Психологические особенности ресоциализации осужденных

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:51, реферат

Описание работы

Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных……………5
2. Направления ресоциализирующей деятельности…………………………………………...7
3. Социально- психологические аспекты ресоциализирующей деятельности………………8
4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях………………………………..10
5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных…………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

тема 31.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Отряды пополняются людьми, которые морально готовы к выполнению различного рода работ без оглядки  на неформальные нормы поведения, приоритетные в преступной среде. Все это способствует созданию в отрядах здорового  ядра, которое может оказывать  положительное влияние как на постоянно поступающий новый  контингент, так и на нерадивых  осужденных. Попадая в отряды, последние  видят, что их действия, направленные против существующих требований, не встречают  общего одобрения, потому впоследствии, включаясь в существующий нормопорядок, они сами содействуют поддержанию дисциплины в учреждении.

К моменту прибытия в колонию  у осужденного А. наблюдалась  ярко выраженная отрицательная направленность с превалированием элементов  преступной романтики. Он пытался пропагандировать традиции, действующие в уголовной  среде. Осужденный категорически отказался выполнять работу по уборке помещений, а также идти в любой из отрядов, мотивируя это тем, что при приеме пищи в столовой учреждения все осужденные, независимо от их статуса в преступной среде, сидят за теми столами, место за которыми определяется начальником отряда, и это такое положение несовместимо с его взглядами. В течение двух дней с ним проводились воспитательные мероприятия, в том числе использовалась такая форма, как беседы с осужденными, находившимися в отрядах. Смысл этих бесед заключался в объяснении системы, сложившейся в колонии, менять которую осужденные не желают и не позволят это сделать другим. В результате А. был распределен в один из отрядов, где не только стал выполнять все то, что от него требовалось, но и вступил в одну из секций самодеятельных организаций и пищу в столовой принимал, сидя за столом с бывшими "отверженными". В данном случае произошел "эффект психического заражения" в позитивном смысле слова.

Наиболее сложным и  ответственным моментом стала деятельность по адаптации к условиям жизни  в учреждении осужденных, имевших  ранее статус "отверженных". Было принято решение о ликвидации принятого в преступном сообществе разделения осужденных на отряды с  тем, чтобы каждый человек, лишенный свободы, имел одинаковые возможности  как в трудовой деятельности, так  и в общественной жизни колонии.

По прибытии в учреждение "отверженные" подвергаются психологическому воздействию с целью выработки  у них стойкой установки на противодействие любому моральному либо физическому посягательству на их личность. Параллельно проводятся беседы общего характера с массой осужденных, в которых затрагиваются  аспекты, связанные с уважением  человека, каким бы он ни был. Было установлено, что социально-психологическая и  трудовая адаптация "отверженных" проходит легче и быстрее, если они  попадают в положительно влияющий на них коллектив бригады, отряда. С  этой целью подбирается бригада  с уже сформированным позитивным микроклиматом, где бригадир пользуется заслуженным авторитетом и проводится соответствующая работа. Как правило, путем применения приемов психологического воздействия у осужденных удается  сформировать убеждение в необходимости  создания нормальных условий для  жизни любому лицу вне зависимости  от цвета кожи, языка, национального  или социального происхождения, а тем более от его статуса в местах лишения свободы.

И только после проведения такого рода мероприятий осужденных, относящихся к категории "отверженных", распределяют по отрядам.

В начальный период они  нуждаются в повышенном внимании, постоянном контроле со стороны всех сотрудников исправительного учреждения, актива осужденных. По истечении определенного  времени большинство осужденных воспринимают данную категорию лиц  как равноправных членов коллектива (общаются с ними, делятся различными предметами, не отделяют для них  спальные места и т. д.). Видя такое  к себе отношение, так называемые "отверженные" стараются оправдать  доверие. Они не только стараются  воздержаться от совершения правонарушений, но и сами являются сторонниками их предотвращения. Таким образом осуществляется социальная реабилитация "отверженных" в масштабе учреждения, что само по себе наносит серьезный ущерб преступному нормопорядку.

Прием вновь прибывших  в отряд также имеет свою специфику: начальник отряда сразу во время  беседы знакомит их с традициями, существующими  в коллективе, с характером предстоящей  работы на производстве, сообщает об условиях досрочного освобождения, о требованиях, касающихся уборки жилых и подсобных  помещений и заготовки пищи. Затем  вновь прибывшему предоставляется  возможность общения с активом отряда. В обязательном порядке ему указывается спальное место, менять которое без разрешения запрещено.

Основные усилия сотрудников  колонии, ведущих работу с осужденными, направлены на индивидуальное воспитательное воздействие. Индивидуальная работа занимает в педагогическом процессе исправительного  учреждения центральное место и  осуществляется в определенной последовательности. Первоначальную беседу, как отмечалось выше, проводит психолог с целью  тщательного и всестороннего  изучения личности осужденного, находящегося в карантине. Результаты беседы психолог заносит в тетрадь индивидуальной воспитательной работы. По прибытии осужденного  в отряд начальник отряда получает от психолога тетрадь индивидуально-воспитательной работы. На ее основе составляется перспективный  план воспитательной работы с данным осужденным. В плане предусматриваются  мероприятия по вовлечению вновь  прибывшего в общественно полезный труд, в работу самодеятельных организаций, отмечаются особенности взаимоотношений  с осужденными бригады, отряда, а  также с родственниками, причины  и условия, способствовавшие совершению им преступления и т. д.

Одно из центральных мест в служебной деятельности сотрудников  колонии занимает разрешение конфликтных  ситуаций, которые, как правило, требуют  немедленного и быстрого реагирования. Дело в том, что конфликт в среде  осужденных представляет собой не что  иное, как раннюю стадию преступления. И задача воспитателей - снять напряжение между конфликтующими сторонами, для  чего требуются глубокие познания в психологии.

"Чтобы ликвидировать  конфликтную напряженность, - отмечает  В. Б. Шабанов, - обе стороны  вызываются для беседы. Как правило,  на этой стадии происходит  взаимное обвинение, сопровождающееся  эмоциональным взрывом, который  впоследствии угасает, и стороны  более реально смотрят на суть  происходящего. Затем конфликтующие  стороны на некоторое время  удаляются из помещения с тем,  чтобы сотрудник, разрешающий  проблему, смог проанализировать  сложившуюся ситуацию, вызвать и  выслушать свидетелей и сделать  заключение о действительных  мотивах, явившихся катализатором  в возникновении конфликтного  взаимоотношения между осужденными.  После чего стороны вызываются  и выслушиваются раздельно. Основой  последующих действий воспитателя  является его умение склонить  осужденного к критическому взгляду  на себя со стороны, показать  несостоятельность его поведения.  В ходе беседы необходимо воздействовать  не только на их интеллект,  но и на чувства, умело затронуть  именно те проблемы, которые волнуют  осужденного, на которые он ищет, но не находит ответа".

В результате таких действий происходит нормализация отношений  между осужденными. Им дается совет  быть терпимыми друг к другу как  в процессе решения проблемы, так и в последующем.

Заключительной стадией  ликвидации конфликта является примирение сторон, когда они приносят извинения  друг другу с рукопожатием и заверением не создавать впредь напряженных  ситуаций. Здесь же их предупреждают, что в случае повторения с их стороны  правонарушений к ним могут быть применены жесткие меры дисциплинарного  воздействия. Важность такого рода разрешения конфликтов состоит в том, что  у осужденных формируется сознание доброжелательного к ним отношения  со стороны администрации. Это помогает в управлении скрытыми процессами, происходящими в преступной среде. Добиться такого положения дел в  обычных для исправительных учреждений условиях невозможно в связи с  тем, что такого рода процессы носят  латентный характер: осужденные пытаются максимально оградить свою внутреннюю жизнь от вмешательства извне.

В воздействии на осужденных большое значение имеет правовое воспитание, поскольку значительное количество правонарушителей имеют  ошибочное представление о праве, законности и справедливости. При  проведении лекций, бесед, вечеров вопросов и ответов на правовую тематику внимание осужденных акцентируется на профилактике как дисциплинарных проступков, так  и уголовных проявлений, выявление  которых своими силами учитывается  при подведении итогов трудового  соревнования. Наибольший эффект достигается, когда наряду с традиционными  мероприятиями (лекции, доклады, беседы) широко используются эмоционально насыщенные активные формы правового воспитания, например, реальное рассмотрение конкретного  проступка, совершенного тем или  иным осужденным, с тем, чтобы каждый присутствующий мог критически оценить  поведение нарушителя и высказать свое мнение.

В результате четко отлаженной системы проведения воспитательных и режимных мероприятий в учреждении отсутствует практика повсеместного  применения такого вида взысканий, как  перевод в ПКТ и водворение в ШИЗО. Такая мера воздействия  применяется исключительно с  целью разрядить обстановку в  отряде либо изолировать лицо, отрицательно влияющее на основную массу осужденных. Практика показывает, что водворение в ШИЗО и ПКТ, применение (чрезмерное) специальных средств без учета  оперативных условий влечет за собой  лишь видимое улучшение обстановки. На самом же деле эти меры служат нагнетанию напряженности, и носителем  ее является каждый осужденный в силу его нахождения в исправительном учреждении. В определенной ситуации эта напряженность вызывает возникновение  агрессивности, жертвами которой могут  стать как осужденный, так и сотрудник учреждения.

В системе воспитательной работы коллектива важное место занимает формирование самодеятельных организаций. Вовлечение осужденных в самодеятельные организации начинается в период нахождения их в карантине, где им разъясняются права и обязанности  членов таких организаций. По прибытии осужденного в отряд начальник  отряда объясняет ему, что участие  в одной из секций такой организации  является немаловажным критерием положительной оценки его поведения.

Повышенные требования, предъявляемые  к самодеятельным организациям, значительно  усилили их влияние на осужденных. В колонии проявились явно выраженные тенденции к искоренению преступных традиций, улучшилась дисциплина, изменился  внешний вид осужденных. Члены  самодеятельных организаций выявили  большое количество правонарушений, многие из которых были предотвращены  на ранней стадии их совершения. В состав самодеятельных организаций входит более 90 % осужденных.

Таким образом, в учреждении сложилась действенная структура, оказывающая содействие администрации  в регулировании процессов, происходящих в среде осужденных, - советы отрядов  и учреждения. В колонии полностью  отсутствует параллельная неформальная структура, которая существует в  каждом исправительном учреждении.

В настоящее время администрации  удается корректировать поведение  осужденных, что является высшим достижением в воспитательной работе.

"Анализ ситуации, - пишет  В.Б. Шабанов, - сложившейся в учреждении, позволяет сделать вывод о  смене психологического режима. Это проявляется в следующем:

- изменяется психология поведения осужденных.

- сокращаются, а в последующем  исчезают присущие местам лишения  свободы правонарушения (употребление  спиртных напитков и сильнодействующих  медпрепаратов, вымогательство).

- отсутствует почва для  появления лиц, склонных к пропаганде  и поддержанию преступных норм и традиций.

- в режимном отношении  в связи с обеспечением равноправного  положения осужденных отсутствуют  побеги, преступления, связанные с насилием над личностью.

- обеспечивается надлежащее  санитарное состояние объектов  учреждения, что должным образом  сказывается на профилактике  различных заболеваний осужденных.

Таким образом, формирование гуманного психологического режима колонии оказывает положительное  влияние на преступную среду, благоприятное  воздействие на осужденного. 

5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных

   В определении  содержания понятия  ресоциализации  существуют разные точки  зрения. Так, М. И. Еникеев под ресоциализацией понимал восстановление в сознании десоциализированной личности общественно значимых норм, формирование навыков поведения. В. Н. Савардунова рассматривала ресоциализацию как процесс усвоения осужденными общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановление утраченных либо несформированных навыков и привычек поведения. В источнике «Реадаптация и ресоциализация» авторов А.В.Пищелко и Д.В.Сочивко мы находим следующее определение: ресоциализация - это педагогически ориентированная и целесообразная комплексная система воздействия на осужденного с целью усвоения (повторно или впервые) общественно одобряемых норм, ценностей, образцов поведения, восстановления утраченных либо несформированных социальных навыков и привычек поведения для дальнейшего включения в социальную жизнь.

   З.А. Астемиров  утверждает, что понятие «ресоциализация»  может отождествляться с «перевоспитанием». И.В.Шмаров рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.

   По  своей сути  процесс ресоциализации аналогичен  процессу социализации личности. И понимание ресоциализации как   «восстановления», повторного усвоения  десоциализированной личностью  социального опыта. Ядром концепции  ресоциализации осужденного является  положение о «субъектном развитии  личности», суть которого состоит  в том, чтобы заставить человека  развиваться в социальном и  духовном отношении, корректировать  его установки посредством навязанных  ему «воспитательных» мероприятий  невозможно, осужденные могут и  должны изменить свое поведение  сами. Иными словами, необходимо  создать условия для изменения,  развития личности, стимулировать  ее работу над собой.

Информация о работе Психологические особенности ресоциализации осужденных