Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы – закрепить и творчески применить полученные теоретические знания по курсу педагогическая психология, отработать навыки самостоятельного проведения научных исследований.
В задачи моей работы входит рассмотрение и изучение психологических предпосылок воспитательной работы в школе, а именно:
- изучить психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе;
- рассмотреть учебную деятельность как предпосылки воспитательной работы;
- исследовать развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы с подростками;
- рассмотреть становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе;
- рассмотреть формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками;
- рассмотреть формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе;
- исследовать профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе.
Введение 3
1. Психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе 5
1.1. Учебная деятельность как предпосылки воспитательной работы 5
1.2. Развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе 6
2. Психологические предпосылки воспитательной работы с подростками 11
1. Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе 11
2. Формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе 15
3. Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками 18
1. Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе 18
2. Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация) 19
Заключение 24
Глоссарий 26
Список используемой литературы 28
Это стремление подростка важно направлять в нужное русло, и роль направляющего должен принять на себя взрослый. Коллективизм – качество, присущее подростку, и важно создавать условия для того, чтобы оно проявилось, чтобы именно оно стало ведущим в формировании личности подростка, мотивировало поступки, действия, все его отношения с людьми. Ведь коллективиста делает общение, и не только общение в большом коллективе, классном или школьном, но и в семье, и в дружбе с товарищами.
Так как большую часть времени подросток проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности.
Главная задача в том, чтобы сделать школу координатором и организатором системы воспитания подрастающего поколения. Средства массовой коммуникации, внешкольные учреждения, расширяя диапазон знаний учащихся, составляют конкуренцию школе. С их помощью «совокупные взрослые»2 воспитывают «совокупных детей», так как программы планируются и контролируются. Если передачи объективны, они невольно способствуют приобщению детей к той стороне жизни, от которой взрослые хотели бы их уберечь. Само название «средства массовой коммуникации» содержит проблему. Пока поток информации был официальным и однонаправленным – пресса, радио, телевидение информировали население о решениях, принятых кем-либо, о событиях, происшедших в мире. Это – работа средств массовой информации. В настоящее время больше внимания уделяется образованию связи, реакции публики на увиденное и услышанное. Тем самым, передача информации превращается в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Заключение
В ходе подготовки настоящей курсовой работы были применены теоретические знания по курсу педагогическая психология, закреплены навыки творческого анализа научной и методической литературы по указанной проблематике, сформулирован ряд теоретических выводов.
В работе сделана попытка возможно более полно и всесторонне отразить тему.
В работе мы рассмотрели психологические предпосылки воспитательной работы в школе. В зависимости от того, как этот период у ребенка проходит, будет формироваться личность.
Большинство психологов и педагогов сходится на признании того факта, что именно в младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка.
В мотивационной сфере сознания младших школьников появляется ориентация на процесс, его главное значение в присвоении знаний и опыта поведения, начинается своеобразная "закладка" мотивов самосовершенствования и самоопределения, обозначается еще слабо выраженное стремление к осознанию причин, смыслов, их поиск в учебном материале и в воспитательной деятельности учителя, возникает потребность в самооценке, как в основе формирования самопознания и внутренней позиции личности, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки, продолжается принятие целей учителя, но уже с тенденцией к самостоятельности, как еще недостаточно осознаваемой потребности.
Таким
образом, можно утверждать, что уже
в младшем школьном возрасте существуют
предпосылки для развития и становления
самосознания как одной из базовых
функций личности.
Из изложенных в настоящей работе доводов следует, что мне удалось рассмотреть и изучить мною поставленные задачи и цели.
Изучение и исследование новообразований позволяет организовать действия взрослых при общении с ребёнком для формирования у него первоначальных представлений об окружающем мире и организовать лучшее усвоение им разных видов общественного опыта в раннем детстве.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Обучение | внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а исторических особенностей человека |
2 | Мотивация | побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность |
3 | Самооценка | оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей |
4 | Самосознание | его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе |
5 | Я-концепция | относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознания, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе |
6 | Урок | основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе |
7 | Профессиональная ориентация | избирательное отношение учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе, которое формируется на основе широкого спектра духовных отношений личности во всех видах деятельности, профессионально значимых для нее |
8 | Саморегуляция учебной деятельности | сформированность у школьника целостной системы представлений о своих возможностях и умениях их реализовывать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания |
9 | Педагогическое общение | профессиональный контакт преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющий определенные педагогические функции и направленный на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений |
10 | Коллективизм | чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества |
1 | Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. Т. 3 «Избранные психологические исследования». |
2 | Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984 . |
3 | Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал, 1981 ., №3. |
4 | Общая психология/Под ред. Богословского. – М., 2005. |
5 | Першина Л. А. Возрастная психология / Л. А. Першина. – М.: Академический проект, 2004. |
6 | Петровский, А. В. Психология развивающейся личности. – М., 1987. |
7 | Пиаже Ж. Избранные психологические труды. / Ж. Пиаже. – М.: Знание, 2001. |
8 | Практич.пособие для учителей нач. школы, студ. сред, и высш. пед. учеб, заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Творческий центр Учитель, 2000. |
9 | Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов /Под ред. А.Д. Сазонова. – М.: Просвещение, 2008. |
10 | Психология: Уч-к для гуманитарных вузов. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. |
11 | Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000 |
12 | Столяренко. Основы психологии. – М., 2003. |
13 | Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – М., 1997 |
14 | Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. – М., 2007 . |
А | |
Б |
Информация о работе Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе