Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми ее взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала.
Д. Брамлей рассматривает человеческую жизнь как совокупность пяти циклов (приложение 1): утробного, детства, юности, взрослости и старения. И цикл старения состоит из трёх стадий:
1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет);
2) старости (70 и более лет);
3) последней стадии – дряхлости, болезненной старости и смерти.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….2
1. Психологические условия долголетия жизни
и познавательной деятельности…………………………….………..……4
Факты долгожительства..…………………………………………………..5
Особенности периода геронтогенеза ……………………………..………8
Психологические условия долголетия жизни и
познавательной деятельности………………………………………….….12
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников………………………………..……22
Глоссарий………………………………………………………….………..23
Список сокращений…………………………

Работа содержит 1 файл

Машина курсовая.docx

— 41.16 Кб (Скачать)

      Немалое  значение имеет интеллектуальная  активность. Умственные и нравственные  упражнения (очищение души) влияют  на качество жизни самым благоприятным  образом. Во всяком случае, не  дают мозговым структурам атрофироваться  вследствие мыслительной «гиподинамии».  Дистрофия мозга статистически  достоверно развивается у тех,  кто рано утрачивает творческий  интерес к жизни: к познанию  мира, самого себя, и, тем более,  к познанию Бога. Особенно это  справедливо для тех, кто с  юности до старости проводит  досуг в бесцельной праздности: у телевизора, компьютера, за картами  и т.п. При таком не развивающем личность «прозябании» приобретаемая умственная неполноценность отражается на морфологии мозга. И его дистрофические изменения, по принципу единства организма, сказываются на общем здоровье и долголетии. В то время, когда мозг, по последним данным науки, должен достигать своего расцвета в семьдесят лет (пора мудрости), у многих «счастливчиков», вообще доживших до этого возраста, уже активно развивается сенильная деменеция (старческое слабоумие). И вместо свидетельства бессмертия мудрой и по-юному живой души, на фоне дряхлеющего тела является угасание человеческих функций, подобное психической деградации бессловесных животных. Из медицинской практики мы знаем, что физическое здоровье обеспечивается не одним дыханием и питанием, не только отдыхом и необходимой динамической нагрузкой на мышцы. Здоровье тела немыслимо также без качественного очищения организма от ядов и шлаков. Однако и этого недостаточно при постоянном загрязнении сознания.  

      Мозг  – центр высшей нервной деятельности, от состояния которого зависит  здоровье всего тела, должен быть  чистым прежде всего. Биологически он защищен от проникновения ядов лучше, чем любой другой орган, но как физическая субстанция сознания мозг особо нуждается в чистоте мыслей, в здоровой воле, в наличии совести, высоких чувств и положительных эмоций. Сила духа и душевное равновесие обеспечивают нам закономерное продление телесной молодости при сохранении здравого рассудка до последней минуты жизни. Система потребностей, по мнению А. Маслоу, является главным источником активности личности. Мотивирование потребности к познанию, поддержание любопытства рождает, в свою очередь, эмоционально окрашенную интеллектуальную активность. Сторонники антропологической концепции гуманистического образования отстаивают право человека на автономию в собственном развитии. Эти идеи практические психологи и педагоги реализуют в многочисленных альтернативных школах. При изучении природы интеллекта и его активизации в контексте духовного мира человека теоретики гуманистической школы учитывают его сложность и «многофакторность», а также мотивационную сферу личности  

      Мерой  интеллектуальной активности может  служить интеллектуальная инициатива, понимаемая как продолжение мыслительной  деятельности за пределами ситуативной  заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Интеллектуальная активность - чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. У лиц, занимающихся творческим трудом, происходит мобилизация разных функций, включение их в общую структуру интеллекта как целостного образования, устойчиво противостоящего процессу старения. Творческая личность ориентирована на вклад, полезный не отдельным группам, а обществу в целом, и чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. Далее: повторяемость творческого цикла в поисках решения все новых задач, установка на новизну приводят к использованию разнообразных форм деятельности, что отличает в высокой степени одаренных людей. 

      Вот  некоторые данные о сохранности   у людей пенсионного возраста  тех функций, которые были ведущими  в профессиональной деятельности. У  ученых с возрастом не  изменяются запас слов и общая  эрудиция; у  пожилых инженеров  - многие невербальные функции;  немолодые бухгалтеры выполняли  тест на скорость столь же  успешно, как и молодые; у  водителей, моряков, летчиков  до глубокой старости сохраняется  на высоком уровне острота  зрения и поле зрения и т.п.  

      Исследование  личности ученых, сохранивших творческое долголетие, обнаруживает не только всем известные качества — трудолюбие, упорство, организованность и т.п., но и специфику их рефлексии (рефлексия интуитивности, фантазии, стремления к новизне, гибкости, оригинальности, критичности, инверсионности, т.е. склонности к переходам от одного состояния к другому). Дело в том, что в раскрытии резервов организма и возможностей личности ведущая роль принадлежит деятельностному фактору. 

      Продуктивное  общение также является психологическим  условием долголетия жизни. Ведь  основными стрессорами пожилых  и старых людей являются отсутствие  четкого жизненного ритма; сужение  сферы общения; уход от активной  трудовой деятельности; синдром  «опустошения гнезда»; уход человека  в себя; ощущение дискомфорта  от замкнутого пространства и  многие другие жизненные события  и ситуации. Наиболее сильным  стрессором в старости является  одиночество. Понятие это далеко  не однозначное. Если вдуматься,  то термин «одиночество» имеет  социальный смысл. У человека  нет родственников, сверстников,  друзей. Одиночество в старости  может быть связано и с отдельным  проживанием от молодых членов  семьи. Однако более существенными  в старости оказываются психологические  аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие  осознание одиночества как непонимания  и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество  становится для человека, живущего  долго. В центре внимания его  дум, размышлений может быть  исключительно ситуация, породившая  ограничение круга общения. Практикующие  геронтологи постоянно сталкиваются  с фактами, когда жалобы на  одиночество исходят от старых  людей, живущих вместе с родственниками  или детьми, гораздо чаще, чем  от стариков, живущих отдельно. Одна  из очень серьезных причин  нарушения связей с окружающими  кроется в нарушении их связей  с молодыми людьми. Таким образом,   душевное здоровье стареющего  человека определяется его вовлеченностью  в общение. Сужение социальных  связей связано с прекращением  обязательной профессиональной  деятельности, с нарастающей усталостью  от интенсивных социальных контактов. 

      Необходимо  оптимистично смотреть на жизнь,  видеть определенные перспективы,  ставить  перед собой конкретные  реалистические цели. Часто мы  действуем под влиянием негативных  установок, которые необходимо  сделать позитивными.  

      Немало  пожилых людей, чьей энергии,  бодрости, оптимизму и жизненным  планам могут позавидовать многие  молодые.  

      Ниже  приведены советы специалистов международной  ассоциации профессионалов развития личности о том, как поддерживать свой эмоциональный фон на высоте, которые пригодятся любому человеку независимо от возраста:

Необходимо начать вести дневник эмоций (каждый час  отмечать уровень своего состояния  по десятибалльной шкале). Делать долго  это не обязательно, но даже несколько  недель дают хороший результат, так  как с его помощью можно  определить какие события жизни  снижают эмоциональное состояние  хозяина дневника и сделать правильный вывод.

Эмоции живут в  теле - поэтому начинать нужно с  тела. Заниматься спортом просто необходимо. По крайней мере, легкая зарядка  и бодрящий душ с утра еще никому вреда не нанес.

Нужно формировать  позитивное мировосприятие. Учиться  видеть хорошее в людях, в ситуации, в мире. Не забывать восхищаться тем, чем восхититься можно. Радугой на небе, поющей птицей, красивым человеком, свежим воздухом - да мало ли чудес на свете! Для этого нужно как минимум дважды в день остановиться, оглядеться и спросить себя - почему это мгновение прекрасно? И найти прекрасное в окружающем мире. Где вспомнили - там и ищем.

Ценить, что имеешь. Считать не чего не хватает, а что  есть. Жадному нищему для счастья  нужен пятак, жадному миллионеру - миллиарды.

От души дарить людям  тепло и радость: говорить комплименты, улыбаться. 

      Необходимо  осознать реалии своего возраста  и  научиться управлять своей  жизнью, чтобы развиваться в дальнейшем. 

      Человек  испытывает особое удовлетворение  от прожитой жизни, если его  долголетие не оказалось в  противоречии с нравственным  здоровьем. Так об этом сказал  Сенека: «Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил».  Однако реалии текущего момента  таковы, что наряду со всевозрастающим интересом людей к сохранению своего здоровья, продлению своей жизни проявляется явная недооценка связи этих вопросов с духовным благополучием человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

      Заключение  

      Народная  мудрость утверждает, что «старость  – не радость». Категоричность  афоризма делает его уязвимым, ибо он не учитывает всей  сложности и многогранности явления.  Это скорее мнение, и как таковому  ему может быть противопоставлено  иное мнение. Старость только  начинает осмысливаться человечеством  как возраст, таящий в себе  большие резервы и возможности. 

        Это – стиль жизни, побуждающий   к постоянной активности, к чувству   ответственности за собственную   личность и свое психическое  развитие, о котором никогда не  следует забывать. Возможности находить  радости и ценности в жизни  не исчерпываются в определённый  её момент, необходимо всегда  видеть в себе и в своём  окружении новые ценности и  качества. В этом старого человека  должны поддерживать окружающие  его люди, которые могут помочь  ему сделать его старость более  счастливой. 

      Творческой  старости сопутствует чувство  равновесия и духовной гармонии. Типичны для  этого состояния  склонность к  прощению, благожелательность, мягкость, доброта. 

      Старость  не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста  состоит в том, чтобы из каждой  минуты жизни извлекать новые  ценности. 

      Пожилым  людям свойственно обладать многими   качествами, схожими с представителями   других поколений. Но у пожилых  людей  есть одно, которого нет и не может быть у других. Это – мудрость жизни, знаний, ценностей. 

      Именно  мудрость, свойственная пожившему  достаточно долго на этой земле  человеку, может явиться мощнейшим  стимулом и фактором развития  общества. А в обществе пожилых, эта индивидуальная мудрость, возведённая в коллективную, возрастет многократно. 

      Подводя  итог, можно выделить следующее: 

      1. Различного  рода изменения человека  как  индивида, происходящие в  пожилом  и старческом возрасте, направлены  на то, чтобы актуализировать   потенциальные, резервные возможности,  накопленные в организме в  период роста, зрелости и формирующиеся  в период позднего онтогенеза. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. 

      2. Геронтопсихологи выделили следующие психологические факторы долголетия жизни человека и дальнейшего развития его личностного потенциала: правильная организация повседневной жизни, интеллектуальная активность, продуктивное общение, оптимистические установки. 

      3. Длительное  сохранение общей  трудоспособности  — главный показатель  жизнеспособности  долгожителей. Ведь  именно в деятельности  человека основные ресурсы и  резервы не только реализуются,  но и воспроизводятся. 

      4. Контакты  стариков и молодых  взаимно  полезны: молодежь обретает  их  жизненный опыт и мудрость, а  старики через энергию молодежи  способны деятельно, конструктивно   влиять на развитие традиционной  для них области хозяйства  и общественной практики. 
 

      5. Российские  ученые установили, что  человек  сохраняет способность  к активной  деятельности и  адаптации  до тех пор, пока  он получает  соответствующие  нагрузки, на  которые необходимо  реагировать. 

      6. У  лиц, занимающихся творческим  трудом, происходит мобилизация   разных функций, включение их  в общую структуру интеллекта  как целостного образования, устойчиво   противостоящего процессу старения. Творчество предполагает выраженное  в максимальной степени единство  личности, и субъекта деятельности. 

      7. Душевное  здоровье стареющего человека  определяется его вовлечённостью  в общение. Сужение социальных  связей связано с прекращением  обязательной профессиональной  деятельности, с нарастающей усталостью  от интенсивных социальных контактов. 

      8. Необходимо  оптимистично смотреть  на жизнь,  видеть определенные  перспективы,  ставить перед собой  конкретные  реалистические цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Информация о работе Психологические условия долголетия жизни и познавательной деятельности