Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор: Михаил Гончаров, 22 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Психологические особенности леворуких детей...................7
Понятие леворукости и причины ее возникновения.................7
Психологические особенности леворуких детей.......................12
Леворукость как психолого-педагогическая проблема..........15

Глава 2. Школьные проблемы леворуких детей.................................21
Школьные проблемы левшей.......................................................21
Обучение леворуких детей.............................................................24

Заключение.................................................................................................31

Глоссарий....................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Психологические проблемы леворуких детей в школе.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     В 1948 году Аркин Е.А. назвал «физиологической ошибкой» переучивание леворуких детей, мешающее их физическому и интеллектуальному развитию, способствующее формированию невротических состояний из-за игнорирования «природной направленности и одаренности натуры». Учет последних повышает эффективность обучения и социальных достижений, избавляет от множества трудностей, возникающих при переучивании33.

     А.В. Семенович отметила, что левши составляет около 70% детей с трудностями школьного обучения. Левшество она представляет как «одну из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности», подлежащую обязательному учету. Поэтому необходима разработка «грамотного психолого-педагогического сопровождения» обучения детей-левшей.

     Возникают значительные трудности при письме леворукими правой рукой. Считается необходимым индивидуальный подход к обучению леворуких детей письму по методике, разработанной специально для левшей34.

     Зачастую  насильственное обучение письму правой рукой приводит к таким типичным ошибкам при письме, как пропуск  букв, знаков, зеркальное письмо. Такие дети часто путают буквы, не дописывают фразы, и слова. 

     Из-за частых неудовлетворительных оценок формируется  негативное отношение к школе.

     Воспитание  и обучение детей-левшей, очевидно, должно быть направлено не столько  на приспособление к правому миру, сколько на возможно более полное раскрытие их природных склонностей. Поэтому представляются целесообразными модификация существующей для правшей, а так же разработка специальной системы обучения левшей, предусматривающей широкие их различия между собой.

     Все более веско обосновывается мысль  о недопустимости переучивания левшей в процессе их физического воспитания или обучения разным видам спорта. Показано замедление физического развития (роста тела) левшей - юных футболистов, обучавшихся техническим приемам через неведущую (правую) ногу.

     Результаты  исследования Ремеевой А.Ф. так же подтвердили мнение о нецелесообразности переучивания леворуких детей преимущественному пользованию (в том числе при письме) правой рукой.

     В результате использования методики определения ведущей руки были получены следующие результаты. Из 70 испытуемых-подростков выявлено 2 не переученных левшей (мальчик и девочка). Вместе с переученными левшами (5 подростков) они составили 11,5 % от общего числа испытуемых.

     Эти показатели соответствуют результатам обширного исследования, проведенного для выявления количества леворуких среди детей разного возраста. И левши, и переученные левши представлены испытуемыми обоих полов.

     Трое  из пяти переученных левшей обладают наследственной леворукостью. Один - графический левша (то есть он рисует левой рукой), остальные четверо переученных левшей и рисуют, и пишут, правой рукой. Трое из этой группы испытуемых - яркие бытовые левши.

     Правополушарный когнитивный стиль (угадывающий  способ зрительного восприятия) представлен тремя переученными левшами. Левополушарный когнитивный стиль - двумя35.

     Левополушарный  и правополушарный способ познавательной деятельности представлен как переученными левшами, так и не переученными левшами. Преимущественное использование левой руки в графической и бытовой деятельности не всегда означает доминирование правого полушария, поскольку нами выявлен левша с детализирующим способом зрительного восприятия и аудиальной модальностью в качестве основной в структуре репрезентативной системы. 

     Исследование  типов репрезентативных систем подростков (репрезентативная система - система, посредством  которой индивидом воспринимается и используется информация, поступающая  по сенсорным каналам) показали, что  для угадывающего способа зрительного восприятия характерно преобладание визуальной или кинестетической репрезентативной системы.

     Но  один из трех переученных левшей с  правополушарным когнитивным стилем обладает в качестве основной аудиальной репрезентативной системой, нарушая тем самым выявленную закономерность.

     Поскольку это единственный случай, когда тип  репрезентативной системы не соответствует  способу зрительного восприятия, то можно предположить, что данный прецедент обусловлен переучиванием  левши преимущественному пользованию правой рукой. Вероятно, переучивание нарушило нормальное развитие функциональной асимметрии полушарий головного мозга данной испытуемой.

     Для индивидов с левополушарным когнитивным  стилем, как показали исследования Ремеевой А.Ф. характерно обладание аудиальной основной модальностью. Но переученные левши с левополушарным когнитивным стилем обладают кинестетической основной модальностью в структуре репрезентативной системы, что тоже нетипично для испытуемых с левополушарным когнитивным стилем. Таким образом, выявленная взаимосвязь способов зрительного восприятия и типов репрезентативных систем подростков нарушается только в случаях наблюдаемого переученного левшества36.

     Двое  выявленных левшей (леворуких учащихся) имеют различные типы когнитивных  процессов: право - и левополушарный. Левша с детализирующим типом зрительного восприятия обладает аудиальной репрезентативной системой. Испытуемая - левша имеет угадывающий тип зрительного восприятия и полимодальную систему репрезентации мира. Учителями она была единодушно отмечена как наиболее успешная ученица. 

     Средняя оценка успеваемости по всем изучаемым  предметам у переученных левшей - 3 балла. Необходимо отметить, что двое из 5 переученных левшей - второгодники. Все испытуемые данной группы испытывают трудности в обучении.

     Переученные левши имеют более низкие показатели успеваемости, чем праворукие учащиеся и левши.

     Так средний показатель успеваемости праворуких подростков - 3,8 балла, переученных левшей - 3,04 балла. Использованный для проверки гипотез о достоверности разницы средних метод Стьюдента показал, что данные выборки не могут принадлежать к одной популяции (= 1,43; (= 66; (0,05; достоверно). Средняя оценка у левшей - 4,14 балла. Разница средних этой подгруппы и правшей недостоверна ((= 1,21; (= 63; ((0,05; недостоверно), следовательно, мы можем их отнести к одной популяции. Следовательно, факт переучивания испытуемых левшей преимущественному пользованию правой рукой негативно сказывается на результаты успешности их обучения.

     Из  изложенного очевидна необходимость такой организации обучения и воспитания детей, условий быта и труда взрослых членов общества, чтобы они способствовали гармоничному развитию, высоким социальным достижениям не только правшей, но и левшей37

     В процессе обучения необходимо выявление моторной асимметрии, прежде всего, рук. При обучении левшей желательно сохранять индивидуальные предпочтения и развивать навыки пользования левой рукой для более полного раскрытия их природных склонностей. Для наилучшей адаптации к окружающему миру, необходимо обучать левшей пользованию правой рукой. Очевидна необходимость учета индивидуального профиля асимметрии учащихся для выбора системы обучения, которые должны быть различными для правшей и левшей. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В школе у ребенка формируются  основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые  учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности достаточно велика. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения.

     Для 85% населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.

     Опыт  многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей.

     Предпочтение  руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.

     У нас, к сожалению, всего этого  нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

     Педагоги  старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.

     Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед  его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех-пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям - для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.

     Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и  другое - преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть. 
 
 

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1. Аутизм склонность  детей к уединению, трудность  контактов не только со взрослыми, но и со сверстниками.
2. Дислексия частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения
3. Когнитивный стиль термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, или предпочтительного для них способа решения проблем.

Когнитивный стиль обычно отличают от когнитивной способности или уровня - последний измеряется так называемыми тестами интеллекта (intelligence tests). До сих пор существуют разногласия по поводу значения термина «когнитивный стиль». Тем не менее, термин «когнитивный стиль» широко используется, в особенности в прикладной психологии (бизнес, а также педагогическая психология, где у термина когнитивный стиль имеется синоним - «стиль обучения»).

4. Леворукость преимущественное  пользование левой рукой при  выполнении различных действий, обусловленное  генетически детерминированным доминированием правого (а не левого, как у правшей) полушария.
5. Модальность семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую  установку речи, отношение содержания высказывания к действительности.
6. Нервный тик быстрое, стереотипное кратковременное насильственное движение.
7. Невроз  (eurosis) служит для обозначения таких форм заболеваний нервной системы, при которых болезненные явления не зависят от определенных анатомических изменений нервных центров или периферических нервов.
8. Писчий спазм расстройство  синергизма мышц руки, приводящее к  нарушению акта письма при сохранении способности производить другие тонкие движения кистью.
9. Репрезентативная система понятие нейролингвистического  программирования, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
10. Энурез заболевание, характеризующееся  недержанием мочи во время сна, в  большинстве случаев наблюдается  у детей. Энурез может быть вызван различными причинами.

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе