Психологические явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;

     2) потребности большинства личностей,  входящих в данную группу, т.  е. типичные для группы потребности.

     В сравнительном исследовании истории  развития психологических особенностей российского крестьянства были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развития России.

     В интересах группы субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности на удовлетворение потребностей. В общественных интересах отражаются потребности общества в целом и отдельных социальных групп. В процессе общественного развития интересы претерпевают изменения. Например, интерес к предпринимательству в России возник в ходе социально-экономических преобразований.

     В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему  предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном  поведении, выборе и принятии решения в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности группы, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности.

     Идеалы  выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального желаемого явления.

     Аффективная сфера психологии больших социальных групп включает чувства, эмоции и  настроения. Специфическими для больших  социальных групп являются социальные чувства. Носителями этих чувств являются объединения людей, социальные общности. В социальных чувствах отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Феномен общественных настроений является одним из важнейших в психологии больших групп, в яркой форме отражающим отношения и оценки людьми состояния объективных процессов, господствующих в обществе в разные периоды развития. Диапазон положительных и отрицательных общественных настроений очень велик. На одном его полюсе могут находиться настроения воодушевления, энтузиазма, оптимизма, на другом — упадка, растерянности, пессимизма.

     Регулятивно-волевую, или деятельностную, сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. В деятельности больших социальных групп выделяют цели, структуру, субъектов и формы деятельности. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность и общественная.

     Все рассмотренные выше сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в определенных конкретно-исторических условиях проявляется двояким образом:

     1) как характеристика типичной  личности представителя определенной  общности;

     2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации и т. д.).

     Психический склад — это наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи. Социальный характер группы определяется специфической культурой, системой знаков, символов, привычек, нравов. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей и ориентации, в которых происходит процесс социализации. Социальный характер с определенной логикой детерминирует одни поступки и исключает другие. Традициями называются исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения правил, норм поведения, отношений людей. Обычаи — это прочно установившиеся в той или иной социальной группе правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно и личностно значимых событий (особые моменты трудовой деятельности, быта, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, праздники и др.) Обычай хранит определенный опыт, является символом определенных ценностей, выработанных обществом, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, личности (например, отношение к старшим).

     Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ жизни как совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, отдельного человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения многообразными способами отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных установках, потребностях, стиле жизни и поведения. Психологические особенности с разной интенсивностью проявляются у разных социальных групп. Яркие формы они приобретают, например, в психологии наций и этнических общностей. 

     РАЗДЕЛ  II. ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ.

Существует  два вида общностей людей, которые  определяют специфические социально-психологические  особенности групп (по Г.Г. Дилигенскому) 14.

  1. Основанием служат объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделение труда. Основание для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно.
  2. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примером таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения.

     Для усиления сущности психологической  общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.

     В первом случае явления, состояния, возникающие  в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность – первичное основание.

     Классификация по разным признакам:

1)по  времени различаются длительно существующие большие группы – классы, нации и коротко существующие – митинги, аудитории, толпа.

2)по  характеру организованности –  неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает  стихийно (толпа), другие организуются  сознательно (партии, ассоциации).

3)по  примеру классификации малых  групп можно говорить об условных (половозрастные, профессиональные) и  реальных группах (митинги, собрания).

4)Большие  группы могут быть открытыми  и закрытыми. Членство в последних  определяется внутренними установками групп.

     Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью (по Дилигенскому).

  1. Типологическая группа – объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак. Таким признаком может быть демографический показатель (мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т.д.). характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
  2. Сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетерогенны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические.

     Предмет психологии больших групп: Г.М. Андреева ставит вопросы, подлежащие изучению:

  1. какие группы следует рассматривать в качестве «больших»;
  2. какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи;
  3. каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психологии;
  4. какими методами можно пользоваться при изучении этих явлений?

     Дилигенский: психология больших групп изучает  особенности различных видов  субъективно-психологических групп, механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым 15.

     Третий  уровень предполагает готовность членов группы к совместным действиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Уровень солидарности или уровень интегрированности.

     Факторы, определяющие уровень психологической общности группы.

  1. Степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих».
  2. Характер внутри- и межгрупповых коммуникаций.
  3. Идеология. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
  4. Общественно-исторический опыт. Системообразующий признак этого опыта является практика коллективного действия.

      Элементы общественной психологии:

      Когнитивная сфера – относятся коллективные представления социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Когнитивные структуры – основа обыденной психологии. Высший их уровень – сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

     Мотивационно-потребностная  сфера представляется общегрупповой  мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. Групповые потребности: - потребности группы как данной системы, нуждающихся в определенных условиях своего функционирования; - потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности.

     Специфическое место в побудительной сфере  имеют общественные интересы. В них  отражаются потребности общества в  целом, отдельных социальных групп.

     В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему 16.

     Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.

     Деятельностную  сферу составляет коллективная деятельность и групповое поведение.

     Формы проявления:

     Психический склад – социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы.

     Социальный  характер – определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев.

     Традиции  – это исторически сложившаяся  под влиянием определенных условий  жизни узаконенные способы воспроизведения  исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.

     Обычаи – прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий.

Информация о работе Психологические явления