Психологические особенности самопризентации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы состоит в изучении психологических особенностей самопрезентации личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определяются понятие и особенности самопрезентации личности,
2. характеризуются теории самопрезентации личности,
3. изучаются способы и формы самопрезентации личности,
4. выясняются виды самопрезентации личности,
5. анализируются психологические особенности самопрезентации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие и особенности самопрезентации 6
1.2. Теории самопрезентации личности 8
1.3. Способы и формы самопрезентации 16
1.4. Виды самопрезентации личности 20
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Особенности подросткового возраста 24
2.2. Самопрезентация подростков 27
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности самопризентации личности.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     5. Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе.

     6. Самопрезентация – акт самовыражения и поведения человека, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

     7. Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций.

     Проблема  самопрезентации была поставлена, в  первую очередь, основателями «символического интеpакционизма». Идеи классиков этого направления (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Макпартленд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.) во многом определяют современное представление о самопрезентации человека. Авторы этих концепций искали ответы на вопросы, почему люди занимаются самопрезентацией, всем ли в одинаковой степени свойственно стремление к самопрезентации, какие стратегии и техники используются в процессе самопрезентации.

     Обращает  на себя внимание довольно большое  количество разнообразных подходов и отсутствие единой концепции или хотя бы небольшого их числа. Достаточно сложно даже сопоставить эти направления между собой, поэтому в данной работе были изложены их основные положения.

     Традиционно выделяют три группы теорий, объясняющих сущность самопрезентации личности. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами – мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

     На  основе анализа литературы были определены основные способы самоподачи образа «Я» в общении: «социальная самореклама», «нерефлексивное самоодобрение», «греться в лучах чужой славы», «создание препятствий», «самобичевание», «похвала противника или оппонента», «ложная скромность», «самооборона». А также выявлены основные формы самопрезентации: «природная» и «искусственная».

       «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».

     Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией».

     Представляет  интерес интегративная классификация  различных видов самопрезентаций, различных форм проявлений самопрезентационного поведения  А.Шутц. В предложенной ею классификации выделено четыре стиля самопрезентации: ассертивный (assertive), агрессивный (offensive), защитный (protective), оправдывающийся (defensive).

     Данная  классификация основана на анализе  двух переменных: ведущих мотивах самопрезентации (стремлении «выглядеть хорошо», то есть получить социальное одобрение – стремлении «не выглядеть плохо» или избежать значимых потерь в социальном одобрении); активности или пассивности самопрезентационного поведения.

     В работе дана краткая характеристика подросткового возраста и выявлены основные особенности самопрезентации у подростков. Независимо от характера процесса (стихийный, регулируемый), самопрезентация формирует у подростка определенный уровень ожиданий, стиль взаимоотношений, является средством воздействия на окружающих. Самопрезентация, предполагает следование подростком культурным образцам поведения как наиболее адекватным вариантам реагирования на те или иные обстоятельства общения.

Список  использованной литературы

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические  проблемы. – М., 1990. – 239 с.
  2. Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. – М., – 1987. – 282 с.
  3. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1997. – 288 с.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1980. – 432 с.
  5. Баранова В.А. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр. – 1994. – №2. – С. 2 – 9.
  6. Беллино Р.Р.У вас 3 минуты! Секреты презентации от ученика Дональда Трампа – М.: Издательство: "Companion Group", 2007. – 260 с.
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982. -199 с.
  8. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. – М., 1995. – 279 с.
  9. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. – №1. – 1994. – С. 122 – 127.
  10. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. – Л., 1970. – 135 с.
  11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж, 1995. - 349 с.
  12. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М.: «Наука», 1980. – 104 с.
  13. Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., – 1984. – С. 188 – 198.
  14. Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ.- М.: Канон-пресс-Ц, 2000. – 169 с.
  15. Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации. – М.: Издательство: "Аст", 2007. – 180 с.
  16. Дьяконов Г.В. Психология первого впечатления о другом человеке: Автореф. дис… канд. психол. наук. – М., 1979. – 18 с.
  17. Килошенко М.И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Автореф. дис… канд. психол. наук. – СПб., 1994. – 21 с.
  18. Коваль А.В. Краткий словарь справочник по психологии. – М.: РУДН, 2004. – 258 с.
  19. Котлярова М.Н. Теории самопрезентации. – СПб., 2002. – С. 163.
  20. Линчевский Э.Э. Психологические аспекты взаимопонимания: Прогнозирование в процессе общения. – Л.: «Знание», 1982. – 36 с.
  21. Маларов В.Х. Успешность восприятия // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 68 – 72.
  22. Михайлова Е.В. Самопрезентация. Теории, исследования, тренинг. - СПб, Речь, 2007.
  23. Николаева Т.М. О грамматике неязыковых коммуникаций // Уч. зап. Тарруского ун-та. – 1969. – Вып. 236 (Труды по знаковым системам). – Т.4. – С. 410 – 414.
  24. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека, словно книгу // Курс практической психологии или как научиться работать и добиваться успеха. – Ижевск, – 1996. – С. 116 – 146.
  25. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. – М.:  Издательство: "Омега-Л", 2007. – 252 с.
  26. Романова А.В. Визуальная самоподача образа «Я» и конфликтность: Учеб.-метод. пособ. к спецк. – М.: МГСУ, 2002. – 32 с.
  27. Романова А.В. Особенности визуальной самоподачи конфликтных лиц в юношеском возрасте // Психол. и ее прилож.: Тез. Ежегод. РПО. – М., 2002. – Т.9: Вып.2. – С. 240-248.
  28. Славская А.Н. Интерпретация как предмет психологического исследования // Психологический журнал. – 1994. – Т. 15. – №3. – С. 78 -88.
  29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. – М.: «Школа – Пресс», 1995. – 383 с.
  30. Смыслов Д.А. Психологические особенности связей между вербальными и невербальными характеристиками в коммуникативном процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1999. – 23 с.
  31. Соколова-Бауш Е.А. Самопрезентация как фактор формирования впечатления о коммуникаторе и реципиенте // Мир психологии. - № 3. - 1999, с. 132-139.
  32. Сорокин Ю.А. Вербальное и невербальное поведение с этнопсихологической точки зрения // Язык и культура. – М., -1987. – С. 101 – 185.
  33. Хороших В.В. Психологические факторы успешности самопрезентации. - СПб., 2001. - 193 c.
  34. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 256 с.
  35. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: ИП РАН, 2000. – 448 с.
  36. Шкопоров Н. Б., Белопольский В.И. О функциях взора человека в межличностном взаимодействии// Вопросы психологии познания и общения. Краснодар, 1985, с. 185-191.

Информация о работе Психологические особенности самопризентации личности