Психологические явления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 14:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  темы исследования продиктована нашей действительностью, в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; конформизм. В основе перечисленных и подобных явлений лежат психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием, как отдельных личностей, так и их объединений - социальных групп: это и семья, и производственная бригада, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.

     Психология  больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований. Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной культурно-исторической общности людей. С момента рождения он включен в различные виды социальных общностей (национальные, территориальные, семейные, клановые, в дальнейшем — учебные, а с начала трудовой деятельности профессиональные и общественно-политические).

     Степень изученности темы исследования. Изучение психологических процессов в больших общностях составляет одну из задач социальной психологии. Собственно в историческом плане зарождение социальной психологии как науки началось с появления работ по «народной психологии» в ее двух вариантах — «психологии народов» и «психологии масс». Исследованием больших социальных групп занимались как на Западе, так и в России. На Западе с самого начала (конец XIX — начало XX вв.) объектом таких исследований стали большие неорганизованные группы («массы», «толпы»), особенности их формирования, классификация и социально-психологические феномены, проявляющиеся в их функционировании (формы поведения паника и т. д.). В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп 1.

     Объектом исследования в курсовой работе являются большие социальные группы.

     Предметом исследования являются психологические явления в больших социальных группах.

     Цель курсовой работы состоит в изучении психологических явлений и их влияние в больших социальных группах.

     Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения психологических явлений в больших социальных группах.
  2. Изучить особенности психологических явлений в больших социальных группах.
  3. Рассмотреть методы изучения психологических явлений в больших социальных группах.

     Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области социологии и психологии, в рамках которых рассматриваются проблемы психологических явлений в больших социальных группах.

     Эмпирическую  базу исследования составили сведения, представляющие интерес с точки зрения проводимого курсового исследования, содержащиеся в материалах ранее проведенных исследований,

справочно-аналитических  материалов.

     Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы. 

     РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ 

     Для общей классификации психических  явлений в больших группах  можно использовать подход, предложенный Е. В. Шороховой . По аналогии с общей психологией эти явления могут быть разделены по сферам психики на когнитивные, мотивационные, аффективные и регулятивно-волевые групповые психические явления, приобретающие в психологии больших групп свою специфику.

     К когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение и сознание, групповой менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов и статуса групп в системе общественных отношений и уровня развития духовной жизни общества в целом. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов представителей различных групп, детерминируют объекты познания и их социальные интересы, которые изменяются в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается не только их содержания, но и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль, формы восприятия и интерпретации социальных явлений. Так, известны особенности восточного и западного стиля мышления, своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. Выявлены специфика и своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных социальных и культурно-исторических изменений у представителей среднеазиатских республик. В когнитивной сфере закрепляются групповые способы и механизмы, посредством которых формируются, сохраняются и изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры составляют основу обыденной психологии. Высший их уровень — осознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.

     Второй  структурный элемент психологии больших групп — мотивационная сфера или сфера потребностей. Она проявляется в общегрупповой мотивации, групповых потребностях, ценностях, интересах, целях, установках и идеалах. При этом потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психологии человека и групповой психологии. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении отличаются друг от друга: прежде всего своими групповыми потребностями, интересами и идеалами.

     Как элемент общественной психологии потребности  возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп представляет деление групповых потребностей на два вида:

  • потребности группы как системы, нуждающейся в определенных минимальных условиях поддержания  своей жизнедеятельности и функционирования;
  • потребности  большинства личностей,   входящих  в  данную 
    группу, т. е. потребности, типичные для группы.

     Потребности второго рода, типичные, «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы. Для психологии больших групп в каждый конкретный период общественно-исторического развития значим закон развития потребностей, ибо происходит изменение соотношения индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей 2.

     С потребностями в психологии больших  групп органически связаны групповые интересы. В сфере интересов субъективно отражаются материальные условия существования общности, находит выражение направленность психики и деятельности, стремление к удовлетворению потребностей и групповым коллективным действиям. Психологически интерес переживается и проявляется в виде эмоционально окрашенного сознательного стремления к некоторому объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

     Групповые интересы отражают  как потребности общества в  целом и его экономические отношения, так и потребности отдельных социальных групп, их экономическое положение в структуре общества. Интересы стимулируют разные формы деятельности групп. В общественной деятельности интерес, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают экономические, политические, духовные интересы. В разных общественно-исторических условиях по-разному соотносятся интересы общества, отдельных больших групп (классов, наций), малых групп и отдельных личностей. При этом групповой интерес выступает как побудитель деятельности, детерминанта поведения людей.

  В мотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном выборе формы группового поведения в конкретных социальных условиях. В них выражаются цели деятельности групп и личностей, их отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу жизнедеятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, оценкой реальных возможностей и психологических условий 3.

     В целом в групповых ориентациях  выражается специфика развития общности в определенный общественно-исторический период. Г.Г. Дилигенский выделил семь типов ориентации, проведя тщательный анализ их характеристик в капиталистическом обществе: 4

  • ориентация на сохранение существующего положения (прожить как-нибудь, остаться на поверхности);
  • карьеристский тип  ориентации  (выбиться  в люди,  сделать 
    карьеру, добиться успеха в пределах данной социальной общности);
  • профессиональный тип ориентации (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния);
  • гедонистическая ориентация (ориентация на досуг, развлечения, получение удовольствия);
  • ориентация на материальное потребление (потребительская 
    ориентация);
  • социально-патологическая (асоциальная) ориентация;
  • ориентация на самоактуализацию личности;
  • конкурентная ориентация (на борьбу за определенные социальные идеалы).

     С подобными типами личностно-групповых  ориентации можно встретиться и  в нашем обществе 5.

  Групповые идеалы выступают высшей формой побудителя социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образец, высшая цель, последняя ступень стремлений отдельной личности или социальной общности 6. Идеал историчен, он социально детерминирован  определенным  уровнем  развития  производительных сил и характером групповых и личностных отношений и отражает чаяния общностей (классов, наций) на каждом этапе развития. Поэтому идеалы могут быть реальными, нереальными, быть тождественны идее социального прогресса, добра, справедливости направлять социальную активность людей во всех сферах их жизнедеятельности.

     Групповые потребности, интересы и ценности социальных групп составляют основу общегрупповой мотивации. Они выступают непосредственными стимулами и мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность групповой и личностной активности.

     Аффективная сфера психологии больших групп состоит из социальных чувств, эмоций и групповых настроений. При этом сам термин «социальные чувства» неоднозначен. С одной стороны, речь идет о чувствах, отражающих типичные для конкретной группы эмоционально-оценочные отношения к фактам, ситуациям и явлениям социальной действительности, проявляющимся в жизни общества. С другой — социальные чувства являются индикаторами объединения людей в социальные общности. В обоих случаях эти отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.

     Общественные  настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп, в них находят отражение отношения и оценка людьми состояния объективных процессов общественного развития и состояния общества в целом. В отечественной социальной психологии большое внимание изучению общественных настроений уделено в работах Б. Д. Парыгина. В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивидуальными, автор выделяет их преимущественную социальную обусловленность, большую степень социальной детерминированности. Возникновение коллективных настроений является главным образом продуктом всей системы социально-экономических, политических и идеологических отношений. В них фактор личностного физического и психического самочувствия отступает на задний план перед социальными факторами (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).

     Общественное, групповое настроение не является простой  суммой настроений входящих в группу людей, оно обладает способностью к многократному увеличению интенсивности проявления благодаря эффекту группового заражения. Групповое настроение  является   наиболее  типичным   компонентом   групповой психологии не только потому, что оно, в отличие от других элементов психики, функционирует постоянно, но еще и потому, что наиболее ярко проявляет себя в группе и с тем большей силой, чем больше социальная группа.

     Деятельностную  сферу психологии больших групп составляют коллективная деятельность и групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели и субъекты деятельности, ее структура и ее формы. Профессиональная и общественная деятельность, социальные движения существенно различаются по своему социальному назначению.

     Все перечисленные сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны, и их сочетание проявляется в таких групповых феноменах, как характеристика типичной личности представителя определенной общности и психический склад общности.

Информация о работе Психологические явления