Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 09:38, курсовая работа
Цели:
1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.
2.Анализ способов преодоления барьеров общения.
3.Выявление особенностей взаимосвязи факта наличия/отсутствия барьеров общения с конфликтностью и социально-психологической адаптированностью личности.
Задачи:
1.Анализ литературы по проблеме барьеров общения.
2.Группирование видов барьеров общения по их этиологии.
Введение.
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений типа "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Новизна данной работы заключается в систематике разрозненной информации о барьерах общения и способах борьбы с ними, а также выявлении статистически достоверной связей факта существования барьеров общения с некоторыми компонентами коммуникативной сферы личности (см. Главу II). Разработка и решение проблемы "барьеров" имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание "барьеров" на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.
Решение проблемы "барьеров" общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия "барьеров" и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения – это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса "барьеров" общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.
Таким образом…
Объект: Коммуникативная сфера личности.
Предмет: Связь общительности с социально- психологической адаптированностью и конфликтностью личности.
Цели:
1.Систематизация знаний о видах барьеров общения, особенностях их возникновения и проявления.
2.Анализ способов преодоления барьеров общения.
3.Выявление
особенностей взаимосвязи
Задачи:
1.Анализ
литературы по проблеме
2.Группирование видов барьеров общения по их этиологии.
3.Подбор
имеющихся рекомендаций по
4.Подбор
методик для эмпирического
5.Осуществление
диагоностики испытуемых с
6.Анализ полученных данных.
(подробности
эмпирического исследования см.
в Главе II)
Глава
I.
1. Понятие общения.
Прежде всего, для перехода к определению понятия «барьеров общения» необходимо ввести понятие «общения».
Как научная категория «общение» принадлежит к психологии человеческих взаимоотношений. В определении понятия «общение» можно выделить несколько подходов:
1) общение как форма взаимодействия (по Л.Д. Столяренко);
2) общение как процесc (по А.В. Петровскому);
3) общение как деятельность (по В.И. Слободчикову).[10]
В виду разницы подходов существует огромная масса трактовок понятия. Их настолько много, что не имеет смысла их перечислять. Следовательно, остановимся на одном из них, которое в достаточной для понимания мере отражает каждый из подходов:
Общение – «это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)»[4]
Как было выделено в определении, общение представлено тремя взаимосвязанными компонентами (сторонами, процессами):
- перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
- коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми (общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.);
- интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждение собеседника.[10]
Таким
образом, разумно предположить, что
дисфункция одной или более вышеописанных
сторон общения и порождает барьеры общения.
(подробнее об этом см. разделе «Виды
барьеров общения, их
природа и способы проявления»)
2. Понятие барьеров.
Так понят «барьеры общения» - понятие сугубо психологическое, то и само слово «барьер» понимается в нём несколько иначе, чем в других отрослях научного знания, а именно:
Барьер - “это психологическое препятствие мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности”.[3]
К сожалению, в мне не удалось найти чёткой формулировки понятия «барьеров общения», но, тем не менее, по сведениям, которые мне довелось анализировать в процессе исследования проблемы, я готов сформулировать это понятие достаточно точно:
Барьеры
общения - это жестко блокирующие межличностную
коммуникацию, либо снижающие её эффективность
психологические факторы.
3. Виды барьеров общения, их природа и способы проявления.
Среди различных видов барьеров общения особое место занимают барьеры отрицательных эмоций. Рассмотрим их подробнее.
Прежде всего, «Эмоции» (франц. émotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную) - это субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д.[2]
Эмоции принято делить на
Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.
Следовательно,
барьеры отрицательных эмоций могут
в значительной степени различаться,
в зависимости от своей природы:
* Очень
распространен барьер общения, возникающий
на почве страдания или горя. Здесь могут
иметь место и трагические события, и разочарования,
и неудача в важном деле, и неудовлетворенность
своим социальным статусом, и тягостные
физические (в том числе боли) и нервные
ощущения. Этот барьер может возникать
как в ответ на события, так и в преддверии
их. Барьер общения, создаваемый отрицательными
эмоциями данного типа, вызывает искаженное
представление о действительности и неправильные
оценки. Очень часто все это выражается
в агрессивности или в стремлении вообще
избежать общения, замкнуться в одиночестве.
Невнимание к отрицательным эмоциям этого
рода вызывает досаду и еще большее переживание,
а повышенное внимание, участие и утешение
часто провоцируют лишь раздражение.[5]
* Трудно преодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные препятствия к удовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный поступок.
В
общении мотивированный гнев, пыл, эмоциональный
потенциал, энергия, смелость и решительность
человека могут многократно возрасти.
Однако в этом случае ему обычно
отказывают трезвый расчет, предусмотрительность
и гибкость. Он склонен к резким
словам и агрессивным действиям. Партнер,
перечащий ему, становится своеобразным
«громоотводом», на который изливается
весь гнев. Деловое общение с раздраженным
или гневным человеком невозможно, не
стоит «подливать масло в огонь», создавать
условия, о которых всем в дальнейшем придется
сожалеть.[5]
* Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.
Человечество испытывает огромное количество страхов. Большинство из них имеет научные названия. В частности, американский словарь медицинской терминологии приводит около 400 видов устойчивых страхов, называемых в науке фобиями. Психологи определяют «фобию» как навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситуаций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний. Фобии не возникают на пустом месте, а, как правило, появляются при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.[11]
Страх — явление динамичное. Стадии страха можно классифицировать по степени выраженности его дезорганизующей функции, построить динамический ряд страха:
1) Тревога,
или зачаточная стадия. Основная
функция страха в этом
2) Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.
3) Собственно
страх как состояние полной
дезорганизации
4) Конечная стадия - состояние ужаса, обусловлена наибольшей степенью проявления дезорганизующей функции. На этом этапе возможны:
- отказ защитных механизмов психики;
- деградация личности;
- разрушение организма.
Пребывание личности как субъекта общения на той или иной стадии страха не дает возможности настроиться на адекватное целям поведение.[11]
Страх
можно рассматривать и как
своеобразный защитный механизм внутреннего
«Я» личности.
* Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Он появляется как реакция на критику, неумеренную похвалу, лесть, а
также из-за боязни показаться неловким или быть уличенным в чем-то, что может замарать репутацию. В этом случае человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнера по общению.
Субъективно-личностная их (это относится и к барьеру страха) окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.[5]
* Существует довольно устойчивый барьер общения, вызываемый отвращением и брезгливостью. Он возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических
норм
или вследствие «гигиенического неприятия»
другого человека. Если на физические
дефекты окружающие быстро перестают
обращать внимание, то гигиенические отклонения
они не приемлют никогда.
* Барьер
презрения, как и барьер отвращения, ограничивает
контакты с человеком, вызвавшим отрицательные
эмоции. Презрение обычно вызывают аморальные
поступки, неприемлемые черты характера
(трусость, скупость), предрассудки и т.
д.
* Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Под ним подразумевается комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем, например, гнев или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной себе собственной черствости. К причинам плохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии — низкой двигательной активности. Плохое настроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением — плохой работник и еще худший партнер в общении. Плохое настроение часто служит источником конфликтов, т.к. эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления.[5]
Информация о работе Психологический анализ барьеров общения личности