Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:31, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.
Как известно, тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи "ключа" соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.
Самый
главный вопрос, который встает здесь,
– это вопрос о том, насколько
значимы для личности предлагаемые
ей задания и вопросы; в социально-психологическом
исследовании – насколько можно
соотнести с тестовыми
Эксперимент
выступает в качестве одного из основных
методов исследования в социальной психологии.
Полемика вокруг возможностей и ограниченностей
экспериментального метода в этой области
является одной из самых острых полемик
по методологическим проблемам до настоящего
времени. В социальной психологии различают
два основных вида эксперимента: лабораторный
и естественный. Для обоих видов существуют
некоторые общие правила, выражающие суть
метода, а именно: произвольное введение
экспериментатором независимых переменных
и контроль за ними, а также за изменениями
зависимых переменных. Общим является
также требование выделения контрольной
и экспериментальной групп, чтобы результаты
измерений могли быть сравнимы с некоторым
эталоном. Однако наряду с этими общими
требованиями лабораторный и естественный
эксперименты обладают своими собственными
правилами. Особенно дискуссионным для
социальной психологии является вопрос
о лабораторном эксперименте.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, объектами психологии больших
групп является толпа, аудитория, а
также болельщики на трибунах. Большие
группы делятся на два вида: межгрупповой
(объективные макрогруппы) и внутригрупповой
(субъективно-психологические
Выделяют три уровня развитости больших групп:
- типологический
– члены соответствующей
- идентификационный
– члены группы осознают свою
принадлежность к данной
- интеграционный – готовность членов группы к совместным действиям во имя групповых целей.
По
аналогии с общей психологией
разделяют по сферам психики на когнитивные,
к которым относятся
Основными признаками толпы являются:
- многочисленность;
- высокая контактность;
- эмоциональная возбужденность;
- неорганизованность;
- неустойчивые цели.
Структурные характеристики толпы: форма толпы, величина, плотность, уровень активности.
По уровню или степени своей активности выделяют пассивные (характерно отсутствие эмоционального возбуждения), активные (толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения) и агрессивные виды толп (уровень эмоционального возбуждения существенно возрастает).
Слухи – форма искаженной информации о значимом объекте или событии, которые выполняют функции:
- удовлетворяют социальную потребность человека в познании окружающего мира;
- снимают неопределенность;
- регулируют поведение человека;
- выполняют
функцию предвосхищения
Паника
– стихийно возникающее поведение
больших масс людей, основанное на чувстве
неуправляемого страха. Для людей, находящихся
в паническом состоянии, характерна так
называемая поведенческая неопределенность
( состояние растерянности, порождающее
хаотичность в действиях и неадекватность
поведения в целом).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ