Психологические явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Как известно, тест – это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи "ключа" соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.

     Самый главный вопрос, который встает здесь, – это вопрос о том, насколько  значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в социально-психологическом  исследовании – насколько можно  соотнести с тестовыми измерениями  различных характеристик личности ее деятельность в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей, ее составляющих, станут ясными. В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии – проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получившие широкое распространение тест Т. Лири и социометрический тест, который будет рассмотрен особо в разделе, посвященном малой группе.

     Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам до настоящего времени. В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, а именно: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для социальной психологии является вопрос о лабораторном эксперименте. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, объектами психологии больших  групп является толпа, аудитория, а  также болельщики на трибунах. Большие  группы делятся на два вида: межгрупповой (объективные макрогруппы) и внутригрупповой (субъективно-психологические макрогруппы).

     Выделяют  три уровня развитости больших групп:

 - типологический  – члены соответствующей группы  объективно схожи между собой  по каким-то признакам.

 - идентификационный  – члены группы осознают свою  принадлежность к данной группе.

 - интеграционный  – готовность членов группы к совместным действиям во имя групповых целей.

     По  аналогии с общей психологией  разделяют по сферам психики на когнитивные, к которым относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, мотивационные, которые проявляются в общегрупповой мотивации, ценностях, интересах, целях, установках и идеалах, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления.

     Основными признаками толпы являются:

 - многочисленность;

 - высокая  контактность;

 - эмоциональная  возбужденность;

 - неорганизованность;

 - неустойчивые  цели.

     Структурные характеристики толпы: форма толпы, величина, плотность, уровень активности.

     По  уровню или степени своей активности выделяют пассивные (характерно отсутствие эмоционального возбуждения), активные (толпа, находящаяся в состоянии эмоционального возбуждения) и агрессивные виды толп (уровень эмоционального возбуждения существенно возрастает).

     Слухи – форма искаженной информации о  значимом объекте или событии, которые  выполняют функции:

 - удовлетворяют социальную потребность человека в познании окружающего мира;

 - снимают  неопределенность;

 - регулируют  поведение человека;

 - выполняют  функцию предвосхищения социальных  событий.

     Паника  – стихийно возникающее поведение  больших масс людей, основанное на чувстве неуправляемого страха. Для людей, находящихся в паническом состоянии, характерна так называемая поведенческая неопределенность ( состояние растерянности, порождающее хаотичность в действиях и неадекватность поведения в целом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев – М. : Проспект, 2006. – 563 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева – М. : Аспект Пресс, 2007. – 354 с.
  3. Гринберг, Д. Организационное поведение: от теории к практике [Текст] / Д. Гринберг, Р. Бейрон. – М. : Вершина, 2006. – 216 с.
  4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология [Текст] / Г.Г. Дилигенский . – М.: Финпресс, 2007. – 365 с.
  5. Донцов А.И. Психология коллектива [Текст] / А.И. Донцов. – СПб. : Союз, 2007. – 432 с.
  6. Лавский, В.В. Притчи человечества [Текст] / В.В. Лавский. – Минск: Лотаць, 2005. – 608 с.
  7. Майерс Д. Социальная психология. [Текст] / Д. Майерс М.: Аспект Пресс, 2006. – 407 с.
  8. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006. – 476 с.
  9. Ниренберг, Дж. Гений переговоров [Текст] / Дж. Ниренберг. – Минск: Попурри, 2007. – 349 с.
  10. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история  [Текст] / Б.Ф. Поршнев. - 2-е изд. - М.: Наука, 2004. - 232 с.
  11. Романов, А.А. Грамматика деловых бесед [Текст] / А.А. Романов. – Тверь: Печатное дело, 2005. – 362 с.
  12. Руденский Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский, – М. : Вильямс, 2006. – 375 с.
  13. Сопер, П.Л. Основы искусства речи [Текст] / П.Л. Сопер. – М. : Прогресс, 2005. – 225 с.
  14. Трусов В.П. Когнитивные процессы в социальной психологии  [Текст] / Трусов В.П. – СПб. : Питер, 2007. – 326 с.
  15. Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера [Текст] / C.Р. Филонович . – М. : ИНФРА-М, 2009. – 198 с.
  16. Фрюминг, Р. Взаимодействие ради результата [Текст] / Р. Фрюминг, Лаком Ж. – М. : Зевс, 2007. – 275 с.
  17. Шибутани Т. Социальная психология [Текст] / Шибутани Т.  - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.
  18. Шихирев П.Н. Социальная психология в странах Западной Европы [Текст] / П.Н. Шихирев. – СПб. : Питер, 2007. – 326 с.
  19. Ядов В.А. Социальная идентификация личности [Текст] / В.А. Ядов – М., 2004 – 366 с.
  20. Ядов В.А. Социологическое исследование [Текст] / В.А. Ядов Методология, программа, методы. - М.: Наука, 2003. - 237 с.

Информация о работе Психологические явления