Психологический анализ барьеров общения личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цели:
1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.
2.Анализ способов преодоления барьеров общения.
3.Выявление особенностей взаимосвязи факта наличия/отсутствия барьеров общения с конфликтностью и социально-психологической адаптированностью личности.
Задачи:
1.Анализ литературы по проблеме барьеров общения.
2.Группирование видов барьеров общения по их этиологии.

Работа содержит 1 файл

Барьеры общения (курсовая работа).doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Введение.

     Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений типа "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Новизна данной работы заключается в систематике разрозненной информации о барьерах общения и способах борьбы с ними, а также выявлении статистически достоверной связей факта существования барьеров общения с некоторыми компонентами коммуникативной сферы личности (см. Главу II). Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.

Таким образом…

Объект: Коммуникативная сфера личности.

Предмет: Связь общительности с социально- психологической адаптированностью и конфликтностью личности.

Цели:

1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.

2.Анализ способов преодоления барьеров общения.

3.Выявление  особенностей взаимосвязи факта  наличия/отсутствия барьеров общения  с конфликтностью и социально-психологической адаптированностью личности.

Задачи:

1.Анализ  литературы по проблеме барьеров общения.

2.Группирование  видов барьеров общения по  их этиологии.

3.Подбор  имеющихся рекомендаций по преодолению  рассмотренных барьеров.

4.Подбор  методик для эмпирического исследования.

5.Осуществление  диагоностики испытуемых с использованием  выбранных методик.

6.Анализ  полученных данных.

(подробности  эмпирического исследования см. в Главе II) 
 

Глава I. 

1. Понятие общения.

      Прежде  всего, для перехода к определению  понятия «барьеров общения» необходимо ввести понятие «общения».

     Как научная категория «общение» принадлежит к психологии человеческих взаимоотношений. В определении понятия «общение» можно выделить несколько подходов:

1) общение  как форма взаимодействия (по Л.Д. Столяренко);

2) общение  как процесc (по А.В. Петровскому);

3) общение  как деятельность (по В.И. Слободчикову).[10]

      В виду разницы подходов существует огромная масса трактовок понятия. Их настолько  много, что не имеет смысла их перечислять. Следовательно, остановимся на одном  из них, которое в достаточной  для понимания мере отражает каждый из подходов:

     Общение – «это  сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)»[4]

Как было выделено в определении, общение представлено тремя взаимосвязанными компонентами (сторонами, процессами):

     - перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

     - коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.);

     - интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника.[10]

      Таким образом, разумно предположить, что  дисфункция одной или более вышеописанных сторон общения и порождает барьеры общения. (подробнее об этом см. разделе «Виды барьеров общения, их природа и способы проявления») 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятие барьеров.

     Так понят «барьеры общения» - понятие  сугубо психологическое, то и само слово «барьер» понимается в нём несколько иначе, чем в других отрослях научного знания, а именно:

     Барьер - “это психологическое препятствие мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности”.[3]

     К сожалению, в мне не удалось найти чёткой формулировки понятия «барьеров общения», но, тем не менее, по сведениям, которые мне довелось анализировать в процессе исследования проблемы, я готов сформулировать это понятие достаточно точно:

     Барьеры общения - это жестко блокирующие межличностную коммуникацию, либо снижающие её эффективность психологические факторы. 
 
 
 
 
 
 

3. Виды барьеров общения, их природа и способы проявления.

     Среди различных видов барьеров общения особое место занимают барьеры отрицательных эмоций. Рассмотрим их подробнее.

     Прежде  всего, «Эмоции» (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) - это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.[2]

       Эмоции принято делить на положительные  и отрицательные. Соответственно  человек стремится испытать положительные  эмоции и избежать отрицательных.

      Основной  причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

      Следовательно, барьеры отрицательных эмоций могут  в значительной степени различаться, в зависимости от своей природы: 

* Очень распространен барьер общения, возникающий на почве страдания или горя. Здесь могут иметь место и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим социальным статусом, и тягостные физические (в том числе боли) и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ на события, так и в преддверии их. Барьер общения, создаваемый отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Очень часто все это выражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение.[5] 

* Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.

     В общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный  потенциал, энергия, смелость и решительность  человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывают трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть.[5] 

* Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

     Человечество  испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия. В частности, американский словарь медицинской терминологии приводит около 400 видов устойчивых страхов, называемых в науке фобиями. Психологи определяют «фобию» как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний. Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, появляются при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.[11]

     Страх — явление динамичное. Стадии страха можно классифицировать по степени  выраженности его дезорганизующей  функции, построить динамический ряд страха:

1) Тревога,  или зачаточная стадия. Основная  функция страха в этом состоянии  — оценочная. Модели общения  дезинтегрируются в силу большой  концентрации внимания не на  его содержательной стороне, а  на оценке возможной угрозы.

2) Испуг  как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.

3) Собственно  страх как состояние полной  дезорганизации психологической  структуры личности (или ее гиперсентограция).

4) Конечная  стадия - состояние ужаса, обусловлена  наибольшей степенью  проявления дезорганизующей функции. На этом этапе возможны:

     - отказ  защитных механизмов  психики; 

     - деградация личности;

     - разрушение организма. 

Пребывание  личности как субъекта общения на той или иной стадии страха не дает возможности настроиться на  адекватное целям поведение.[11]

     Страх можно рассматривать и как  своеобразный защитный механизм внутреннего  «Я» личности. 

* Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Он появляется как реакция на критику, неумеренную похвалу, лесть, а

также из-за боязни показаться неловким или  быть уличенным в чем-то, что может  замарать репутацию. В этом случае человек  краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит  взгляд от партнера по общению.

      Субъективно-личностная их (это относится и к барьеру страха) окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.[5]

* Существует довольно устойчивый барьер общения, вызываемый отвращением и брезгливостью. Он возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических

норм  или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда. 

* Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Презрение обычно вызывают аморальные поступки, неприемлемые черты характера (трусость, скупость), предрассудки и т. д. 

* Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Под ним подразумевается комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем, например, гнев или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной себе собственной черствости. К причинам плохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии — низкой двигательной активности. Плохое настроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением — плохой работник и еще худший партнер в общении. Плохое настроение часто служит источником конфликтов, т.к. эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления.[5]

Информация о работе Психологический анализ барьеров общения личности