Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала.
Д. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов (приложение 1): утробного, детства, юности, взрослости и старения. И цикл старения состоит из трёх стадий:
1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет);
2) старости (70 и более лет);
3) последней стадии – дряхлости, болезненной старости и смерти.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….2
1. Психологические условия долголетия жизни
и познавательной деятельности…………………………….………..……4
Факты долгожительства..…………………………………………………..5
Особенности периода геронтогенеза ……………………………..………8
Психологические условия долголетия жизни и
познавательной деятельности………………………………………….….12
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников………………………………..……22
Глоссарий………………………………………………………….………..23
Список сокращений…………………………

Работа содержит 1 файл

Машина курсовая.docx

— 41.16 Кб (Скачать)

     Список  использованных источников 

      

Альперович  В.К. Социальная геронтология. Ростов-на-Дону, 2002.

Борисова А.М. Феномен  или факт? М., 2006.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный  подход. М., 1991.

Егоров В.В., Рубцов А.В., Холостова Е.И.. Социальная геронтология. М., 2005.

Ильина Т. А.  Педагогика: курс лекций. М., 1984.

Камаев В.Д. Психология старения. Санкт-Птербург, 2004.

Подласый И.П. Геронтогенез. М., 1999.

Рогов Е.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону, 2003с.

Смолкин А.М. познавательная деятельность. М., 2005.

Ханна Т.И. Искусство не стареть. Санкт-Петербург, 1995.

Харламов И. Ф. Особенности  возрастных периодов. Минск, 2002.

Хриванфова Е.Н. Основы геронтологии. М., 1999.

Чайцев В.Г. Принципы сохранения, укрепления здоровья и долголетия. Рязань, 1997.

Чаклин А.В. Лекция о здоровье и долголетии. М., 1986.

Чеботарев Д.Ф. Долголетие. М., 1970.

Чернаков Б.Н. Валеология. М., 1997.

Щукина Г.И. Активизация  познавательной деятельности. М., 2000.

 

 

 

 

 

  

    Глоссарий

 

п/п Понятие Определение

      Интегративность  целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось

      Индивид особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек, как представитель  человеческого рода

      Онтогенез период роста  и развития от рождения до смерти

      Геронтогенез период старения, начинающийся с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин, имеет три градации:  

пожилой, старческий и долгожители

      Деструктивные явления разрушительные  явления

      Сенсорно-моторная амнезия потеря памяти на ощущения и движения

      Мудрость интеллектуальная и нравственная характеристика личности, следствие высокого овладения ею в процессе жизни социальным опытом

      Дистрофия мозга патологический  процесс, в основе которого лежит  нарушение тканевого (клеточного) метаболизма, ведущее к структурным изменениям

      Деменеция  стойкое снижение познавательной деятельности с утратой  в той или иной степени ранее  усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью

      Долголетие длительная  жизнь человека, превышающая среднюю  ее продолжительность (старше 90 лет)

      Интеллектуальная  инициатива продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной  заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы

      Рефлексия деятельность  самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека

      Изоляция психологический аспект, отражающий осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих

      Эмоциональный фон степень душевной благополучности и успешности 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

    Список  сокращений 

    т.е. - то  есть 

    т.п. - тому  подобному 

    т.д. - так  далее 

    н.э. - нашей  эры 

    др. - другое 

    тыс. - тысяч 

 

 

  

  

      
 
 
 
 
 
 

              Приложение 1

Циклы жизни человека

1. Утробный цикл

2. Цикл детства

3. Цикл юности

4. Цикл взрослости

5. Цикл старения

в) стадия дряхлости, болезненной старости и смерти

а) стадия «удаления  от дел» («отставки», 65-70 лет)

б) стадия  старости

(70 и более лет);

Циклы жизни человека (Д. Брамлей) 

  

  

Приложение 2

Социально-психологические  типы старости

активная, творческая старость

когда человек выходит  на заслуженный отдых и, расставшись  с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.;

старость с хорошей  социальной и психологической приспособленностью

когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной  жизни – материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование  – на всё то, на что раньше недоставало  времени

«женский» тип старения

В этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку  домашняя работа неисчерпаема, таким  старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворённость жизнью у них  обычно ниже, чем у двух предыдущих групп

старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения)

в этом случае моральное  удовлетворение и заполнение жизни  даёт забота о здоровье, стимулирующая  различные типы активности; но в  этом случае человек может придавать  излишнее значение своим реальным и  мнимым недомоганиям и болезням и  его сознание отличается повышенной тревожностью

Социально-психологические  типы старости (И. Кон)  

  

  

  

Приложение 3

Психологические условия  долголетия жизни и познавательной деятельности человека

Правильная организация  повседневной жизни

Интеллектуальная  активность

Продуктивное общение

Оптимистические установки

Психологические условия  долголетия жизни и познавательной жизни человека

(по мнению геронтопсихологов)

Информация о работе Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности