Психологические особенности самопризентации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Итак, цель курсовой работы состоит в изучении психологических особенностей самопрезентации личности.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
1. определяются понятие и особенности самопрезентации личности,
2. характеризуются теории самопрезентации личности,
3. изучаются способы и формы самопрезентации личности,
4. выясняются виды самопрезентации личности,
5. анализируются психологические особенности самопрезентации подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие и особенности самопрезентации 6
1.2. Теории самопрезентации личности 8
1.3. Способы и формы самопрезентации 16
1.4. Виды самопрезентации личности 20
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 24
2.1. Особенности подросткового возраста 24
2.2. Самопрезентация подростков 27
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа содержит 1 файл

Психологические особенности самопризентации личности.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

 

План

 

Введение

     Актуальность  темы. Социальная сущность человека, раскрывающаяся и выражающаяся в потребности в общении, принятии, признании, самовыражении предопределяет значимость формирования благоприятного впечатления, постоянство интереса к проблемам самопрезентации.

     Вопросы самопрезентации, формирования социально  привлекательного образа вызывают все больший интерес у широкой аудитории, в числе которой менеджеры, политики, журналисты, психологи и просто интересующиеся собой люди. Действительно, все мы, так или иначе, вовлечены в процесс межличностного взаимодействия, и от того каким образом, с помощью каких средств мы представляем себя другим, от того какое впечатление складывается о нас у окружающих, во многом зависит успех, как в деловых, так и в личных отношениях.

     Современная социально-экономическая ситуация формирует запрос на умение представить себя в различных ситуациях: от ситуаций трудоустройства до ситуаций публичных предвыборных выступлений.

     Способность субъекта сформировать благоприятное  впечатление о себе зачастую позволяет  эффективно реализовать определенную стратегию в коммуникации, становится основой эффективной реализации профессиональных планов, организации профессиональных действий, что находит определенное отражение в требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам многих современных специалистов.

     Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.

     Актуальность  нашего исследования обусловлена также  относительной неразработанностью данной проблемы в отечественной  психологии. Несмотря на то, что отдельные  аспекты самопрезентации изучались  в рамках исследования проблем социальной перцепции (А.А. Бодалев, В.В. Знаков, В.Н. Куницына, В.Н. Панферов, В.П. Трусов и др.), восприятия и формирования имиджа (Т.З. Адамьянц, И. Нефедова и Е. Власова, А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов и др.), явлений социальной фасилитации и ингибиции (Ю.Н. Емельянов, Е.В. Зинченко, А.У. Хараш и др.) самопрезентация практически не являлась предметом отдельного, самостоятельного изучения. Сходная картина (по мнению Б. Шленкера и М. Вейголда, 1992) наблюдалась и на Западе, хотя первая монография Э. Гоффмана «Представление себя в повседневной жизни» появилась еще в 1959 году.

     В целом, на Западе к настоящему моменту  накоплен и осмыслен значительный эмпирический материал по проблеме самопрезентации. Так, изучению мотивов самопрезентационного поведения посвящены работы: Е. Gofrman (1959, 1961), J. Tedeschi (1981), М. Leary & R. Kowalski (1990), R. Baumeister (1982,1999), B. Schlenker, M. Weigold (1992) и др.; изучению стратегий и тактик самопрезентационного поведения посвящены работы Е.Е. Jones (1964, 1990), E.E.Jones , Т. S. Pittman (1982), S. Berglas (1986), G. Weary (1986), A. Schtitz (1998) и др.; изучению влияния внешних и внутренних факторов на особенности самопрезентации посвящены работы В.М De Paulo, С. S. Le Mas, J. A. Epstein (1991), R.M. Arkin (1986), Buss A. & Briggs (1985), A. Carron & H. Prapavessis (1997), D. Tice , J. Butler , M. Muraven ,A. Stillwell (1995) и др.. Кроме этого, существует ряд исследований по проблеме диагностики индивидуальных различий в самопрезентации М. Snyder (1974), М. Snyder & S. Gangestad (1986), I. Ajzen ,Ch. Timko , J. White (1982), R. Lennox & Wolfe (1984).

     В 70 - 80-е годы, на Западе, появляется ряд  работ, в которых предпринята  попытка реинтерпретации многих фундаментальных положений общей  и социальной психологии с позиций теории самопрезентации. Так, J. Tedeschi, В. Schlenker, Т. Bonoma (1971), предложили пересмотреть теорию когнитивного диссонанса, сделав предположение о том, что участники экспериментов по изучению когнитивного диссонанса в действительности не изменяют свои установки, а просто стараются казаться последовательными, чтобы произвести благоприятное впечатление на экспериментатора. Аналогичным образом была предложена интерпретация с позиций теории управления впечатлением, самопрезентации для результатов, полученных в исследованиях по изучению альтруистического поведения, конформности, факторов агрессии и насилия, межличностной аттракции (например, R. Baumeister (1982),В. Schlenker (1975)).

     Для решения задач практической психологии наибольший интерес представляет проблема оценки успешности самопрезентации. Цельность человека, его индивидуальное своеобразие интегрированы в понятии успешности. Стремление к достижению социального успеха, получению социального одобрения является одним из ведущих мотивов самопрезентационного поведения.

     Под самопрезентацией мы понимаем процесс  регуляции производимого субъектом  впечатления, с учетом специфики  социальных ситуаций, и (или) выражения  системы представлений о самом  себе.

     Итак, цель курсовой работы состоит в изучении психологических особенностей самопрезентации личности.

     Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

     1. определяются понятие и особенности  самопрезентации личности,

     2. характеризуются теории самопрезентации  личности,

     3. изучаются способы и формы  самопрезентации личности,

     4. выясняются виды самопрезентации личности,

     5. анализируются психологические особенности самопрезентации подростков.

     Методы  исследования: метод научного познания, сравнительный метод, метод аналогий, исторический метод, методы дедукции и индукции и т.д.

     Объектом исследования выступает личность, а предметом исследования - психологические особенности самопрезентации личности.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, шести подразделов выводов и списка использованной литературы.

Раздел 1. Теоретические  подходы к проблеме самопрезентации  личности в психологии

     1.1. Понятие и особенности  самопрезентации

     Термин «самопрезентации», как и большинство понятий, имеет множество определений. В данном случае они содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджелогии и профориентологии. В педагогических, социологических и философских словарях эта специфическая категория не раскрывается. Далее мы приведём определения, обнаруженные нами в результате анализа источников.

     Самопрезентация – это умение подать себя, расположить к себе, привлечь внимание, актуализируя интерес людей к своим каким-то внешним качествам [10].

     Самопрезентация – это презентация возможностей и способностей претендента на рабочее место [19].

     Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам [3].

     Самопрезентацияпроцесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним – управление впечатлением о себе [18].

     Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе [25].

     Самопрезентация – акт самовыражения и поведения человека, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам [33].

     Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций [1].

     При написании нашей работы мы будем  пользоваться последним из ранее  приведённых определений, так как  при всей своей лаконичности оно, на наш взгляд, максимально точно и ясно отражает суть базового понятия данного исследования.

     Помимо  термина «самопрезентация» (self-presentation) в англоязычной литературе употребляются  в качестве синонимов понятий: impression management – управление впечатлением, social performance – социальное представление, self-salience – самоподача, поэтому и мы в своей работе будем использовать эти понятия как тождественные.

     В социальной психологии в качестве близкого понятия нередко встречается  термин «самоpаскpытие». В основном, под самораскрытием понимается сообщение другому (партнеру) личной информации о себе.

     Н.В. Амяга считает, что несмотря на определенную терминологическую путаницу, самопрезентацию и самораскрытие можно сопоставлять по двум критериям:

     1) через специфику содержания;

     2) через специфику назначения (цели) передаваемой информации.

     Содержание  самораскрытия ограничено только информацией  о себе, содержание же самопрезентации  не ограничивается информацией о  себе.

     Цель  самопрезентации достаточно конкретна  – главным образом – управление впечатлением, цели же самораскрытия достаточно многообразны.

     Поэтому самопрезентация и самораскрытие  рассматриваются ею как два самостоятельных, хотя и тесно взаимосвязанных  феномена.

     Среди вербальных стратегий в межличностном  общении выделяются три: самораскрытие (диалогичность и рефлективность высказываний), самопрезентация (раскрытие демонстрируемого «я» при неполной диалогичности и рефлексии) и непроизвольное самовыражение (отсутствие диалогичности и рефлективности). Представляется, что подобное разделение справедливо и к невербальной самоподаче образа «я» в общении.

     Проблема  самопрезентации была поставлена, в  первую очередь, основателями «символического  интеpакционизма». Идеи классиков этого  направления (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Макпартленд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.) во многом определяют современное представление о самопрезентации человека.

     Согласно  обзору, сделанному Н.В. Амягой начало экспериментального изучения самопрезентации в американской психологии относится к концу 60 годов, в 70-е г наблюдается всплеск интереса к проблеме со стороны общих и социальных психологов, исследовавших макиавеллизм (социальную желательность) как характеристика личности.

     В 80-е годы социально-психологические  исследования посвящены вопросу pеинтерпретации психологических феноменов с позиции теории управления впечатлением [24]. 

     1.2. Теории самопрезентации  личности

     Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами – мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

     Мотивационные теории различаются по тому, какие  именно побуждения, по мнению их сторонников, лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это – потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману, в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта и Р. Де Чармза – это стремление чувствовать свою эффективность, и потребность в уважении, по мнению Р. Харе.

     Некоторые авторы выделяют как самостоятельный  мотив – мотив самовыставления или мотив привлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам, основной упор делается на параметры ситуации – степень знакомства с окружением, длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации для человека с точки зрения его жизненного пути.

     Р. Викланд в этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя, вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Таким образом, объективное самосознание – это способ индивида осознать, насколько хорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали и эстетики.

     Самопрезентация, по Г. Глейтману, – это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивации может иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов [26].

     Например, насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст) или насколько высок конечный уровень мотивации.

Информация о работе Психологические особенности самопризентации личности