Психологические явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Предрассудки  – элемент психического склада, примыкающий к социальным обычаям, укоренившееся в обществе мнение.

     Образ жизни – совокупность устоявшихся  типичных для определенных социально-экономических  отношений форм жизнедеятельности  народов, классов, социальных групп, отдельных  людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах 17. 

     Классификация больших социальных групп

     Рассмотрим  основные подходы к классификации  социальных групп. По критерию величины выделяют малые и большие группы. Малые группы - это группы, в которых  общественные отношения выступают в качестве непосредственных личных контактов.

     Отличительные признаки малых групп: близость субъектов;  интенсивность их взаимодействий; устойчивость и продолжительность функционирования развития; высокая степень совпадения общих ценностей, правил и норм поведения.

     В больших социальных группах (классовых, территориальных, национальных других широких общностях) связи и отношения  носят не только непосредственный, но и опосредованный характер.

     По  способу и характеру организации (точнее, организованности) различают формальные и неформальные группы.

     Формальным  группам присущи правила организации, действия, запреты,  санкционированные обществом. Здесь отношения в полном смысле слова оформлены.

     Неформальная  группа не имеет нормативно закрепленных оснований функционирования ее членов, их поведение не регламентировано. Однако это не означает отсутствия порядка и организованности. Диапазон неформальных групп огромен: от  друзей, любителей искусства, обществ милосердия, защитников природы и культур нации или иной этнической общности 18.

     В зависимости от положения различаются  объективные группы и субъективные группы. Объективные группы это группы, позиция которых  определена независимо от воли, сознания, желания или потребности (скажем, социальный класс, который имеет свое место в общественной жизни, по-своему относится к средствам  производства, выполняет особую роль в организации деятельности и т.д.).    Субъективные группы - это группы, которые возникают и существуют постольку, поскольку формируются  сознательными действиями людей.

     Классообразование — сложный исторический процесс, результат общественного расслоения.

     Социальный  класс - это крупная таксономическая единица анализа в те социальной стратификации. Это понятие родилось задолго до появления стратификационной теории. Оно вошло в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в новое время.

     В целом в XX в. предпринимаются неоднократные  попытки дать более конкретного  понимание социального класса, приведя  его в соответствие с реальными  изменениями, характерными для капиталистического общества этого периода. Так, М. Вебер в отличие от К. Маркса, отказывается от философской интерпретации класса, перемещая содержание понятия в экономическое пространство. Базовый регулятор классовых отношений сводит к "собственности" и к "отсутствию собственности"; между полярными классами собственников и рабочим классом Вебер усматривает наличие так называемого среднего класса.

     Рассмотрим  роль социальной группы в развитии общества и формировании личности:

     Социализация. Группа является основным фактором, способствующим выживанию человека в обществе. Младенцы в течение длительного времени нуждаются в заботе взрослых. В это время они воспринимают некоторые навыки и многие требования, необходимые для жизни в группах. Становясь старше, они усваивают знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой принадлежат.

     Инструментальная  роль группы. Многие группы образуются ради выполнения определенной работы. Эти группы необходимы для осуществления дел, которые трудно или невозможно выполнить одному человеку (профессиональные группы) 19.

     Экспрессивный аспект в формировании группы. Некоторые виды групп называются экспрессивными. Они имеют своей целью удовлетворить стремление членов группы к социальному одобрению, уважению и доверию. Такие группы образуются стихийно при сравнительно небольшом воздействии извне. Например, компании друзей и подростков, которым нравится вместе играть и др. 20.

     Поддерживающая  роль группы. Люди объединяются не только для выполнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребностей, но также и для ослабления неприятных чувств. Под воздействием группы происходит ослабление некоторых отрицательных эмоций, переживаемых членами группы. Однако некоторые наоборот, могут усилится под воздействием эмоций других членов группы. 
Когда совокупность людей становится группой, формируются нормы, роли и моральные ценности на основе которых устанавливается порядок взаимодействия.
 
 
 

     РАЗДЕЛ  III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

     Весь  набор методов можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние  относятся к специфической области  социальной психологии, к так называемой "психологии воздействия" и будут  рассмотрены в главе о практических приложениях социальной психологии. Здесь же анализируются методы исследования, в которых в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки. (Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы. С этим можно согласиться, но тем не менее для полного представления о всем методическом вооружении социальной психологии следует упомянуть о существовании этой второй группы методов).

     Среди методов сбора информации нужно  назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).Вряд ли целесообразно в общем курсе, да еще и в его начале подробно характеризовать каждый из этих методов. Логичнее указать случаи их применения при изложении отдельных содержательных проблем социальной психологии, тогда такое изложение будет значительно понятнее. Сейчас необходимо дать лишь самую общую характеристику каждого метода и, главное, обозначить те моменты, где в применении их встречаются определенные затруднения. В большинстве случаев эти методы идентичны тем, что применяются в социологии.

     Наблюдение является "старым" методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль. Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы "прочтение" протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

     Существует  много различных предложений  для организации так называемого  структурирования данных наблюдения, т.е. выделения заранее некоторых  классов, например, взаимодействий личностей  в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Ниже будет подробно охарактеризована одна из таких попыток, предпринятых Р.Бейлсом. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений есть по существу вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии. В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос – это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения. Хотя и существует много различных процедур для того, чтобы обеспечить фиксацию этих единиц в определенные промежутки времени и их кодирование, вопрос нельзя считать до конца решенным. Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований. Особый интерес при этом представляет такая разновидность наблюдения, как включенное наблюдение, когда исследователь (инкогнито!) становится участником изучаемой группы.

     Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод "объективный" методу "субъективному". Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера "субъективности" документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ – исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Проблема понимания – это особая проблема психологии, но здесь она включается в процесс применения методики, следовательно, не может не приниматься во внимание.

     Для преодоления этого нового вида "субъективности" (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название "контент-анализ" (буквально: "анализ содержания"). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные "единицы", а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей. Как и при использовании многих других методов в социальной психологии, здесь причины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

     Опросы – весьма распространенный прием в социально-психологических исследованиях, вызывающий, пожалуй, наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты.

     Главные методологические проблемы, которые  возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь – логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросника. Все это служит тому, чтобы вопросник не требовал ответов "в лоб", чтобы содержание его было понятно автору лишь при условии проведения определенного замысла, который изложен не в вопроснике, а в программе исследования, в гипотезе, построенной исследователем. Конструирование вопросника – труднейшая работа, она не может выполняться поспешно, ибо всякий плохой опросник служит лишь компрометации метода.

     Построение  вопросника для анкеты требует большого мастерства исследователя. Логика его построения, порядок следования вопросов, их тип (открытые — закрытые) должны быть тщательно продуманы: составитель анкеты должен иметь «ключ» Ю при помощи которого ответы на вопросы могут быть адекватно интерпретированы.

     Отдельная проблема – применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность "субъективности", о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные "противоядия", и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы – самый "легкий" для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос – это самый "трудный" метод социально-психологического исследования.

     Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Информация о работе Психологические явления