Выявление особенностей взаимосвязи факта наличия/отсутствия барьеров общения с конфликтностью и социально-психологической адаптированностью личности.
Задачи:
1.Анализ литературы по проблеме барьеров общения.
2.Группирование видов барьеров общения по их этиологии.

Работа содержит 1 файл

Барьеры общения (курсовая работа).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

     Болгарский  психолог Ф. Генов, исследуя причины  возникновения служебных конфликтов, установил в частности, что, во-первых, у людей, занятых административной работой, уровень эмоциональной уравновешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом еще более снижается; во-вторых, плохое настроение руководителя существенно ухудшает настроение подчиненных, т.к носит «эпидемический» характер, иными словами, легко передается собеседнику.[11] 

Барьеры   восприятия.

     Каждый  человек стремится к тому, чтобы  его понимали. Но не все при этом стремлении делают все необходимое  для того, чтобы смысл его речи был ясным, стремления отчетливыми, цели обоснованными. В общении в возникшем непонимании чаще всего виновны обе стороны. Чтобы достичь максимального эффекта коммуникации, требуется отдать отчет в том, что существуют барьеры речи, установки, впечатления. 

* Когда в деловом общении возникают ситуации непонимания, то на 90% они связаны не с тем, что вас неправильно поняли (не способны понять или не хотят сделать этого), а с тем, что не удалось ясно, последовательно, убедительно изложить свою точку зрения. В этом заключается так называемый речевой барьер. Он может быть вызван неправильным подбором слов, ошибками в построении  сообщения, речевыми дефектами говорящего, неадекватной ситуации и содержанию интонацией сказанного, неверной оценкой способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабой аргументацией или элементарным невладением социально-психологическими механизмами общения. Однако он может появиться и вследствие эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией. Чем меньше человек владеет своими эмоциями, тем чаще он в общении порождает непонимание, конфликты, тем чаще сам попадает в нелепые ситуации.

     Эмоциональное состояние человека существенно  сказывается на его речи. Волнение может вызвать спазм речевой  мускулатуры. Возбуждение и радостное волнение могут побудить косноязычного человека к яркой, страстной речи, а могут и, наоборот, способствовать скомканному, отрывочному монологу. Чем больше человек овладел навыками общения и публичного выступления, тем лучше он контролирует свои эмоции, что само по себе влияет на успех коммуникации.[5]  

* Позицию человека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, еще не начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такой разговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит «отрицательная установка», сформированная:

      а) стереотипами мышления;

     б) предвзятыми представлениями;

    в) неадекватными  отношениями;

    г) отсутствием  внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;

    д) пренебрежением к фактам.[11] 

     По  Д.Н. Узнадзе (1966г.) «Установка – это неосознаваемая и обусловленная прошлым опытом детерминирующая тенденция, внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к явлениям и объектам действительности».[20]

     Психологи утверждают, что определенные установки  есть у каждого человека. Их формирование осуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичны толстые  люди, другому худые не внушают  доверия. Установка облегчает приспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, она представляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разные установки. Одни из них формируются легко и существуют длительное время или даже всю жизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На эти особенности установки оказывает влияние своеобразие личности.

     Люди  с подвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление к активности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимся обстоятельствам. Но они же бывают, поверхностны, легковесны, легко попадают под чужое влияние, испытывают трудности в принятии самостоятельных решений.

     В противовес вышеописанному типу людей  есть те, чьи установки статичны, постоянны, монотонны. Такие субъекты с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и в отстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычно это люди твердых убеждений и принципов, слабо подверженные негативному влиянию извне.[5] 

     Несколько слов стоит сказать о природе  причин возникновения «отрицательной установки» (они указаны выше):

      1)Стереотип  представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных  людях и ситуациях. Стереотипы  создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего (слушающего).

     2)Предвзятые  представления возникают в результате  снижения уровня самокритичности  и завышения самооценки (ясно, что не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает все, что им противоречит.

     3)Неадекватные  отношения формируются вследствие  смещения функционально-ролевых  и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

     4)Отсутствие  интереса. Нередко бывает, что человек  в процессе общения перестает  придавать значение воспринимаемой  им информации. Так пропадает интерес к общению. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также — и это весьма важно! — неумением управлять своим вниманием (неразвитыми волевыми качествами).

     5)Пренебрежение  фактами — это следствие привычки  делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая. [11] 

* Общение приводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, что наши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. По сути, это тоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всего ближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто просто ошибочно. Собеседник, воспринимаемый поверхностно, оформляется в клишированный образ, который, как показывают исследования психологов, чаще всего наделяется теми отрицательными качествами, которые интуитивно не нравятся нам самим в себе.

     Нет слов, впечатление, производимое человеком  на своего партнера по общению, имеет  большое значение. Его манеры в общении раскрывают его воспитание, социальный статус, культуру, а иногда и профессию. Мимика, жестикуляции позволяют сделать вывод о его эмоциях, характере, глубине чувств и переживаний. Поза говорит тоже о многом: от гордости и заносчивости до подобострастия и угодничества. Внешние признаки эмоционального состояния раскрываются в углублении и учащении дыхания, появлении капелек пота, красных пятен на лице и шее, бледности и т. п. Одежда человека говорит    об опрятности и аккуратности, вкусе и культуре, вернее, о мере этих врожденных и приобретенных качеств.

     Следовательно, первое впечатление о человеке может  довольно многое сказать. И по этому  впечатлению вполне обоснованно  и мотивированно формируется  отношение к собеседнику…

     Но  следует помнить, что все характерологические и физиономические качества совершенно ничего не говорят о вопросе, который вы намерены обсуждать с данным человеком. И если отрицательное первое впечатление по всем этим характеристикам переносится на предмет обсуждения, то тем самым и формируется барьер первого впечатления.[5] 

     Иногда  в производственных отношениях можно наблюдать барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер, по мнению Ю.Платонова, способен возникать в двух основных случаях: во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.[11] 

     И, наконец, крайне важное значение имеют субъективно-личностные барьеры общения, которые формируются на базе особенностей темперамента, характера и типа акцентуации личности. В зависимости от вышеуказанных параметров можно выделить несколько основных типов субъектов общения. В разделе Способы преодоления барьеров общения будут рассмотрены особенности поведения этих типов и способы эффективного взаимодействия с ними. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Способы преодоления барьеров общения.

     Практически для всех людей важно уметь  общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слушали и слышали. Поэтому, важно знать способы преодоления барьеров.

     В общении всегда участвуют, по крайней  мере, двое. Каждый одновременно и воздействует и подвергается воздействию. Условно  разделим эти функции и выделим говорящего (тот, кто воздействует) и слушающего, понимая, что каждый в общении одновременно или попеременно является и тем, и другим. Управлять эффективностью могут оба партнера, говорящий и слушающий, и каждый из них может сыграть свою роль как в повышении, так и в понижении эффективности общения.

     Прежде  всего опишем пути преодоления основных видов барьеров общения из перечисленных  в предыдущем разделе: 

* В случае с барьерами отрицательных эмоций трудно найти универсальный способ преодоления, т.к. при столкновении с большинством из них не существует рационального способа поведения, ввиду того, что эмоции сами по своей природе иррациональны.  

* Преодоление барьера речи состоит из нескольких компонентов:

1) Преодоление внутренней скованности и излишнего эмоционального возбуждения. В разговоре с собеседником сразу угадывается его эмоциональный настрой. Уверенный человек чеканит слова, твердо говорит «да» и «нет», свободно оперирует доводами, способен легко воспринимать критику и адекватно на нее реагировать.

     Чтобы преодолеть «зажатость», рекомендуется  обычный аутотренинг. Требуется  расслабиться, отвлечься, глубоко подышать, сделать несколько движений руками, плечами, помассировать лоб, область  рта, жевательных мышц, шею. Для более  полного расслабления можно, закрыв глаза, вспомнить какую-либо приятную картину, внутренне прокомментировать ее или даже просто посчитать про себя. При этом речь, естественно, идет не об устранении эмоций вообще. Без нужного эмоционального подъема хорошая речь вообще невозможна, требуется просто устранить излишнюю нервозность.[5] 

2) Преодоление фонетического барьера. Вряд ли кого-нибудь удивит совет: для того чтобы быть правильно понятым, надо говорить внятно, разборчиво, достаточно громко, избегать скороговорки и т.д. Для каждого вполне ясно, что выполнение такого рода условий улучшает "проходимость" информации, оптимизирует коммуникацию. Однако, кроме перечисленных общих положений, можно указать и некоторые вполне конкретные закономерности восприятия речи другого. Такого рода закономерности выявлены в многочисленных экспериментах, посвященных изучению сравнительной эффективности в общении различных физических характеристик коммуникации - темпа и скорости речи, качества дикции и произношения и т.д.

     В целом результаты подобных исследований свидетельствуют о том, что в отношении каждого фонетического параметра существуют верхний и нижний предел восприятия, определяющиеся психофизиологическими возможностями человека. Скажем, для скорости речи можно найти такую скорость (верхний предел), при которой восприятие невозможно при любых усилиях слушающего, т.к. речь говорящего сливается для него в один поток, и такую скорость (нижний предел), когда промежутки между словами становятся настолько большими, что невозможно установить между ними связь. Точно такие же пределы можно указать и для других параметров. Однако коммуникация редко проходит на пределе, обычно принципиальная возможность понимания существует. Скорость речи зависит от многих переменных. От степени знания языка; от степени знакомства с содержанием. На восприятие быстрой или медленной речи влияют: образование, принятые нормы (в разных странах говорят с различной скоростью), возраст, индивидуальные особенности.

     Кроме того, для преодоления фонетического  барьера необычайно важна обратная связь. В конкретном общении оптимальную  скорость речи или дикцию можно установить по ходу дела, опираясь на реакцию слушателя.[14]

      

3) Преодоление семантического барьера. Семантический барьер является следствием несовпадения тезаурусов людей. В силу того, что каждый человек имеет неповторимый индивидуальный опыт, он имеет и неповторимый тезаурус. Что же позволяет преодолеть этот барьер?

Информация о работе Психологический анализ барьеров общения личности