Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:51, реферат
Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных……………5
2. Направления ресоциализирующей деятельности…………………………………………...7
3. Социально- психологические аспекты ресоциализирующей деятельности………………8
4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях………………………………..10
5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных…………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………
Отряды пополняются людьми, которые морально готовы к выполнению различного рода работ без оглядки на неформальные нормы поведения, приоритетные в преступной среде. Все это способствует созданию в отрядах здорового ядра, которое может оказывать положительное влияние как на постоянно поступающий новый контингент, так и на нерадивых осужденных. Попадая в отряды, последние видят, что их действия, направленные против существующих требований, не встречают общего одобрения, потому впоследствии, включаясь в существующий нормопорядок, они сами содействуют поддержанию дисциплины в учреждении.
К моменту прибытия в колонию у осужденного А. наблюдалась ярко выраженная отрицательная направленность с превалированием элементов преступной романтики. Он пытался пропагандировать традиции, действующие в уголовной среде. Осужденный категорически отказался выполнять работу по уборке помещений, а также идти в любой из отрядов, мотивируя это тем, что при приеме пищи в столовой учреждения все осужденные, независимо от их статуса в преступной среде, сидят за теми столами, место за которыми определяется начальником отряда, и это такое положение несовместимо с его взглядами. В течение двух дней с ним проводились воспитательные мероприятия, в том числе использовалась такая форма, как беседы с осужденными, находившимися в отрядах. Смысл этих бесед заключался в объяснении системы, сложившейся в колонии, менять которую осужденные не желают и не позволят это сделать другим. В результате А. был распределен в один из отрядов, где не только стал выполнять все то, что от него требовалось, но и вступил в одну из секций самодеятельных организаций и пищу в столовой принимал, сидя за столом с бывшими "отверженными". В данном случае произошел "эффект психического заражения" в позитивном смысле слова.
Наиболее сложным и ответственным моментом стала деятельность по адаптации к условиям жизни в учреждении осужденных, имевших ранее статус "отверженных". Было принято решение о ликвидации принятого в преступном сообществе разделения осужденных на отряды с тем, чтобы каждый человек, лишенный свободы, имел одинаковые возможности как в трудовой деятельности, так и в общественной жизни колонии.
По прибытии в учреждение
"отверженные" подвергаются психологическому
воздействию с целью выработки
у них стойкой установки на
противодействие любому моральному
либо физическому посягательству на
их личность. Параллельно проводятся
беседы общего характера с массой
осужденных, в которых затрагиваются
аспекты, связанные с уважением
человека, каким бы он ни был. Было установлено,
что социально-психологическая
И только после проведения такого рода мероприятий осужденных, относящихся к категории "отверженных", распределяют по отрядам.
В начальный период они
нуждаются в повышенном внимании,
постоянном контроле со стороны всех
сотрудников исправительного
Прием вновь прибывших в отряд также имеет свою специфику: начальник отряда сразу во время беседы знакомит их с традициями, существующими в коллективе, с характером предстоящей работы на производстве, сообщает об условиях досрочного освобождения, о требованиях, касающихся уборки жилых и подсобных помещений и заготовки пищи. Затем вновь прибывшему предоставляется возможность общения с активом отряда. В обязательном порядке ему указывается спальное место, менять которое без разрешения запрещено.
Основные усилия сотрудников
колонии, ведущих работу с осужденными,
направлены на индивидуальное воспитательное
воздействие. Индивидуальная работа занимает
в педагогическом процессе исправительного
учреждения центральное место и
осуществляется в определенной последовательности.
Первоначальную беседу, как отмечалось
выше, проводит психолог с целью
тщательного и всестороннего
изучения личности осужденного, находящегося
в карантине. Результаты беседы психолог
заносит в тетрадь
Одно из центральных мест в служебной деятельности сотрудников колонии занимает разрешение конфликтных ситуаций, которые, как правило, требуют немедленного и быстрого реагирования. Дело в том, что конфликт в среде осужденных представляет собой не что иное, как раннюю стадию преступления. И задача воспитателей - снять напряжение между конфликтующими сторонами, для чего требуются глубокие познания в психологии.
"Чтобы ликвидировать
конфликтную напряженность, - отмечает
В. Б. Шабанов, - обе стороны
вызываются для беседы. Как правило,
на этой стадии происходит
взаимное обвинение,
В результате таких действий происходит нормализация отношений между осужденными. Им дается совет быть терпимыми друг к другу как в процессе решения проблемы, так и в последующем.
Заключительной стадией
ликвидации конфликта является примирение
сторон, когда они приносят извинения
друг другу с рукопожатием и заверением
не создавать впредь напряженных
ситуаций. Здесь же их предупреждают,
что в случае повторения с их стороны
правонарушений к ним могут быть
применены жесткие меры дисциплинарного
воздействия. Важность такого рода разрешения
конфликтов состоит в том, что
у осужденных формируется сознание
доброжелательного к ним
В воздействии на осужденных
большое значение имеет правовое
воспитание, поскольку значительное
количество правонарушителей имеют
ошибочное представление о
В результате четко отлаженной системы проведения воспитательных и режимных мероприятий в учреждении отсутствует практика повсеместного применения такого вида взысканий, как перевод в ПКТ и водворение в ШИЗО. Такая мера воздействия применяется исключительно с целью разрядить обстановку в отряде либо изолировать лицо, отрицательно влияющее на основную массу осужденных. Практика показывает, что водворение в ШИЗО и ПКТ, применение (чрезмерное) специальных средств без учета оперативных условий влечет за собой лишь видимое улучшение обстановки. На самом же деле эти меры служат нагнетанию напряженности, и носителем ее является каждый осужденный в силу его нахождения в исправительном учреждении. В определенной ситуации эта напряженность вызывает возникновение агрессивности, жертвами которой могут стать как осужденный, так и сотрудник учреждения.
В системе воспитательной работы коллектива важное место занимает формирование самодеятельных организаций. Вовлечение осужденных в самодеятельные организации начинается в период нахождения их в карантине, где им разъясняются права и обязанности членов таких организаций. По прибытии осужденного в отряд начальник отряда объясняет ему, что участие в одной из секций такой организации является немаловажным критерием положительной оценки его поведения.
Повышенные требования, предъявляемые
к самодеятельным организациям, значительно
усилили их влияние на осужденных.
В колонии проявились явно выраженные
тенденции к искоренению
Таким образом, в учреждении
сложилась действенная
В настоящее время администрации удается корректировать поведение осужденных, что является высшим достижением в воспитательной работе.
"Анализ ситуации, - пишет В.Б. Шабанов, - сложившейся в учреждении, позволяет сделать вывод о смене психологического режима. Это проявляется в следующем:
- изменяется психология поведения осужденных.
- сокращаются, а в последующем
исчезают присущие местам
- отсутствует почва для
появления лиц, склонных к
- в режимном отношении
в связи с обеспечением
- обеспечивается надлежащее санитарное состояние объектов учреждения, что должным образом сказывается на профилактике различных заболеваний осужденных.
Таким образом, формирование
гуманного психологического режима
колонии оказывает
5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных
В определении
содержания понятия
З.А. Астемиров утверждает, что понятие «ресоциализация» может отождествляться с «перевоспитанием». И.В.Шмаров рассматривает ресоциализацию только как постпенитенциарную деятельность психологов. Другие отмечают, что ресоциализация – это процесс восстановления и развития социально полезных связей и отношений, ожидаемых как в периоде нахождения в исправительном учреждении, так и после выхода из него.
По своей сути
процесс ресоциализации
Информация о работе Психологические особенности ресоциализации осужденных