Психологические причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственно каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного
поведения подростков и его психологических причины 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие «девиантного поведения» 11
Девиантное поведение 14
1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения 15
Глава 2. Описание экспериментальной работы, направленной
на выявление девиаций подростков 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Описание методики 23
2.3. Обработка и анализ результатов исследования 28
2.4. Практические рекомендации педагогам 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1. Стимульный материал к тесту М. Люшера 42

Работа содержит 1 файл

К. психологические причины девиантного поведения подростков.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

Таким образом, потребность в понимании и сочувствии определяет устойчивые личностные характеристики как доминирующая, насущная, и поэтому никогда полностью не насыщаемая побудительная сила, определяющая стиль существования, в котором рефреном звучит всегда актуальная для данных обследуемых проблема позитивного, доброжелательного отношения значимых окружающих.

Экстравертированность двух испытуемых говорит об эмоциональной (одновременно с вегетативной) неустойчивости, контрастных проявлениях ранимости с агрессивностью, зависимости и протестных реакций, обидчивости и раздражительности.

 

2.4. Практические рекомендации педагогам

 

                  Чтобы существенно снизить негативные поведенческие проявления у подростков, педагогам необходимо обеспечить реальный успех учащегося в деятельности.

                  Учащихся нужно меньше ругать и больше хвалить, причем, не сравнивая их с другими, а только с ними самими, оценивая улучшение их собственных результатов.

                  Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи подростка невелики. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

                  Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается в классе.

                  Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт также могут способствовать снижению эмоциональной неуравновешенности учащихся.

                  Необходимо изучить систему личных отношений школьников в классе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого учащегося в группе благоприятный эмоциональный климат.

                  Следует помнить, что учащийся почти всегда отличается таким поведением, которое соответствует ожиданиям педагога и одновременно подкрепляет эти ожидания. Поэтому в отношении учителя к ученику должны преобладать стимулирующие и поддерживающие оценки и суждения в личности и способности каждого.

                  Отношение педагога должно вызвать у подростка стремление к достижениям, а не страх к наказанию. Страх может парализовать волю  и очень негативно отразиться на поведении. Важно отделять человека от поступка. Отношение педагога к учащемуся должно быть позитивно прогностичным. Педагогу необходимо предвидеть и вызывать к появлению лучшие свойства личности школьника, опираться на сильные стороны его деятельностных возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной роботе мы рассмотрели наиболее важные проблемы, возникающие при изучении психологических причин  отклоняющегося поведения. Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.

Под девиантным (отклоняющимся) поведением можно понимать: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Зна­че­ние изучения этих пробле­м оче­вид­но: отклоняющееся поведение пред­став­ля­ет со­бой со­ци­аль­ное и психологическое яв­ле­ние, которое имеет некоторые отклонения от признанных норм и законов, а иногда свя­зан­ное с оп­ре­де­лен­ным ан­ти­об­ще­ст­вен­ным по­ве­де­ни­ем лю­дей.

Объ­яс­нить та­кое по­ве­де­ние, рас­крыть его при­чи­ны, най­ти эффектив­ные пу­ти и сред­ст­ва пре­ду­пре­ж­де­ния  мож­но толь­ко при глу­боком изу­че­нии психологии отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение подростков — явле­ние комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с ин­дивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную ос­нову для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т. д.) факторов. Воз­никая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа психолога с девиантными подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (ра­бота с конкретными симптомами отклонений), так и кау­зальном, т. е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения при­обретает ранняя профилактика таких отклонений.

Результаты проведенного исследования в целом, подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что своевременность и полнота определения причин, порождающих и обуславливающих девиации способствует предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения подростков.

 

 


Список использованных источников

 

1.                  Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1990.

2.                  Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Екатеринбург, 2003.

3.                  Арутюнян М.Ю. «Кто я?». Проблема самоопределения юношей и девушек - подростков. М., 1992.

4.                  Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

5.                  Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Канд. дис. М., 1990.

6.                  Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения. / Материалы Московской городской научно-практической конференции. М., 1996.

7.                  Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы. // Социально-политический журнал. 1995. № 2.

  1. Захаров А.И. Отклонения в поведении ребенка. М., 1993.

9.                  Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

10.              Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. / Социология сегодня. М., 1995.

11.              Крайг Г. Психология развития. СПб., 2001.

12.              Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения. // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

13.              Личко А.Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. Л., 1983.

14.              Лунеев В.В. Преступность в XXI веке: Методология прогноза. // Социс. 1996. № 7.

15.              Можгинский Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 1999.

16.              Невский И.А. Учителю о детях с отклонениями в поведении. М., 1993.

17.              Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М., 2001.

18.              Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. 1998.  № 9.

19.              Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

20.              Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре. // Вопросы психологии. 2004. № 3.

21.              Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 1998.

22.              Трудный подросток: причины и следствия. / Под ред. Татенко В.А.  Киев, 2000.

23.              Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Стимульный материал к тесту М. Люшера

 

         

 

         

 

        

 

 

41

 



Информация о работе Психологические причины девиантного поведения