Психологические проблемы леворуких детей в школе

Автор: Михаил Гончаров, 22 Ноября 2010 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, теоретическая и нормативная база исследования и др. Основная часть последовательно разрешает поставленные задачи, чем выполняется цель курсовой работы. Заключение посвящено выводам по результатам выполненного исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................3

Глава 1. Психологические особенности леворуких детей...................7
Понятие леворукости и причины ее возникновения.................7
Психологические особенности леворуких детей.......................12
Леворукость как психолого-педагогическая проблема..........15

Глава 2. Школьные проблемы леворуких детей.................................21
Школьные проблемы левшей.......................................................21
Обучение леворуких детей.............................................................24

Заключение.................................................................................................31

Глоссарий....................................................................................................33

Работа содержит 1 файл

Психологические проблемы леворуких детей в школе.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
  1. Сниженная способность зрительно - двигательных координаций: дети плохо справляются с задачами на срисовывание графических изображений; с трудом удерживают строчку при письме, чтении, как правило, имеют плохой почерк.
  2. Недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, зеркальность письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки.
  3. Для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам».
  4. Слабость внимания, трудности переключения и концентрации.

     5. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

     Одной из наиболее важных особенностей леворуких  детей является их эмоциональная  чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, сниженная работоспособность  и повышенная утомляемость.

     Кроме того, немаловажное значение может иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беременности и родов, родовые травмы. Повышенная эмоциональность леворуких является фактором, существенно осложняющим адаптацию в школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно18.

     В работе с леворукими детьми следует  учитывать определенные особенности  выработки у них учебных навыков, в первую очередь - навыков письма19.

     Постановка  техники письма у левшей специфична: для леворукого ребенка одинаково неудобно как правонаклонное, так и левонаклонное письмо, так как при письме он будет загораживать себе строку рабочей рукой. Поэтому следует ставить руку так, чтобы строка была открыта. При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инвертированным, когда рука расположена над строчкой и изогнута в виде крючка.

     При овладении письмом леворукий  ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который  ему удобен (леворукие дети чаще выполняют овалы слева направо и сверху вниз; их письмо имеет больше обрывов, менее связно, буквы соединяются короткими прямыми линиями (при обучении леворуких детей письму можно использовать специальные прописи для левшей). Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе рекомендуется сажать леворуких детей так, чтобы окно было слева. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его рабочее место имеет достаточную освещенность.

     Следует принимать во внимание и еще один фактор, облегчающий учебную деятельность леворукого ребенка. Это касается учета ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ведущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося. Последнее требование может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей20.

     Итак, леворукий ребенок может иметь  в школе немало проблем. Но следует  отметить, что леворукость является фактором риска не сама по себе, а  в связи с теми определенными  нарушениями и отклонениями в развитии, которые могут встретиться у конкретного ребенка. Далеко не все леворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделялось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

     Однако  справедливым является замечание, что  современные школьные программы, ориентированные  прежде всего на развитие логико-знаковых, т.е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать  потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творческом потенциале левшей, который обнаруживается при проблемном обучении и приобщении к художественному творчеству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Школьные проблемы леворуких детей

  1. Школьные проблемы левшей
 

     Наряду  с зеркальным письмом у детей  достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание  при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое  меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности. Подобное рисование является проявлением неусвоенности ребенком основных принципов организации пространства.

     Необходимо  также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. В специальной  литературе для обозначения этого явления используется термин «дислексия» - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе чтения. Дети, страдающие дислексией, могут при этом иметь нормальный интеллект, устная речь и ее понимание у них не нарушены21. Трудности, с которыми они сталкиваются при чтении, принимают различные формы и обусловлены рядом причин. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают22.

     Одно  из объяснений зрительно-пространственных затруднений, испытываемых некоторыми дислексиками, связывает эти трудности с нестабильной глазодоминантностью23.

     Нестабильная  глазодоминантность может привести к нарушению движений глаз, и ребенку  будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако мы считаем необходимым еще раз добавить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения. Зависимость между левшеством и дислексией опосредованное24.

     Рассматривая  трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем не менее встречаются еще случаи насильственного или ненасильственного переучивания. Поэтому в обязанности психолога должна входить профилактическая работа, заключающаяся в объяснении учителям и родителям возможных последствий такого переучивания. Ведь переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. У левшей и правшей разная организация мозга. Например, у праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях.

     Поэтому следствиями переучивания могут  стать нарушения темпа и ритма  речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша.

     Как следствие переучивания могут также  наблюдаться серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается  аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость.

     В итоге развиваются невротические  реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние  нервно-психической сферы, т.е. развивается  невроз, например, писчий спазм25.

     При астеническом неврозе заметны повышенная утомляемость, быстрая истощаемость нервной системы, резкое снижение работоспособности. Фактически дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем  удержать их внимание очень сложно. Зато возникает или усиливается двигательная расторможенность.

Домашнее  приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего неудовлетворительные. С особенным трудом выполняются письменные задания, повторное переписывание только ухудшает результат. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Для мальчиков более свойственны расторможенность, неусидчивость, а для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость26.

     У леворуких детей нередки школьные страхи - перед неудачами в школе, перед письменными работами.

     У левши при переучивании может  также возникнуть невроз навязчивых состояний - как правило, в семьях, где родители тревожно относятся  к леворукости и считают, что  она может послужить препятствием к дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, он и обычно слушаются и стараются, но им это плохо удается. В случае отсутствия поддержки и похвалы за их старания у детей постепенно появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем - навязчивые мысли о своей неполноценности27.

     Известны, хотя и более редки в младшей  школе, проявления истерических неврозов, возникающих в результате насильственного  переучивания. Истерический невроз может  проявляться в виде истерической слепоты, рвоты и психомоторных припадков.

     Все вышесказанное, на наш взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире28.

     К сожалению, в нашей стране еще  нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет  и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также  как и правши.  
 

    1. Обучение  леворуких детей
 

     По  данным исследований Института возрастной физиологии РАО, в классе может быть 20-25 % леворуких детей. Поэтому современные  исследователи много внимания уделяют  проблеме леворукости. Большой вклад в изучение данной проблемы внесли Безруких М.М., Князева М.П. Доброхотова Т.А. Брагина Н.Н. и др.

     Леворукость - это не просто преимущественное владение левой рукой, но отражение определенной межполушарной асимметрии, отличное от праворуких распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга.

     Леворукие дети обладают целым рядом характеристик, которые необходимо учитывать в  процессе обучения.

     Леворукие учащиеся хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями, чем со словесными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия, особенно трудно для них мысленное манипулирование29.

     Особенности способов приема и переработки информации у человека и участвующие в них виды познавательных процессов различны. Между тем общепризнанно, что наша цивилизация на протяжении нескольких столетий опирается при обучении на детализирующий (или левополушарный) способ приема и переработки информации. Это при том, что угадывающий (или правополушарный) способ благоприятствует в наибольшей степени развитию творческих потенций человека, интуиции, то есть, способствует раскрытию новых больших личностных возможностей учащихся. Необходима дифференциация обучения школьников с учетом их приверженности определенному способу познания в течение всех лет пребывания в школе.

     Сказанное требует нового подхода к решению  проблем учета индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности в обучении и воспитании. Эта проблема имеет огромное практическое значение, поскольку одна из главных задач современных наук о человеке, и, прежде всего, современной психологии, состоит в выяснении возможностей, методов, средств формирования и развития индивидуальности человека30.

     Сложность положения учащихся - левшей усугубляется тем, что зачастую при обучении письму им прививали доминирование правой руки. Отчасти это объяснялось  отсутствием методик обучения письму левой рукой.

     На  сегодняшний день в лаборатории психофизиологических основ диагностики и коррекции трудностей обучения Института возрастной физиологии РАО под руководством М.М. Безруких разработана методика обучения письму леворуких детей31.

     В литературе больше обсуждается вопрос о воспитании, обучении леворуких детей. Но в последние десятилетия указывается на необходимость учета и других проявлений левшества - сенсорного и психического. Много работ посвящено вопросу о нецелесообразности переучивания леворуких детей. Еще в 1911 году Лиепман счел вмешательство в нормальное развитие леворукого ребенка, по меньшей мере, неуместным. В 1924 году Капустин А.А. высказался за то, чтобы правилом в обучении леворуких стало воспитание левой руки32

Информация о работе Психологические проблемы леворуких детей в школе