Психологические причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственно каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного
поведения подростков и его психологических причины 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие «девиантного поведения» 11
Девиантное поведение 14
1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения 15
Глава 2. Описание экспериментальной работы, направленной
на выявление девиаций подростков 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Описание методики 23
2.3. Обработка и анализ результатов исследования 28
2.4. Практические рекомендации педагогам 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1. Стимульный материал к тесту М. Люшера 42

Работа содержит 1 файл

К. психологические причины девиантного поведения подростков.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

5, 6-е место: оно имеет знак "индифферентности" "=". Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы "парят в воздухе". Т. е. индифферентный цвет - это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. (Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность).

7, 8-е место: Оба цвета имеют знак "-" как показатель "неприятия". Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т.к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. (Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в "покое" существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться - значит усугубить неблагоприятное положение вещей).

 

2.3. Обработка и анализ результатов исследования

 

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

ФИО испытуемого

Числовые значения данных

1. Замульдинов Тимур Завдатович

+0+2

х1х6

=1=3

-3-0

2. Тимофеев Павел Юрьевич

+0+4

х2х0

=1=7

-2-5

3. Попов Сергей Владимирович

+2+4

х1х7

=2=0

-3-7

4. Кладов Артем

Алиевич

+2+0

х1х0

=2=4

-4-1

5. Хозяшев Максим Анатольевич

+1+6

х0х4

=3=2

-2-1

6. Логинова Светлана Сергеевна

+1+0

х0х1

=0=1

-1-0

7. Садыкова Елена Георгиевна

+0+5

х2х5

=0=3

-0-5

 

Таким образом, данные таблицы можно интерпретировать следующим образом:

1. Замульдинов Тимур Завдатович

Чувствует, что существующие обстоятельства враждебны ему, вымотан конфликтами и ссорами. Желает оградить себя от них и скрывает свои намерения, чтобы ими не смогли воспользоваться и воспрепятствовать ему. Тогда ему легче будет осуществить свои планы.

Нуждается в защите и заботе. Старается не слишком утруждать себя, не прилагать чрезмерных усилий. Испытывает потребность в спокойном дружеском окружении и безопасности.

Страдает от неспособности устанавливать близкие и дружеские отношения. Ощущает себя отрезанным от других. Полагает, что для сотрудничества с людьми необходима гармония чувств и убеждений, чувствует себя несчастным из-за тех трудностей, которые ему мешают достичь желанной гармонии.

Физиологическая интерпретация. Сдерживаемое возбуждение, вызванное попыткой сопротивляться внешнему давлению. Нетерпелив, непостоянен и раздражителен, возможны гипертония или иное расстройство сердечной деятельности.

Психологическая интерпретация. В сложившейся ситуации видит угрозу и опасность. Возмущается тем, что то, к чему он так сильно стремится, находится под угрозой, и отчаивается из-за ощущения своего бессилия как-то это предотвратить. Боится, что он вообще всего лишится. Не способен взглянуть на ситуацию объективно. Очень взбудоражен и не дает себе передохнуть от попытки устранить угрозу, нависшую над его желаниями. Перенапряжен и чувствует себя "загнанным", возможно даже нервное истощение.

В целом, тревожно-депрессивное состояние.

2. Тимофеев Павел Юрьевич

Хочет избавиться от неудовлетворяющей его ситуации и от бремени, которое ему приходится нести. И то и другое угнетает его и кажется невыносимым. Ищет какой-нибудь выход, но не видит его. Старается оградить себя от участия в спорах и конфликтах.

Тревожен. Считает, что его положение недостаточно прочно или что над ним нависла какая-то угроза. Занимает оборонительную позицию. Полон решимости достичь своих целей, несмотря на тревогу, которую вызывает конфликт.

Эмоционально заторможен. Пассивен и уступчив в общении, из-за этого ему трудно сохранит эмоциональную близость с партнером.

Физиологическая интерпретация. Стресс, вызванный ощущением униженности и непонимания.

Психологическая интерпретация. Положение, в котором он находится, кажется ему оскорбительным: ни в ком он не встречает доверия, расположения к себе и понимания. Это унижает его. Считает, что ему отказано в том признании, которое важно для того, чтобы он сам мог себя уважать. Угнетает его и то, что он ничего не может с этим поделать. Сломлен борьбой с трудностями, которую ему приходиться вести в одиночку, не получая никакой поддержки. Чувствует, что он ничего не добился, что вместо восхищения, которое ему нужно, он постоянно встречает непонимание. Хочет избавиться от этой ситуации, но не хватает силы духа, чтобы принять необходимое решение.

В целом, унижен недостатком признания.

3. Попов Сергей Владимирович

Нуждается в признании. Честолюбив, хочет производить впечатление, ищет популярности и восхищения. Стремится ликвидировать разрыв, который, как он чувствует, отделяет его от других.

Нуждается в теплых товарищеских отношениях, однако, не выносит, когда окружающие выказывают недостаточное уважение к нему. Если он не может рассчитывать на желаемое отношение к себе, то старается прекращать общение с такими людьми.

Недостаток уверенности, в котором он не признается, заставляет его избегать открытых конфликтов. Считает, что должен наилучшим образом использовать обстоятельства такими, как они есть.

Физиологическая интерпретация. Нервное истощение, раздражительность.

Психологическая интерпретация. Чувствует, что попал в неприятную ситуацию и бессилен как-либо исправить это положение. Рассержен и раздражен, т. к. сомневается, что сможет достичь своих целей и фрустрирован почти до состояния нервного истощения. Хочет выпутаться из этой ситуации, почувствовать меньше ограничений и обрести свободу принимать решения самостоятельно.

В целом, фрустрированное желание независимости.

4. Кладов Артем Алиевич

Хочет упрочить свое положение и производить на людей хорошее впечатление, несмотря на неблагоприятные обстоятельства и полное отсутствие признания. Чтобы чувствовать себя уверенно, старается держаться неприступно и не попадать под чужое влияние.

Чувствителен и отзывчив, однако, в нем ощущается некоторая напряженность. Нуждается в покое, который он может обрести в обществе близкого человека.

Считает, что ему выпало больше всяких трудностей, чем другим. Это вызывает обиду. Тем не менее, упорно преследует свои цели и пытается преодолевать трудности, соглашаясь на компромиссы и приспосабливаясь к требованиям окружающих.

Физиологическая интерпретация. Эмоциональное разочарование вызвало стресс и тревогу.

Психологическая интерпретация. Какая-то эмоциональная связь перестала развиваться гладко, глубоко разочаровала его и теперь он видит в ней гнетущую обузу. С одной стороны, он хотел бы совершенно освободиться от этой привязанности. С другой стороны, он не хочет ничего терять. Не хочет подвергать себя неопределенности или новым разочарованиям. Эти противоречивые эмоции до такой степени ухудшают его состояние, что он пытается подавить их, вырабатывая у себя равнодушие и суровость.

В целом, стресс, вызванный эмоциональным разочарованием.

5. Хозяшев Максим Анатольевич

Хочет найти убежище от конфликтов, где он был бы в безопасности и где бы чувствовал физический комфорт. Нуждается во внимательном отношении и нежной заботе. Боится пустоты и одиночества, разлуки.

Крушение надежд и неспособность определить, какие меры следует принять - все это вызывает значительный стресс (предшествующая группа цветов характеризует попытку компенсации этого и других конфликтов).

Чувствует себя несчастным из-за сопротивления, на которое он наталкивается всякий раз, когда пытается отстаивать свои права. Полагает однако, что мало что может изменить и должен наилучшим образом использовать ситуацию, как она есть.

Физиологическая интерпретация. Эмоциональная неудовлетворенность и сниженная способность противостоять сопротивлению или трудностям вызывают стресс и фрустрацию.

Психологическая интерпретация. Утратил жизнестойкость, силу воли, необходимые для того, чтобы бороться с существующими трудностями, которые представляются ему как преднамеренное противодействие. Отстаивает свои позиции, однако, испытывает невыносимое давление. Нуждается в сотрудничестве и эмоциональной поддержке и чувствует, что пока их нет, он не может сделать ничего, что улучшило бы сложившуюся ситуацию. Хочет незамедлительно от нее избавиться.

В целом, стресс, вызванный давлением, стремление "убежать" из ситуации.

6. Логинова Светлана Сергеевна

Испытывает потребность освободиться от стресса. Стремится ограничить свои контакты. Старается избегать конфликтов.

Относительно пассивна и находится в спокойном состоянии, хотя тот или иной конфликт и мешает душевному покою. Неспособна добиться отношений, которые могли бы удовлетворить ее с точки зрения взаимной привязанности и взаимопонимания.

Взаимоотношения с окружающими редко отвечают ее высоким эмоциональным требования и потребности в любви, заботе и понимании. Это приводит к разочарованию, внутренней изоляции, неспособности установить близкие отношения. Склонна оставаться эмоционально обособленной от других людей, чтобы избежать разочарований. Сосредоточена на своих проблемах.

Физиологическая интерпретация. Проявляет нетерпение и беспокойство, склонна к угнетенному состоянию.

Психологическая интерпретация. Чувствует, что она не может сама изменить ситуацию так, чтобы у нее появилось ощущение общности с другими, в котором она нуждается. Не желает безоговорочно вверять свою участь в чужие руки. Оказывает сопротивление обстоятельствам или отношениям, накладывающим на нее ответственность, в которой она видит помеху. Считает, что жизнь может предложить гораздо больше и склонна оставаться нетерпеливой и раздражительной, пока она не получит всего того, чего, по ее мнению, ей еще не хватает. Стремление выбраться из этого неудовлетворяющего ее состояния приводит к беспокойству и неустойчивости. Может пострадать способность сосредоточиться.

В целом, беспокойное и нетерпеливое недовольство.

7. Садыкова Елена Георгиевна

Мечтает об идеальной близости, основанной на нежности и обаянии обеих сторон. Однако испытывает страх, что может выдать себя и поэтому для достижения этой цели прибегает к всесторонней разведывательной тактике, проверяя, не связала ли она себя бесповоротно какими-либо обязательствами, не разгадали ли ее.

Пытается улучшить представление о себе в глазах других людей, чтобы они относились к ее желаниям и потребностям благожелательно и проявляли бы уступчивость. Умеет хорошо и правдоподобно оправдываться.

Испытывает тревогу. Считает, что обстоятельства мешают ей раскрыть себя и вынуждают ее сдерживать свои желания. Хочет избежать открытого конфликта с другими и обрести мир и покой.

Физиологическая интерпретация. Стресс, вызванный подавляемой чувствительностью.

Психологическая интерпретация. Получает удовольствие от всего тонкого, изящного, изысканного, однако сохраняет критическую позицию и не позволяет себе увлечься, пока полностью не убедится в том, что все это неподдельно и ценно. Поэтому держит свои эмоциональные отношения под строгим и постоянным контролем. Страдает от отсутствия доверия и взаимопонимания. Считает, что ее не понимают и обращаются с ней бессердечно. Внимательно следит за отношением к себе и занимает критически выжидательную позицию. Хочет добиться ясности и определенности в отношениях, лучшего взаимопонимания. Требует от других полной искренности - она должна защищать ее от свойственной ей тенденции к излишней доверчивости.

В целом, контролируемая эмоциональность.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные - на последних. По результатам проведенного исследования у всех 7 испытуемых они расположены иначе, это служит указанием на наличие психологического конфликта обследуемых и состояния эмоционального неблагополучия, являющихся источником тревоги. Причем источник этой тревоги у всех обследуемых школьников вытиснился  из сознания настолько, что они ощущают лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени их осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является "замещающей" она не приводит к подлинной удовлетворенности, истощая при этом ресурсы организма.

5 из 7 обследуемых подростков соответствуют слабому типу высшей нервной деятельности и характеризуются динамичностью нервной системы в отношении процессов торможения; этому сопутствуют интровертированность и пассивность в сочетании с повышенной тревожностью и склонностью к пессимистичности; неуверенные в себе и в своих перспективах, эти обследуемые постоянно нуждаются в надежной опоре и спокойствии, вследствие чего формируются черты зависимости, крайней чувствительности к средовым воздействиям, тенденция к укреплению своей позиции за счет привязанности и защиты со стороны другого лица.

Информация о работе Психологические причины девиантного поведения