Психологические причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственно каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного
поведения подростков и его психологических причины 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие «девиантного поведения» 11
Девиантное поведение 14
1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения 15
Глава 2. Описание экспериментальной работы, направленной
на выявление девиаций подростков 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Описание методики 23
2.3. Обработка и анализ результатов исследования 28
2.4. Практические рекомендации педагогам 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1. Стимульный материал к тесту М. Люшера 42

Работа содержит 1 файл

К. психологические причины девиантного поведения подростков.doc

— 221.00 Кб (Скачать)


 

 

 

41

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение             

Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного

поведения подростков и его психологических причины

1.1. Характеристика подросткового возраста             

1.2. Понятие «девиантного поведения»             

Девиантное поведение             

1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения             

Глава 2. Описание экспериментальной работы, направленной

на выявление девиаций подростков

2.1. Организация исследования             

2.2. Описание методики             

2.3. Обработка и анализ результатов исследования             

2.4. Практические рекомендации педагогам             

Заключение             

Список использованных источников             

Приложение 1. Стимульный материал к тесту М. Люшера             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственно каждому современному человеку.

Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в общественном сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это не случайно, так как они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

Проблему отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и другие науки.

Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» и об отклонениях от нее.

Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т. е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» и межличностных отношений.

Именно поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

В наибольшей степени девиантному поведению подвержены подростки.

Подростковый возраст – это время становления характера. Нередко эмоциональное развитие подростков бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.

В этой литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. И особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70 % преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологию поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявления нарушений поведения, возрастные особенности психики, основные причины появления девиаций подростков.

Перечисленное выше обусловило важность и актуальность выбранной темы исследования и позволило сформулировать его цель: изучить психологические причины девиантного поведения подростков.

Объектом исследования является девиантное поведение, где в качестве предмета выступает анализ его психологических  причин.

Гипотеза работы: мы выдвигаем предположение о том, что своевременность и полнота определения причин, порождающих и обуславливающих девиации способствует предупреждению и преодолению отклоняющегося поведения подростков.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе ставятся следующие задачи:

1.                  Дать характеристику подросткового возраста.

2.                  Рассмотреть понятие «девиантного поведения».

3.                  Провести анализ психологических причин девиантного поведения детей.

4.                  Провести экспериментальную работу, направленную на выявление девиантного поведения детей.

5.                  Сформулировать практические рекомендации педагогам.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней в обобщенном и систематизированном виде отражены многие вопросы, характеризующие проблему девиантного поведения подрастающего поколения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данной работы способствуют расширению взглядов по обозначенной проблеме.

Методы исследования:

      анализ литературы,

      обобщение изученного,

      диагностический эксперимент,

      беседы с педагогами и детьми,

      педагогическое наблюдение.

Выдвинутая цель исследования и его задачи определили структуру данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

В первой главе представлен теоретический аспект проблемы девиантного поведения подростков и его психологических причины.

Во второй главе описан диагностический эксперимент, направленный на выявление девиаций подростков.

В заключении сформулированы выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного поведения подростков и его психологических причины

 

1.1. Характеристика подросткового возраста

 

Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного, теоретического мышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой являются основой для собственных нравственных оценок.

Как отмечает А.И. Захаров, «В этот возрастной период подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду» (8. С. 42).

Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность в праве жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты.

В этом периоде для подростка характерен большой вкус к асоциальности - к уединению и одиночеству, к трагическому чувству непонятности и ненужности никому, вообще к оторванности от всего и от всех. Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) полного отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе не в отрицании чужой воли и в выставлении своей воли (этот момент является здесь вторичным).

Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период "цветения пола" подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками.

Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание.

«У подростка складываются разнообразные образы своего "Я", однако изменчивые и подверженные внешним влияниям. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении» (8. С. 43).

В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических (а иногда и соматических) заболеваний или значительными затруднениями процесса формирования личности.

Подсчеты специалистов говорят, например, о том, что риск начала шизофрении в подростковом возрасте в 3 - 4 раза выше, чем на протяжении всей остальной жизни. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости.

Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать самую настоящую "гормональную бурю".

Благодаря бурному росту и перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Остро переживаются все ее изъяны, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность.

По мнению Д.И. Фельштейна, «На образ физического "Я" и самосознание в целом оказывает влияние темп полового созревания. Возраст, в котором появляются первые признаки полового созревания, равно как и последовательность появления этих признаков, колеблется в значительных пределах» (23. С. 18).

Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие - позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Кризис тринадцати лет - это фаза, в течение которой подросток изживает свое детство, фаза крушения прежних интересов, фаза общей неопределенности и раздражимости, повышенной возбудимости, быстрой утомляемости, острых и резких колебаний настроения, протеста, крушения авторитетов. В целом, это период ломки и отмирания старых интересов и вызревания биологической основы, на которой развиваются новые интересы.

Несмотря на то, что данный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному. Характер и содержание кризиса обусловлены тем, насколько остры противоречия, определяющие социальную ситуацию развития подростка. Если они смягчаются посредством предупредительных действий учителей, родителей и других взрослых, подросток и сами родители могут и не заметить этого кризиса.

Информация о работе Психологические причины девиантного поведения