Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – закрепить и творчески применить полученные теоретические знания по курсу педагогическая психология, отработать навыки самостоятельного проведения научных исследований.
В задачи моей работы входит рассмотрение и изучение психологических предпосылок воспитательной работы в школе, а именно:
- изучить психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе;
- рассмотреть учебную деятельность как предпосылки воспитательной работы;
- исследовать развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы с подростками;
- рассмотреть становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе;
- рассмотреть формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками;
- рассмотреть формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе;
- исследовать профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе.

Содержание

Введение 3
1. Психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе 5
1.1. Учебная деятельность как предпосылки воспитательной работы 5
1.2. Развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе 6
2. Психологические предпосылки воспитательной работы с подростками 11
1. Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе 11
2. Формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе 15
3. Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками 18
1. Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе 18
2. Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация) 19
Заключение 24
Глоссарий 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Тема 6. Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе..doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми. Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.

     Так как большую часть времени  подросток проводит в школе, то правильно  считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.

     Главная задача в том, чтобы сделать школу  координатором и организатором  системы воспитания подрастающего  поколения. Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью «совокупные взрослые»2 воспитывают «совокупных детей», так как программы планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации» содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи, реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.

 

     

     Заключение 

     В ходе подготовки настоящей курсовой работы были применены теоретические  знания по курсу педагогическая психология, закреплены навыки творческого анализа  научной и методической литературы по указанной проблематике, сформулирован ряд теоретических выводов.

     В работе сделана попытка возможно более полно и всесторонне отразить тему.

     В работе мы рассмотрели психологические  предпосылки воспитательной работы в школе. В зависимости от того, как этот период у ребенка проходит, будет формироваться личность.

     Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.

     В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная "закладка" мотивов самосовершенствования и самоопределения, обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки, продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности, как еще недостаточно осознаваемой потребности.

     Таким образом, можно утверждать, что уже  в младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления  самосознания как одной из базовых функций личности.  
 
 
 

     Из  изложенных в настоящей работе доводов  следует, что мне удалось рассмотреть и изучить мною поставленные задачи и цели.

     Изучение  и исследование новообразований  позволяет организовать действия взрослых при общении с ребёнком для формирования у него первоначальных представлений об окружающем мире и организовать лучшее усвоение им разных видов общественного опыта в раннем детстве.

     
     
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Глоссарий

 
№ п/п  Понятие Определение
1 Обучение  внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека
2 Мотивация побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность
3 Самооценка  оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей
4 Самосознание  его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе
5 Я-концепция относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе
6 Урок  основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе
7 Профессиональная ориентация избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее
8 Саморегуляция учебной деятельности сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания
9 Педагогическое  общение профессиональный  контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений
10 Коллективизм  чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества

 

     Список  использованных источников

1 Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. –  М.: Педагогика, 1983. Т. 3 «Избранные психологические исследования».
2 Кон И.С. В поисках  себя: личность и ее самосознание. М., 1984 .
3 Кон И.С. Категория  Я в психологии // Психологический  журнал, 1981 ., №3.
4 Общая психология/Под  ред. Богословского. – М., 2005.
5 Першина Л. А. Возрастная психология / Л. А. Першина. – М.: Академический проект, 2004.
6 Петровский, А. В. Психология развивающейся личности. – М., 1987.
7 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже. –  М.: Знание,  2001.
8 Практич.пособие  для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000.
9 Профессиональная  ориентация учащихся: Учебное пособие  для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2008.
10 Психология: Уч-к  для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009.
11 Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000
12 Столяренко. Основы психологии. – М., 2003.
13 Хьелл  Л.,  Зиглер  Д.  Теории  личности. – М., 1997
14 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2007 .

     Приложения

 
А
Б

Информация о работе Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе