Психологические особенности самопризентации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы состоит в изучении психологических особенностей самопрезентации личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определяются понятие и особенности самопрезентации личности,
2. характеризуются теории самопрезентации личности,
3. изучаются способы и формы самопрезентации личности,
4. выясняются виды самопрезентации личности,
5. анализируются психологические особенности самопрезентации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие и особенности самопрезентации 6
1.2. Теории самопрезентации личности 8
1.3. Способы и формы самопрезентации 16
1.4. Виды самопрезентации личности 20
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Особенности подросткового возраста 24
2.2. Самопрезентация подростков 27
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности самопризентации личности.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Данный  стиль можно развивать как  в непосредственной деятельности, так  и в рамках специально организованной тренинговой работы [25].

     Таким образом, согласно Э.Гоффману, самопрезентация - это запечатленное в большом  количестве структурных обсуждений, отражение мотива каждого участника взаимодействия, для того чтобы производить взаимодействие гладко и без инцидентов [14].  

 

Раздел 2. Психологические особенности самопрезентации подростков

     2.1. Особенности подросткового возраста

     Подросток – это еще недостаточно зрелый и недостаточно социально возмужалый человек. Это личность, находящаяся на особой стадии формирования ее важнейших черт и качеств: еще недостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита, что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своих поступках и действиях требованиям общественных норм и правил.

     Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Именно в это время  подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения. Именно это чаще всего и становится наиболее конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой.

     У подростков происходит адаптация к  социально – устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. В этот небольшой промежуток времени подросток должен сориентироваться в понятиях «мужчина» и «женщина», а так же применять к себе эти понятия, чувствуя отличия своего теперешнего состояния и того, кем он был/была до этого.

     При взрослении ребенка происходит его  становление, готовность к жизни  во взрослом обществе, как равноправного участника жизни, у подростка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями.

     В этом возрасте происходит временное  психологическое отдаление подростка  от семьи и школы, их значение в  становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

     У подростка формируется чувство  взрослости, которое проявляется  через стремление к независимости и самостоятельности, протест против желания взрослых «поучить» его. Чувство взрослости – основное новообразование подросткового возраста.

     Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира (герой фильма, сильный  взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.), которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешность для подростка имеет очень большое значение. Необычная прическа, серьга, а то две и три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможность отделить себя от других, утвердиться в группе детей. У него меняется походка, манеры, внешний облик. Своеобразная социальная мимикрия в подростковой среде. Таким образом у подростков выражается потребность в безопасности. Не выделяться среди других, иначе засмеют. А дети бывают очень жестоки к не таким, как другие [4].

     Внутренне происходит следующее. У подростка  появляется своя позиция. Он считает  себя уже достаточно взрослым и относится  к себе как к взрослому. Это  проявляется в следующем.

     1. Желание, чтобы все (учителя,  родители) относились к нему, как  к равному, взрослому. Но при  этом его не смутит, что прав  он требует больше, чем берет  на себя обязанностей. И отвечать  за что-то подросток вовсе не  желает (разве что на словах).

     2. Стремление к самостоятельности.  А по сему контроль и помощь  отвергаются. Все чаще от подростка  можно слышать: «Я сам все знаю!» (Это так напоминает малышовое «Я сам!»). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная «самостоятельность» – еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

     3. Появление собственных вкусов  и взглядов, оценок, линии поведения  (самое яркое – это появление пристрастия к музыке определенного типа). Надо помнить, что дети очень хотят быстро повзрослеть, и к тому же отличаться от родителей. И иметь «свои» ошибки, которые родители делали когда-то сами. При этом педагогам и родителям порой трудно согласиться с тем, что времена быстро меняются. И с ними меняются дети. Что было модно в одно время, считается «ретро» в другое. Это касается и взглядов, и поведения, и всего другого. Каждое поколение по-своему выражает принадлежность к своему времени.

     Подростковый  возраст – определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. В западной культуре он постоянно удлиняется, и полного согласия по поводу сроков его начала и завершения нет. Обычно подростковый период рассматривается как промежуточная ступень между детством и взрослой жизнью, причем проходит он для каждого по-разному и в разное время, но, в конце концов, большинство подростков обретают зрелость. В этом смысле подростковый период можно уподобить переброшенному между детством и зрелостью мосту, по которому каждый должен пройти, прежде чем стать ответственным и творческим взрослым человеком.

     Наиболее  существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового  периода. Начало постепенного увеличения секреции половых гормонов начинается в 7 лет, но интенсивный подъём секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапным увеличением роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков.

     Исходя  из этого, Личко А.Е. различает младший подростковый возраст 12–13 лет, средний – 14–15 лет, старший – 16–17 лет.

     Существуют  и другие варианты определения границ подросткового возраста, но мы в  своей работе будем придерживаться мнения именно этого отечественного психолога. 

     2.2. Самопрезентация подростков

     В узком смысле, самопрезентация –  это акт самовыражения и поведения  человека, направленный на то, чтобы  создать благоприятное впечатление  или впечатление, соответствующее  чьим-либо идеалам. Самопрезентация  в этом случае рассматривается как умение подростка подать себя в новой для него обстановке, в новых условиях пребывания, в новом окружении. Слова сам, само употребляются – для придания особой важности личной деятельности.

     Мы  рассматриваем самопрезентацию  как один из важных аспектов социальной адаптации подростка. Наряду с развитием способности подростка к адаптации усиливается его стремление к самопрезентации, самоутверждению, т.е. к различным стратегиям «Я» [11].

     Под процессом самоутверждения мы рассматриваем  стремление подростка к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение.

     Задача  самопрезентации решается подростком часто спонтанно в незначимых ситуациях, в значимых ситуациях  характерно регулирование самопрезентации (исходя из умений и индивидуальных особенностей подростка). Это можно назвать уровнями самопрезентации.

     Регулируемая  самопрезентация включает в себя:

     – прогноз ситуации презентации, сличение перечня значимых ситуаций с текущей ситуацией;

     – проектирование собственного презентативного поведения;

     – коррекцию в соответствии с получаемой информацией о ситуации.

     Независимо  от характера процесса (стихийный, регулируемый), самопрезентация формирует у  подростка определенный уровень  ожиданий, стиль взаимоотношений, является средством воздействия на окружающих. Самопрезентация, предполагает следование подростком культурным образцам поведения как наиболее адекватным вариантам реагирования на те или иные обстоятельства общения.

     Для подростка важно самоопределение  в стиле жизни. Стиль имеет  внутреннюю и внешнюю составляющую, экспериментирование в различных вариантах самопрезентации, условием является свобода выбора, поиск себе подобных. Вопрос о том, как приспособиться к интенсивным жизненным изменениям и при этом остаться цельной личностью, в той или иной мере возникает перед каждым человеком. Особенность ее звучания в подростковом возрасте определяется многочисленными переменами, к которым подростки не всегда бывают готовы, но перед необходимостью принятия которых они поставлены.

     При самопрезентации важное значение имеют социальные ожидания, связанные с образом «Я» и образом «Другого».

     В то же время, достаточно часто решая  задачу самопрезентации, подросток  вырабатывает стереотипы поведения, которые  влияют на стиль самопрезентации. Выбранный  стиль является неосознанным отражением ценностей и самоотношения.

     Стиль самопрезентации может включать набор индивидуальных средств самовыражения (в том числе одежда, манеры, мимика, клише словесные, манера общения).

     Необходимость самопрезентации возникает вследствие изменения ситуации – начало общения, встреча и т.п., изменение статуса.

     В молодежной среде имеются субкультурные  нормы самопрезентации, благодаря  которым подросток идентифицирует представителей своей группы, направления. Способ самопрезентации становится ритуальным поведением со своей символикой как способ различения «своих» и «чужих».

     В структуре опыта самопрезентации  можно выделить несколько компонентов:

     1. Субъективный – ценностно-смысловой (образ «Я» и образ «Другого», самоотношение, позиция, самооценка). Как я субъективно отражаю себя и других людей (перцепция)? Данное отношение задает контекст самопрезентации и бывает конструктивным и неконструктивным.

     2. Содержательный – совокупность обстоятельств, оцениваемых как значимые и незначимые.

     3. Операциональный – умения, представления (знания), навыки, способы действий, техники, программы поведения и т.п.

     4. Объективный – жизненные обстоятельства, в которых подросток находится в детском коллективе лагеря [26].

     Таким образом, особенности самопрезентации  в подростковом возрасте являются:

  • стремление к подражанию, потребность быть частью группы;
  • стремление заявить о себе как о самодостаточной индивидуальности;
  • большое внимание к собственной внешности;
  • стремление к экспериментам с собственным образом;
  • личностная неустойчивость. Необходимость соответствовать психолого-физиологическим изменениям, происходящим в его организме, а также изменения требований, предъявляемых ему со стороны социума;
  • отсутствие чувства меры, границ дозволенного – юношеский максимализм.

 

Выводы

     Таким образом, можно сделать следующие  выводы.

     В психологической литературе встречаются  такие определения понятия самопрезентации  личности:

     1. Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам.

     2. Самопрезентация – это презентация возможностей и способностей претендента на рабочее место.

     3. Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам.

     4. Самопрезентация – процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним – управление впечатлением о себе.

Информация о работе Психологические особенности самопризентации личности