Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей курсовой работы – закрепить и творчески применить полученные теоретические знания по курсу педагогическая психология, отработать навыки самостоятельного проведения научных исследований.
В задачи моей работы входит рассмотрение и изучение психологических предпосылок воспитательной работы в школе, а именно:
- изучить психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе;
- рассмотреть учебную деятельность как предпосылки воспитательной работы;
- исследовать развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы с подростками;
- рассмотреть становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе;
- рассмотреть формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе;
- проанализировать психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками;
- рассмотреть формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе;
- исследовать профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе.

Содержание

Введение 3
1. Психологические предпосылки воспитательной работы в младшей школе 5
1.1. Учебная деятельность как предпосылки воспитательной работы 5
1.2. Развитие познавательного интереса у младших школьников как предпосылка воспитательной работы в школе 6
2. Психологические предпосылки воспитательной работы с подростками 11
1. Становление нового уровня самосознания, как предпосылка воспитательной работы в школе 11
2. Формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе 15
3. Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками 18
1. Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе 18
2. Профессиональное самоопределение как аспект воспитательной работы в школе (социализация) 19
Заключение 24
Глоссарий 26
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Тема 6. Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе..doc

— 298.50 Кб (Скачать)

     - Профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;

     - В процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;

     - Профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

     - Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу [9, 71].

     Урок  – основная организационная форма  учебно-воспитательного процесса в  школе. Профессиональная ориентация –  составляющая часть этого процесса. Поэтому неотъемлемой частью урока должна стать работа по профпросвещению.

     Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями  различных профессий, лекции о различных  отраслях народного хозяйства, производствах   и профессиях и т.д.

     В широком смысле  слова профконсультация - “это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности”.

     Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:

     1. Подготовительная профконсультация.

       2.Завершающая профконсультации.

      3. Уточняющая профконсультация.

       На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер.

       На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности.

       На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства.

     Третий  этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе - помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу.

     Профессиональная  консультация для учащихся по форме  проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной. Итак, профконсультация - “это оказание помощи молодому поколению, выбирающему трудовой путь в жизни, но, ни в коем случае не навязывание своих суждений, не подмена права человека на свободу выбора профессии [9, 100].  
 
 

  1. Психологические предпосылки воспитательной работы со старшими школьниками.
 

    3.1. Формирование  активного личностного  познания  у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе. 

     Важная  особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования  этого возраста, своеобразного чувства  взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

     Сознание  собственной взрослости возникают  у подростка неслучайно. Он замечает, как быстро увеличивается его рост, вес, физическая сила и выносливость, замечает у себя признаки наступающей половой зрелости. Подросток начинает осознавать, что его знания, навыки и умения значительно расширяются, что кое в чем в этом отношении он превосходит многих взрослых, например, своих родителей, а порой некоторых учителей. Наконец, подросток чувствует, что его участие в жизни взрослых людей становится значительно большим, он активно участвует в школьной общественной жизни. Переоценивая свои возросшие возможности, подростки нередко приходят к убеждению, что они уже мало чем отличаются от взрослых людей, и претендуют, чтобы и взрослые относились к ним как к равным. Возникает противоречие между потребностью подростков участвовать в жизни взрослых в качестве полноправных членов и несоответствием этому их реальных возможностей.

     Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и известной  независимости. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их обидчивость, острая реакция на попытки взрослых (действительные или кажущиеся) умалить их достоинства, принизить их взрослость. Подросток добивается того, чтобы взрослые считались с его мыслями, уважая их.

     Учителям  надо иметь в виду, что чувство  взрослости – это здоровое и ценное в своей основе чувство. Поэтому его нужно не подавлять, а стараться ввести в правильное русло. Взаимопонимание с подростками надо постепенно и разумно перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность. Разумеется, все это должно быть в известных разумных пределах. Не может быть и речи о полной отмене руководства и контроля, так как подросток очень нуждается  в твердом и постоянном руководстве со стороны взрослых. Подростков нужно освобождать от мелочной опеки, излишнего контроля, навязчивой  заботливости, назойливого руководства – всего того, что в какой-то мере было бы оправдано по отношению к дошкольнику или младшему школьнику. Надо отказаться от злоупотребления тоном категоричных распоряжений и приказов, безапелляционных требований. Речь идет не об отказе от твердых требований вообще, а об отказе от грубых и резких их форм, оскорбляющих чувство собственного достоинства, самоуважение подростка. 

     3.2. Профессиональное самоопределение  как аспект воспитательной работы  в школе (социализация). 

     Слово «социализация»1 означает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

     Стиль воспитания детей, его цели, институты, методы, достижения и неудачи нельзя понять вне целостного образа жизни и культуры народа. Молодежи предстоит жить в обществе, отличном от того, в котором жили родители. Поэтому свои воспитательные успехи они должны оценивать не по тому, как им удалось передать молодежи свои знания и умения, сколько по тому, сумели ли они их подготовить самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родителей.

     Проблема  эта является глобальной. Во всем мире социологи и экономисты констатируют разрыв между стоимостью образования и недостаточной социальной эффективностью.

     Чтобы жить и успешно функционировать  в чрезвычайно мобильном и  динамичном обществе, индивид должен обладать следующими качествами:

  1. обладать устойчивым мировоззрением, нравственными убеждениями;
  2. должен обладать высокой психической лабильностью, гибкостью, способность усваивать и перерабатывать новую информацию и создавать нечто новое не только в подростковом возрасте, но и в зрелом возрасте, когда старше поколение привыкло обходиться старым багажом. Без этого личность отстанет от хода истории и станет тормозом общественного прогресса.
  3. Воспитание в эпоху научно-технической революции должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой активности, ответственности.

     О преодолении формализма в воспитании писали все классики педагогики и  психологии. Но для реализации этого  принципа нужны определенные социальные предпосылки.

     Выдающийся  немецкий психолог Макс Вебер разработал типологию форм лигитимного господства (узаконенного):

     А) «Легальное господство», осуществляемое специально обученными людьми.

     Б) «Традиционное господство», основанное на вере в святость правил, порядков. Прообраз таких отношений – патриархальная семья.

     В) «Харизматическое господство», основанное на признании за «учителем», «вождем» только ему присущих способностей требует безоговорочного подчинения, но уже в силу личной привязанности. Такое лидерство характерно для религиозных сект.

     В основе педагогического общения лежит принцип социального равенства. Это предполагает преодоление некоторых стереотипов сознания.

     Чтобы координировать усилия социальных институтов, надо четко представлять себе тенденции  и развитие каждого.

     С переходом ребенка в среднюю  школу, его связи с окружающими людьми, как взрослыми, так и детьми, расширяются и усложняются (Приложение Б). Характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами. Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе.

     Наверное, многим приходилось наблюдать такую картину: в начальной школе ребенок отличается начитанностью, хорошим поведением, словом, во всем являлся примером. В четвертом классе он вдруг начинает внешне не мотивированно «меняться на глазах». У него портятся отношения с товарищами, ему не хочется идти в школу, он хуже учится, с удовольствием пропускает уроки, становится дерзким, а порой грубым. В чем причина этих изменений? Оказывается, в классе его прежняя «образованность» перестала быть значимой для ребят, пошатнулась непререкаемость его авторитета. Выясняется, что кто-то больше знает и читает, кто-то отличается большей находчивостью, кто-то лучший спортсмен. Прежние авторитеты рушатся и создаются новые. Именно в подростковом возрасте коллектив во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникает необходимость в нем разобраться и возможность ответить его требованиям.

     Нередко подросток начинает ориентироваться  в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение.

     В размышлениях о поведении товарищей  складывается система требований не только к их поведению и личным качествам, но и оценка своих собственных  достоинств и недостатков. Ориентируясь на товарищей, подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся сверстниками.

     Что же одобряют и что же осуждают подростки  в товарищах?

     С одной стороны они ценят качества, характеризующие высокий моральный  облик подростка, его нравственные черты: принципиальность, добросовестное отношение к делу, общественную активность, искренность, честность, доброту. С другой стороны, качества, касающиеся непосредственно отношений ребят друг с другом и проявляющиеся в этих отношениях. Коллектив подростков не терпит зазнайства, похвальбы, подчеркивание своих, пусть даже и имеющихся достоинств. Неписаный ребячий кодекс категорически отвергает такое поведение как несоответствующее нормам товарищеских отношений.

     В коллективе подростков могут замечаться постоянство, текучесть отношений. Это также является следствием сложности развивающегося внутреннего мира ребят этого возраста. Непостоянство симпатий, смена авторитетов, возрастание и падение влиятельности тех или иных подростков в коллективе есть не что иное, как свидетельство постоянной внутренней работы, «примеривания» поступков и отношений людей к требованиям рождающегося нравственного кодекса.

     Нужно помочь подростку разобраться в  себе, подсказать, что в нем хорошего, чем он может быть полезен своим товарищам, в чем может помочь им, подсказать ему пути преодоления недостатков. Необходимо помочь понять ребенку, как он выглядит в глазах других. Ни одна ссора подростка не должна оставить учителя равнодушным.

     Человек в обществе немыслим без коллектива. Чтобы подросток сумел найти свое место в будущей жизни, он должен овладеть всей богатейшей практикой коллективистских отношений: уметь согласовывать свои желания и интересы с желаниями и интересами коллектива; научиться радоваться общим радостям; печалиться общими печалями; соотносить свою деятельность с общими целями. И подросток готов к этому. Ведь одна из его основных особенностей – неудержимая тяга к общению, к коллективу, к совместной деятельности с товарищами.

Информация о работе Психологические предпосылки осуществления воспитательной работы в школе