Психологические причины девиантного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание работы

Практически вся жизнь любого общества характеризуется наличием отклонений. Отклонения, или как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственно каждому современному человеку.
Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект проблемы девиантного
поведения подростков и его психологических причины 7
1.1. Характеристика подросткового возраста 7
1.2. Понятие «девиантного поведения» 11
Девиантное поведение 14
1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения 15
Глава 2. Описание экспериментальной работы, направленной
на выявление девиаций подростков 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Описание методики 23
2.3. Обработка и анализ результатов исследования 28
2.4. Практические рекомендации педагогам 36
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение 1. Стимульный материал к тесту М. Люшера 42

Работа содержит 1 файл

К. психологические причины девиантного поведения подростков.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

 

 

 

1.2. Понятие «девиантного поведения»

 

Девиантным (отклоняющимся) поведением принято на­зывать социальное поведение, не соответствующее устано­вившимся в данном обществе нормам (Невский И.А.). Из­вестный социолог И.С. Кон уточняет определение девиантного поведения, рассматривая его как «…систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нор­мы, будь то нормы психического здоровья, права, культу­ры и морали. В соответствии с концепцией адаптивного по­ведения любая девиация приводит к нарушениям адапта­ции (психической, социально-психологической, средовой)» (9. С. 51).

Девиантное поведение подразделяется на две большие категории.

Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).

Во-вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то со­циальные, культурные и особенно правовые нормы. Когда такие поступки незначительны, их называют правонаруше­ниями, а когда серьезны и наказываются в уголовном по­рядке — преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом.

Социальные отклонения:

1.                  «…корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.);

2.                  агрессивной ориентации: действия, направленные против лично­сти (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);

3.                  социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, неже­лание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид)» (Цит. по 21. С. 99-100).

Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может прояв­ляться в различных социальных отклонениях: от наруше­ний норм морали до правонарушений и преступлений.

Асоциальные проявления выражаются не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и в деформации внутренней регуляции поведения: социальных нравственных ориента­ции и представлений.

Под отклонениями в поведении детей и подростков пони­маются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъек­ту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.

Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.

Следовательно, придавая поступкам, поведению ребен­ка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целе­направленное влияние на развитие этих процессов или ме­ханизмов, лежащих в основе нравственных и иных личных свойств и качеств ребенка. Или, наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, за­держиваем развитие соответствующих свойств и качеств лич­ности ребенка, подростка.

Таким образом, девиантное поведение под­ростков, с одной стороны, может рассматриваться как сим­птом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой сторо­ны, выступать в качестве проводника воспитательного вли­яния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).

Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные осо­бенности поведения могут свидетельствовать о разных процес­сах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность пове­дения подростка как отклонение, следует «…учитывать ус­ловия, стабильность, частоту его проявления, особенности личности, характер, возраст и многое другое. И только после этого выносить то или иное суждение или тем более определять меру воздействия» (13. С. 134).

Проявления отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и обстоятельств жизни и деятельности. Как правило, их можно свести в следу­ющие группы: ситуативные, временные проявления или реак­ции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоя­тельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные не­благоприятными условиями жизни и деятельности вообще.

Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими од­нократно или систематически. В последнем случае измене­ния в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранени­ем исчезают.

Но, если ситуации часто повторяются, наслаиваются, реакции закрепляются, возникают устойчивые психологи­ческие образования (комплексы), приводящие к развитию того или иного типа поведения.

Так формируется активно-приспособителыюе или пассивно-приспособительное поведение: деструктивно-агрессивное, направленное на революционную перестройку, изменение деятельности группы и своего собственного поведения в ней; деструктивно-компенсаторное, когда перестройка дея­тельности группы и своего поведения сопровождается и зак­репляется крупной уступкой ее требованиям. Особое место занимает компенсаторно-иллюзорная форма поведения, когда неудовлетворение потребности и притязания, устойчивый психологический дискомфорт подростка находят выход в искусственном возбуждении, опьянении, одурманивании себя расторможенностью общения, музыкой, танцами, ни­котином, алкоголем, наркотиками, токсическими и лекар­ственными веществами.

По сути дела, речь идет о компенсаторном поведении, которое выражается в крайних формах конформизма или нонконформизма.

Можно выделить различные виды девиантного поведе­ния, формой проявления которых являются различные ва­рианты социальной дезадаптации:

Девиантное поведение

Дезадаптивное поведение:          Асоциальное поведение:

аффективное,                                  агрессивное,

депривированное,                           делинквентное (противо  правное),

аутичное,                                         криминогенное (преступное),

суицидальное,                                 В основе:

аддиктивное                                    нарушения социализации,

В основе:                                          социально-педагогическая

нарушения психического и            запущенность,

личностного развития,                   деформации регуляции поведения.

психическая депривация.

 

1.3. Анализ психологических причин девиантного поведения

 

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.

В полной мере к этой категории могут  быть отнесены факторы  психологического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения принято обращаться к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что подросток не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии.

Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.

  Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.

Претерпевая качественныё изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы.

Формирование преступных тенденций большинством авторов (7, 12, 15 и др.) принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т. д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию.

Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы подростков не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.

Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка.

Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3, 7, 13 и 17 лет.

Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. «Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще» (12. С. 16).

Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой.

Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонения в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.

Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью. Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.

Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т. д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное влияние на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого – эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими.

Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается.

Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников.

Информация о работе Психологические причины девиантного поведения