В связи с тем,
что причины преступного поведения
зависят от множества личностных
и социальных факторов, то для
решения задачи ресоциализации
преступников необходим к каждому
из них дифференцированный, индивидуальный
подход, предполагающий использование
наиболее эффективных и подходящих
форм и методов работы.
По мнению А.В.
Пищелко, систему ресоциализации составляет:
- Личность сотрудника воспитательной
колонии
- Личность осужденного как
субъект или объект перевоспитания
- Процесс и условия исполнения
уголовного наказания.
К освобождению
несовершеннолетних осужденных
подготавливают специально, направленно,
за два-три месяца до этого.
Подготовка к освобождению рассчитана,
прежде всего, на решение организационных
и психологических задач, которые
сводятся к бытовому и трудовому
устройству освобождаемых и их
психологической подготовке
к освобождению - адекватному
восприятию возможных трудностей
в жизни и выбору путей
их преодоления. Перед освобождением
многие осужденные испытывают
чувства тревоги, страха, неуверенности.
В процессе психологической
подготовки делается все возможное
для их снижения.
В программу работы
«школы» по подготовке осужденных
к освобождению помимо традиционных
занятий (лекций, бесед, консультаций)
включаются поведенческие тренинги,
посвященные разбору поведения
человека в конкретных жизненных
ситуациях, которые могут возникать
у лиц, освободившихся из воспитательной
колонии. Применение индивидуального
и группового поведенческого
тренинга позволяет существенно
повысить порог психологической
устойчивости, способность ориентации
в сложных ситуациях, научить
выбору разумного выхода из
них.
«Важнее всего, - отмечает
В. Л. Васильев, - активизировать
положительные качества личности
в процессе психологической
подготовки осужденных к жизни
в новых условиях. Это можно
сделать обращением к лучшим
сторонам личности, напоминанием
ее былых заслуг, активизацией
позитивных установок, морально-политических
и правовых чувств, выражением
уверенности, что осужденный оправдает
доверие воспитателей и т. п.
Можно напомнить и о прошлых
ошибках, но излишнее напоминание
об отрицательных качествах личности
осужденного и неправильном поведении
у людей, решивших порвать с
преступным прошлым, обычно вызывает
психологический барьер, делает
личность невосприимчивой к психологическим
воздействиям».
Основная масса
новых преступлений, совершаемых
лицами, которые отбывали наказание
в виде лишения свободы, приходится
на период до 3-х лет с момента
освобождения. Причем чуть более
половины преступлений совершается
в первый год после освобождения.
«Таким образом, -
констатирует В. Л. Васильев, -
процесс адаптации освобожденных
из ИТУ завершается обычно
к трем годам, а преобладающей
их части - к одному году. Самое
трудное время для адаптации
период до 3 (6) месяцев. Именно
в это время требуется наиболее
интенсивная работа по управлению
процессом социальной адаптации
освобожденных, строгий контроль
за их поведением в быту, в
общественных местах, за сферой их общения».
Процесс социальной
адаптации можно считать успешным
в том случае, когда у вернувшегося
из мест лишения свободы восстановлены
социально полезные связи в
основных сферах жизнедеятельности
(обеспечены нормальные отношения
в семье, жилье, постоянное
место работы, полезное проведение
досуга и т. д.), а также порваны
связи с преступной средой.
Анализ литературы
и учет специфических особенностей
личности позволяет нам определить
следующие личностные особенности,
которые будут способствовать
успешной ресоциализации: высокий
уровень развития коммуникативной
толерантности позволит принимать
различия потребностей, интересов,
ценностей других людей, быть
терпимым, ответственным за процесс
и результат собственных жизненных
выборов и проявлений себя
в общении с другими. Адаптивное
функциональное копинг-поведение
будет способствовать социальной
интеграции и конструктивной
адаптации. Они могут быть достигнуты
путем формирования активных
функциональных копинг-стратегий
(базисные стратегии разрешения
проблем и поиска социальной
поддержки). Развитая рефлексия поможет
несовершеннолетнему осужденному
понять себя, свое внутреннее
состояние, чувства, переживания,
контролировать и регулировать
свои действия, развивать свой
внутренний мир.
Таким образом, процесс
ресоциализации – сложный и
длительный процесс, при котором
для решения задачи ресоциализации
к каждому несовершеннолетнему
осужденному необходим дифференцированный,
индивидуальный подход, предполагающий
использование наиболее эффективных и
подходящих форм и методов работы, а также,
необходимо создать условия для изменения,
развития личности, стимулировать ее работу
над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего
осужденного включает в себя развитие
личностных особенностей, которые положительно
влияют на процесс социализации. В связи
с этим, нами определены такие важные особенности,
как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии,
рефлексия.
Заключение
В решении всех этих задач
первостепенную значимость приобретает
научная и «Моделированная тюрьма»
наглядно подтвердила, что социальная
изоляция в виде лишения свободы
оказывает существенное влияние
на психику человека, причем более
сильное, чем представляют себе многие
работники правоохранительных органов.
Как отмечает американский ученый X.
Зер, традиционная тюрьма и атмосфера
в ней «лишает человека собственного
достоинства... По сути, тюремные нормы
предписывают постоянное послушание,
умение следовать приказам... Покорность
и послушание - вот тот урок, который призвана
преподать тюрьма, но меньше всего этот
урок пригодится, чтобы освоиться на свободе».
Поэтому одна из важных проблем современной
пенитенциарной науки и практики - установление
точного соответствия между тяжестью
совершенного преступления и мерой наказания.
Срок уголовного наказания, вид режима
и его атрибуты, с одной стороны, должны
вызывать у осужденного переживания, способные
удержать его от совершения новых преступлений,
а с другой - не должны пагубно сказываться
на его здоровье и состоянии психики. Не
случайно в процессе современного реформирования
уголовно-исполнительной системы во всех
странах существенное внимание обращается
на гуманизацию условий содержания осужденных.
Пpaктически ориентированная
современная пенитенциарная психология
- наука о внутренних, психических механизма
самореорганизации личности.
Список литературы
1. Баранов П.П., В.И. Курбатов.
Юридическая психология. Ростов - на
- Дону, «Феникс», 2007.
2. Бондаренко Т.А. Юридическая
психология для следователей. М., 2007.
3. Волков В.Н., Янаев С.И.
Юридическая психология. М., 2005.
4. Васильев В.Л. «Юридическая
психология»: Учебник - СПб., 2006.
5. Еникеев М.И. Юридическая
психология. М., 2006.
6. Психологические приемы
в работе юриста. Столяренко О.М.
М., 2006.
7. Шиханцов Г.Г. Юридическая
психология. М., 2006.
8. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной
системы на ресоциализацию несовершеннолетних
осужденных женского пола в период отбывания
наказания в виде лишения свободы. Дис.
канд. пед. наук. – М., 2000
9. Еникеев М.И. О современном
состоянии и перспективах развития юридической
психологии. Психологический журнал. Т.
2, №3,1982
10. Астемиров З.А. Уголовно-исполнительное
право. Общая часть: Курс лекций. – М., 1999.
11. Пищелко А.В, Сочивко Д.В. Реадаптация
и ресоциализация. – М.: ПЭР СЭ, 2003
12. Исполнение наказаний, альтернативных
лишению свободы/ Ресоциализация осужденных
без лишения свободы [электронный ресурс].
– Режим доступа: http://www.fsin.su/main.phtml?aid=2504
13. Л. Васильев. Юридическая
психология. 3-е издание, дополненное и
переработанное. – Санкт-Петербург, 2000
14. Шиханцев Г.Г. Юридическая
психология. – М.: Просвещение, 1987