Психологические особенности ресоциализации осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных……………5
2. Направления ресоциализирующей деятельности…………………………………………...7
3. Социально- психологические аспекты ресоциализирующей деятельности………………8
4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях………………………………..10
5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных…………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

тема 31.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

   В связи с тем,  что причины преступного  поведения  зависят от множества  личностных  и социальных факторов, то для  решения задачи ресоциализации  преступников необходим к каждому   из них дифференцированный, индивидуальный  подход, предполагающий использование   наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы.

   По  мнению А.В.  Пищелко, систему ресоциализации составляет:

- Личность сотрудника воспитательной колонии

- Личность осужденного как субъект или объект перевоспитания

- Процесс и условия исполнения уголовного наказания.

   К освобождению  несовершеннолетних осужденных  подготавливают специально, направленно,  за два-три месяца до этого.  Подготовка к освобождению рассчитана, прежде всего, на решение организационных   и психологических задач, которые   сводятся к бытовому и трудовому   устройству освобождаемых и их  психологической  подготовке  к освобождению - адекватному   восприятию возможных трудностей  в  жизни и выбору путей  их преодоления. Перед освобождением  многие осужденные испытывают  чувства тревоги, страха, неуверенности.  В процессе психологической   подготовки делается все возможное  для их снижения.

 

   В программу работы  «школы» по подготовке осужденных  к освобождению помимо традиционных  занятий (лекций, бесед, консультаций) включаются поведенческие тренинги, посвященные разбору поведения   человека в конкретных жизненных   ситуациях, которые могут возникать   у лиц, освободившихся из воспитательной  колонии. Применение индивидуального   и группового поведенческого  тренинга позволяет существенно  повысить порог психологической  устойчивости, способность ориентации  в сложных  ситуациях, научить  выбору разумного выхода из  них.

   «Важнее всего, - отмечает  В. Л. Васильев, - активизировать  положительные качества личности  в  процессе психологической  подготовки осужденных к жизни  в новых  условиях. Это можно  сделать обращением к лучшим  сторонам личности, напоминанием  ее былых заслуг, активизацией  позитивных установок, морально-политических  и правовых чувств, выражением  уверенности, что осужденный оправдает  доверие воспитателей и т. п.  Можно напомнить и о прошлых  ошибках, но излишнее напоминание  об отрицательных качествах личности  осужденного и неправильном поведении  у людей, решивших порвать с  преступным прошлым, обычно вызывает  психологический барьер, делает  личность невосприимчивой к психологическим воздействиям».

   Основная  масса  новых преступлений, совершаемых   лицами, которые отбывали наказание   в виде лишения свободы, приходится  на период до 3-х лет с момента   освобождения. Причем чуть более  половины преступлений совершается  в первый год после освобождения.

   «Таким  образом, - констатирует В. Л. Васильев, - процесс адаптации освобожденных   из ИТУ завершается обычно  к трем годам, а преобладающей  их части - к одному году. Самое  трудное время для адаптации  период до 3 (6) месяцев. Именно  в это время требуется наиболее  интенсивная работа по управлению  процессом социальной адаптации  освобожденных, строгий контроль  за их поведением в быту, в  общественных местах, за сферой их общения».

   Процесс социальной  адаптации можно считать  успешным  в том случае, когда у вернувшегося  из мест лишения свободы восстановлены  социально полезные связи в  основных сферах жизнедеятельности  (обеспечены нормальные отношения  в семье, жилье, постоянное  место работы, полезное проведение  досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой.

   Анализ  литературы  и учет специфических особенностей  личности позволяет  нам определить  следующие личностные особенности,  которые будут способствовать  успешной ресоциализации: высокий  уровень развития коммуникативной  толерантности позволит принимать  различия потребностей, интересов,  ценностей других людей, быть  терпимым, ответственным за процесс  и результат собственных жизненных  выборов и проявлений себя  в общении с другими. Адаптивное  функциональное копинг-поведение  будет способствовать социальной  интеграции и конструктивной  адаптации. Они могут быть достигнуты  путем формирования активных  функциональных копинг-стратегий  (базисные стратегии разрешения  проблем и поиска социальной  поддержки). Развитая рефлексия поможет  несовершеннолетнему осужденному  понять себя, свое внутреннее  состояние, чувства, переживания,  контролировать и регулировать  свои действия, развивать свой  внутренний мир.

  Таким образом, процесс  ресоциализации – сложный и  длительный процесс, при котором  для решения задачи ресоциализации  к каждому несовершеннолетнему  осужденному необходим дифференцированный, индивидуальный подход, предполагающий использование наиболее эффективных и подходящих форм и методов работы, а также, необходимо создать условия для изменения, развития личности, стимулировать ее работу над собой. Ресоциализация несовершеннолетнего осужденного включает в себя развитие личностных особенностей, которые положительно влияют на процесс социализации. В связи с этим, нами определены такие важные особенности, как: коммуникативная толерантность, копинг-стратегии, рефлексия. 

 

Заключение

В решении всех этих задач  первостепенную значимость приобретает  научная и «Моделированная тюрьма»  наглядно подтвердила, что социальная изоляция в виде лишения свободы  оказывает существенное влияние  на психику человека, причем более  сильное, чем представляют себе многие работники правоохранительных органов. Как отмечает американский ученый X. Зер, традиционная тюрьма и атмосфера  в ней «лишает человека собственного достоинства... По сути, тюремные нормы  предписывают постоянное послушание, умение следовать приказам... Покорность и послушание - вот тот урок, который призвана преподать тюрьма, но меньше всего этот урок пригодится, чтобы освоиться на свободе». Поэтому одна из важных проблем современной пенитенциарной науки и практики - установление точного соответствия между тяжестью совершенного преступления и мерой наказания. Срок уголовного наказания, вид режима и его атрибуты, с одной стороны, должны вызывать у осужденного переживания, способные удержать его от совершения новых преступлений, а с другой - не должны пагубно сказываться на его здоровье и состоянии психики. Не случайно в процессе современного реформирования уголовно-исполнительной системы во всех странах существенное внимание обращается на гуманизацию условий содержания осужденных.

Пpaктически ориентированная  современная пенитенциарная психология - наука о внутренних, психических механизма самореорганизации личности.

 

Список литературы

1. Баранов П.П., В.И. Курбатов. Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.

2. Бондаренко Т.А. Юридическая  психология для следователей. М., 2007.

3. Волков В.Н., Янаев С.И.  Юридическая психология. М., 2005.

4. Васильев В.Л. «Юридическая  психология»: Учебник - СПб., 2006.

5. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2006.

6. Психологические приемы  в работе юриста. Столяренко О.М. М., 2006.

7. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 2006.

8. Савардунова В.Н. Влияние воспитательной системы на ресоциализацию несовершеннолетних осужденных женского пола в период отбывания наказания в виде лишения свободы. Дис. канд. пед. наук. – М., 2000

9. Еникеев М.И. О современном состоянии и перспективах развития юридической психологии. Психологический журнал. Т. 2, №3,1982

10. Астемиров З.А. Уголовно-исполнительное право. Общая часть: Курс лекций. – М., 1999.

11. Пищелко А.В, Сочивко Д.В. Реадаптация и ресоциализация. – М.: ПЭР СЭ, 2003

12. Исполнение наказаний, альтернативных лишению свободы/ Ресоциализация осужденных без лишения свободы [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fsin.su/main.phtml?aid=2504

13. Л. Васильев. Юридическая психология. 3-е издание, дополненное и переработанное. – Санкт-Петербург, 2000

14. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология. – М.: Просвещение, 1987

 

 

 

 


Информация о работе Психологические особенности ресоциализации осужденных