Психологические особенности самопризентации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы состоит в изучении психологических особенностей самопрезентации личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определяются понятие и особенности самопрезентации личности,
2. характеризуются теории самопрезентации личности,
3. изучаются способы и формы самопрезентации личности,
4. выясняются виды самопрезентации личности,
5. анализируются психологические особенности самопрезентации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие и особенности самопрезентации 6
1.2. Теории самопрезентации личности 8
1.3. Способы и формы самопрезентации 16
1.4. Виды самопрезентации личности 20
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Особенности подросткового возраста 24
2.2. Самопрезентация подростков 27
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности самопризентации личности.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

     Однако  можно назвать и универсальный  набор характеристик, который оптимально подходит для большинства ситуаций. Во всем мире, как показывают различные  психологические исследования, ценятся определенные человеческие черты: честность, скромность, компетентность. Поэтому их наличие во внешнем облике повышает благоприятное впечатление [19].

     Содержание  производимого впечатления у  отдельного человека связано с идеальным «Я» его личности, с системой разделяемых им нравственных идеалов и ценностей. Покрывая тело одеждой, мы формируем впечатление о себе, стремимся, чтобы другие воспринимали нас в соответствии с общепринятыми социальными идеалами. Существуют следующие способы самоподачи образа «Я» в общении:

     1. «Социальная самореклама». Направлена  на усиление социальной желательности  образа «Я» в глазах окружающих (при рациональном объяснении  или замалчивании недостатков). Она  встречается у субъектов с  высокой самооценкой и самоуважением. Хорошо осознающих свои особенности. Проявляется – в позитивной эмоциональной увлеченности образом «Я», причинно-следственном обосновании и рациональной проработке своего поведения, усилении собственных достоинств, подчеркивании успешности, демонстрации положительного отношения к себе, но и просто «кайфуют» от собственного вида.

     2. «Нерефлексивное самоодобрение». Вид  самоподачи, при котором самовосхваление  и дискредитация других происходит  на малоосознанном уровне. Человек  демонстрирует преобладание эмоционально – оценочных суждений о своей личности, теплое отношение к себе, приукрашивание образа «Я», игнорирование недостатков, исключение социальной нежелательности в использовании других способов психологической защиты.

     3. «Греться в лучах чужой славы». Некоторые люди очень любят демонстрировать знакомство и общение с высокопоставленными лицами. Блестящее описание такого явления находим у Н.В. Гоголя в «Ревизоре».

     4. «Создание препятствий». С целью  упреждения вероятного негативного  впечатления и избежания осуждения. Люди прибегают к тактике создания самому себе препятствий. Механизм действия таких способов прост – это защита «образа Я», самооценки и социального имиджа человека. Неуспех в случае препятствия, позволяет переложить вину и ответственность на внешние причины.

     5. «Самобичевание». Встречается в  ситуациях внешнего демонстративного  самоуничижения, публичной демонстрации  недостатков и негативных оценок  личности. Такое демонстрируемое  пренебрежение к себе может  быть очень тонким предрасположением в пользу своего «Я».

     6. «Похвала противника или оппонента». Выигрышной тактикой самоподачи  является публичное восхваление  потенциальных противников и  оппонентов. В основе этого лежит  стремление подготовить почву  для благоприятной оценки вне  зависимости от результата борьбы.

     7. «Ложная скромность». Исследователь,  получил крупную премию, благодарит  за поддержку заведомо более  широкий круг лиц, чем следует.  Удачная тактика может заключаться  в напускной скромности в присутствии  более скромного человека.

     8. «Самооборона». Связана с открытым  недовольством собой при раздражении  в адрес других. Человек как  бы находится в состоянии постоянного  наряженного ожидания негативного  отношения к себе. Проявляется  «самооборона» в обосновании  своей «хорошести» без эмоциональной увлеченности образом «Я», приукрашивании через прямой перевод характеристик в положительные, активной дискредитации других, компенсации недостатков достоинствами из другой сферы. Человек с таким типом самоподачи ожидает нападок прежде, чем они следуют [7].

     Психологическая культура как бы продолжает линию  физической культуры, здоровья человека. И если физическая культура и личная гигиена способствуют развитию и сохранению физического здоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциалов личности; её интеллекта, характера, общей культуры поведения. Гармоничность развития личности как равномерное повышение эрудиции, правильности мышления, общительности и волевых качеств, способствует сохранению психологического здоровья.

     Существует  две основных формы самопрезентации: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причём она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет опредёлённую, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребёнок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша, видно, семь пядей во лбу». Ещё не подозревая того, человек с ранних лет начинает собирать «головоломку» своего образа. Всё это происходит естественно, без обдумываний и прогнозирований, как говориться, «без масок и увертюр». Я думаю, что здесь не стоит говорить о наследственности и генах, это, скорее, природное распределение, естественный процесс определения человека в структуре общественного сознания.

     Главное «антидостоинство» «природной самопрезентации» – это то, что человек не может  контролировать и корректировать процесс в рамках именно этой презентации. То есть, индивидуум не выбирает, положительной ли будет его «природная самопрезентация», или же она будет носить негативный окрас. Можно описать этот процесс, как бездумная, неконтролируемая личностью презентация самого себя. И с этим ничего не поделать, правда до тех пор, пока человек не станет способен на реализацию «искусственной самопрезентации».

     Главная цель «искусственной самопрезентации» – завоевание лояльности к своей  персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей. (Закрутила – завертела, но зато красиво!) По-другому – для того, чтобы завоевать расположение важных для нас людей, и не имеет значение, важны они в данной конкретной ситуации, или же всегда имеют значимость для нас, мы выстраиваем алгоритм коммуникативного процесса с, так сказать, «потенциальной аудиторией». (Под «потенциальной аудиторией» в дальнейшем будем понимать тех людей, на которых мы направляем «самопрезентацию»).

     Представим  такую ситуацию – наша «природная самопрезентация» весьма не выигрышно выглядит в глазах значимых для нас персон. Спорить с природой бесполезно, или же очень трудно, а вот искусственно её завуалировать – реально. Для этого, и не только, существует «искусственная самопрезентация». Допустим, ваш темперамент заставляет плясать вокруг вас даже неодушевлённые предметы, а это как нельзя плохо сказывается на деловых и семейных отношениях и позиционирует вас как «психа», «неуравновешенного» и так далее. Нельзя не добавить, что плохая, отрицательная «самопрезентация» имеет свойство удваивать, а то и утраивать свой эффект, соответственно отрицательный [19].

     Следовательно, для того, чтобы не упасть в глазах сотрудников или партнёров по бизнесу, необходимо создать себе имидж  спокойного рационалиста, тактика и отчасти прагматика. Это в большинстве случаев, в иных ситуациях или профессиональной деятельности может быть и необходим эмоциональный подход, главное, чтобы ваш «презентационный материал» был уместен и не вызывал критически отрицательного восприятия.

     В семье, например, чтобы заслужить  высокую оценку (сейчас опустим семейные узы, любовь как таковую), зачастую необходимо быть понимающим членом семьи, отличаться самоотдачей ради своей семьи, чтобы  наши родственники считали нас достойными и почитаемыми в кругу собственной же семьи. Конечно, на словах всё просто, а на деле куда трудней, ведь природная основа нашей личности так и рвётся наружу, а в особенности то, что, скорее всего, портит наш облик в глазах людей [35]. 

     1.4. Виды самопрезентации личности

           Изучая феномен  самопрезентации, исследователи пытались ответить на следующие вопросы: почему люди управляют впечатлением о себе; всем ли в равной степени свойственно  стремление к самопрезентации; какие  существуют виды самопрезентации, как, с помощью каких стратегий и техник управляют впечатлением о себе и т.д.

     Представляет  интерес интегративная классификация  различных видов самопрезентаций, различных форм проявлений самопрезентационного поведения  А.Шутц. В предложенной ею классификации выделено четыре стиля  самопрезентации:

  • ассертивный (assertive),
  • агрессивный (offensive),
  • защитный (protective),
  • оправдывающийся (defensive).

     Данная  классификация основана на анализе  двух переменных:

     1. ведущих мотивах самопрезентации  (стремлении «выглядеть хорошо»,  то есть получить социальное  одобрение – стремлении «не  выглядеть плохо» или избежать значимых потерь в социальном одобрении);

     2. активности или пассивности самопрезентационного  поведения (рис. 1.).

             Стремление  получить социальное одобрение  

                    Ассертивный   Агрессивный 

пассивность       активность

                                           

            Защитный    Оправдывающийся  
 

      Стремление избежать значимых потерь в социальном одобрении 

Рис 1. Стили  самопрезентации (по А.Шутц). 

           Ассертивная самопрезентация предполагает активные, но не агрессивные попытки сформировать благоприятное впечатление о себе. В процессе ассертивной самопрезентации люди представляют черты, желательные для них в данной ситуации. Ассертивная самопрезентация включает в себя стратегии самовыдвижения, образцового поведения (Э.Джонс), а также демонстрацию силы и власти и стратегию идентификации со специфической группой. В отличие от стратегии запугивания (Э.Джонс), стратегия демонстрации силы направлена не на формирование страха, а должна убедить целевую персону в том, что субъект самопрезентации способен выполнить обещания и осуществить требования [33].

           Агрессивная самопрезентация использует агрессивный способ представления желаемого образа. Этот стиль самопрезентации характеризуется большим уровнем активности, по сравнению с ассертивным. Люди, использующие агрессивную самопрезентацию, стремятся доминировать для того, чтобы выглядеть благоприятным образом.

           Согласно А.Шутц способами  реализации данного стиля самопрезентации  являются такие как, стратегия принижения оппозиции, предполагающая активное использование  принижающих оппонента оценок и сравнений; ирония, критические оценки; стратегия «критики критика» (критика, направленная в адрес задающего критический вопрос или высказывающего критические замечания) и стратегия «ограничения темы дискуссии», предполагающая стремление изменить тему обсуждения.

           Защитная самопрезентация включает в себя «пассивное» стремление избегать негативного впечатления. Люди, вовлеченные в защитную самопрезентацию, часто избегают тревожащих, смущающих их ситуаций и таким образом отказываются от возможностей сформировать благоприятное впечатление и усилить самооценку.

           Избежание публичного внимания, минимальное самораскрытие, осторожное самоописание, отражающее стремление не привлекать внимания к  своим способностям, минимизация  социальных интеракций, стремление сохранять молчание, дружелюбное, но пассивное взаимодействие – такое поведение может быть классифицировано как защитная самопрезентация.

           В тех ситуациях, когда действия человека или какого-либо события способствуют формированию нежелательного, неблагоприятного образа, оправдывающаяся самопрезентация, может быть использована для смягчения негативных последствий таких событий.

           К стратегиям, реализующим  оправдывающуюся самопрезентацию, А.Шутц относит: стратегию отрицания, часто выражающуюся словами «Ничего не произошло, ничего страшного не случилось», стратегию переиначивания, предполагающую согласие с тем, что основные события имели место, и доказывающую, что они не были оценены негативно (утверждение «Все было не так»), диссоциацию (основное утверждение – «Это не я»). Сюда же могут быть отнесены извинения («Я не мог ничего сделать»), оправдания, предполагающее признание негативного события и утверждение о том, что оно было неизбежно или законно (утверждения «Это было правильно», «Так надо было поступить»), а также стратегия уступок, предполагающая принятие всей ответственности за негативные события, демонстрацию раскаяния, обещания о том, что подобные действия больше не повторяться.

           Классификация, предложенная А.Шутц, позволяет получить целостное, системное представление о видах и многообразных формах проявления самопрезентации.  Исходя из управленческих функций, мы предположили, что для повышения  эффективности деятельности руководителю целесообразно использовать ассертивный стиль самопрезентационного поведения.

Информация о работе Психологические особенности самопризентации личности