Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:51, реферат
Как отмечают исследователи, сотрудники ИУ почти не располагают информацией о личности осужденных. Они не обучены получать и анализировать эту информацию. Более того, они чуждаются доверительных отношений с осужденным. Сокровенные стороны его души, интимных переживаний им неведомы. Идет невидимая война между администрацией ИУ и осужденными.
Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных……………5
2. Направления ресоциализирующей деятельности…………………………………………...7
3. Социально- психологические аспекты ресоциализирующей деятельности………………8
4. Деятельность психолога в исправительных учреждениях………………………………..10
5. Психологическая ресоциализация несовершеннолетних осужденных…………………..16
Заключение……………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске
(ПФ КемГУ)
Реферат
по юридической психологии
на тему:
«Психологические особенности ресоциализации осужденных»
студентки дневного отделения гр.ПС-07-2
Тенешевой Анастасии Аркадьевны.
Научный руководитель:
доцент, к.м.н.
Гусев С.И.
Работа защищена:
«____»________________20___г.
с оценкой___________________
Прокопьевск, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Психологические аспекты
проблемы наказания и
2. Направления ресоциализирующей
деятельности…………………………………………..
3. Социально- психологические
аспекты ресоциализирующей
4. Деятельность психолога
в исправительных учреждениях……
5. Психологическая
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Как отмечают исследователи,
сотрудники ИУ почти не располагают
информацией о личности осужденных.
Они не обучены получать и анализировать
эту информацию. Более того, они
чуждаются доверительных
В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот - личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни - их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.
Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.
Для того чтобы современные
ИУ, стали учреждениями ресоциализации
осужденных, они сами должны быть ресоциализированы.
Необходимы принципиальная их реорганизация,
насыщение психолого-
В качестве общих направлений ресоциализирующей деятельности ИУ можно указать следующие:
- психологическая диагностика личностных особенностей каждого осужденного,
- выявление конкретных
дефектов его общей
- разработка долгосрочной
программы индивидуально-
- осуществление необходимых мер психотерапии, релаксации личностных акцентуаций, психопатий;
- всемерное восстановление
нарушенных социальных связей
личности, мобилизация ее социально-
- разработка и внедрение новых принципов режима, его коренная гуманитаризация;
- организация социально-
- широкое использование
метода поощрений социально
Исправительная психология
изучает психологические
Ресоциализация личности
осужденных связана прежде всего
с ценностной переориентацией, формированием
у них механизма социально-
Исправительная психология
исследует закономерности и особенности
жизнедеятельности человека, отбывающего
наказание, положительные и отрицательные
факторы условий социальной изоляции
для личностной самореализации индивида.
Перед работниками
Решение сложных проблем психодиагностики и психокоррекции отдельных категорий осужденных - задача посильная только соответствующим специалистам в области ресоциализирующей психологии. В связи с этим отметим и острый дефицит в соответствующих кадрах, и крайнюю научную разработанность проблем пенитенциарной психологии - стереотип личностной перестройки, социальной реконструкции осужденных.
Среди осужденных (заключенных) - люди, потерями и ценностные ориентации в жизни, многие из них страдают аутизмом (болезненной социальной отчужденностью), разнообразными психическими аномалиями - психопаты, невротики, лип с крайне пониженной психической саморегуляцией. Эти лица остро нуждаются в медико-реабилитационном и психотерапевтическом режиме.
Основной "грех тюрьмы" - отрыв человека от его социального лона, разрушение социальных связей личности, ее способности к свободному целеполаганию, разрушение возможности человеческой самореализации. Человек, разучившийся в процессе исполнения уголовного наказания планировать свое поведение, - психический инвалид.
Самый краткий и пока еще
предварительный перечень проблем
тюрьмы свидетельствует о
В настоящее время в связи со вступлением России в ООН Европы пенитенциарная система в нашей стране должна соответствовать международным стандартам. В решении всех этих задач первостепенную значимость приобретает научная и npaктически ориентированная современная пенитенциарная психология - наука о внутренних, психических механизма самореорганизации личности.
1. Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных
В правовой доктрине наказанием именуется назначенная судом от имени государства лицам, совершившим преступление, принудительная мера, выражающаяся в каре (совокупности установленных законом правоограничений, соответствующих каждому виду этой меры), преследующая цели исправления и перевоспитания осужденных, предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами и способствующая искоренению преступления.
В психологическом плане под исправлением осужденного следует понимать личностно-психологическую коррекцию - исправление отдельных психорегуляционных дефектов личности осужденного, коренное изменение системы ценностных ориентаций криминализированной личности.
В правовой доктрине кара считается
синонимом наказания2. Однако с нравственной
и пенитенциарной3 точки зрения трактовка
наказания как возмездия
Исправить и перевоспитать
преступника - значит осуществить глубинную
личностную его перестройку, изменить
его личностную направленность, сформировать
новый социально адаптированный
стиль его жизнедеятельности. Но
возможно ли достижение этих задач
только методом наказания? Человека
нельзя сформировать и тем более
исправить методом устрашения, кары,
прямого грубого принуждения. Одно
и то же наказание по-разному
Исправление провинившейся личности не может быть достигнуто только внешними воздействиями. Для этого необходимо покаяние- самоснятие вины преступником посредством ее признания и чистосердечного самоосуждения - раскаяния.
Исправить провинившуюся личность - значит осуществить ее ценностную переориентацию, включить в сферу ее стыда и совести нарушенную социальную ценность.
Пенитенциарное воздействие - воздействие духовное. Личность может самоизменяться только изнутри. Внешние же побуждения - лишь условие для принятия ею своих решений.
И лишь та кара имеет значение, которая данному индивиду представляется справедливой. Невозможно поэтому классифицировать кару по степени жестокости. Человек может пренебречь даже потерей своей жизни. Большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое, незаслуженное. Кровавые убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека; единственный их самоукор - обвинение себя за то, что «попался».
Барьер нравственного самоанализа преступника - основной барьер на пути его ресоциализации. Закоренелый преступник - индивид с кризисом нравственного самоанализа, индивид с атрофированным нравственным самосознанием.
Кризис нравственного
самоанализа - не только индивидуальный
порок. Эта психическая
В силу определенных социально-исторических
условий наше общество стало криминализироваться.
Социальная дестабилизация отразилась
и на деятельности тюрьмы. Исправительные
учреждения (ИУ) перестали решать свою
основную задачу - оторвать преступника
от условий его криминализации, разрушить
преступные связи и установки, сформировать
у осужденного систему
Более того, развращающее влияние
криминализированной среды
Иерархия тюремного сообщества,
его «законы», конечно, хорошо известны
тюремной администрации. Нередко механизмы
криминальной среды используются ею
для «эффективности» тюремного
управления. Отсюда негативное отношение
тюремной администрации к
«Работа делает человека хорошим» - таков простой тоталитарный принцип всей деятельности нашей исправительно-трудовой системы.
Как отмечают исследователи,
сотрудники ИУ почти не располагают
информацией о личности осужденных.
Они не обучены получать и анализировать
эту информацию. Более того, они
чуждаются доверительных
В таких «боевых» условиях в большинстве ИУ никто не намерен заниматься совершенствованием правонарушителей. Наоборот - личность стремится быть грубой, жестокой и боеспособной. А что касается душевных драм и трагедий прошлой жизни - их лучше вытеснить, самооправдать и забыть.
Так закрепляются, консервируются все психологические структуры, характерные для личности преступника. Идет отбывание срока, идет процесс приобщения к тюремной субкультуре, но не процесс ресоциализации личности преступника. Более того, личность еще больше криминализируется. В этом и состоит основной парадокс нашей тюрьмы.
Для того чтобы современные
ИУ, стали учреждениями ресоциализации
осужденных, они сами должны быть ресоциализированы.
Необходимы принципиальная их реорганизация,
насыщение психолого-
Информация о работе Психологические особенности ресоциализации осужденных