Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания сексуального опыта среди подростков. Исходя из всего выше сказанного, можно понять, что объектом данной работы являются подростки. А предметом, сексуальные отношения в подростковом возрасте.
Задачи данного исследования:
1. Изучить психологические особенности переживания сексуального опыта;
2. Проанализировать и охарактеризовать подростковый возраст;
3. Сравнить особенности сексуального опыта, сексуального поведения, взаимоотношения с микросоциальным окружением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Психологические особенности переживания сексуального опыта……4
Психологическая характеристика подросткового возраста……………….4
Отношение к собственному телу, половые идентификация и самосознание…………………………………………………………………………….10
Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с макросоциальным окружением…………………………………………….17
Гендерные различия в переживании сексуального опыта………………..22
Методика диагностики сексуальных отношений «Г. Айзенка опросник установок к сексу»…………………………………………………………..26
Выводы……………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА главное.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

     Влияние первых шести факторов оказалось примерно равным у мужчин и женщин. В результате анализа интеркорреляции факторов были выделены два фактора более высокого порядка: «сексуальное влечение» и «сексуальная удовлетворенность», проявление которых отмечалось у обоих полов.

     Г. Айзенком установлены коэффициенты надежности и стандартные отклонения для групп вопросов, которые в наибольшей степени нагружены перечисленными выше факторами г = 0,47-0,84 (в среднем г = 0,7). Сведения о валидности опросника получены в ходе сопоставления результатов в различных выборках (разные возрастные контингенты, представители рабочих и среднего класса, живущие в браке и одинокие) с параметрами психотизма, экстраверсии и нейротизма. Данные опросника сопоставлялись с показателями других шкал сексуальных отношений, в частности Шкалой раскрепощенности Рейса. Имеются сведения о валидности критериальной, полученные на клинических выборках и в ходе близнецовых исследований.

     За  рубежом опросник Айзенка используется в основном как исследовательская методика и пока не находит широкого распространения в индивидуальных психодиагностических исследованиях и консультировании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы.

     Подростковый  период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее — эти задачи приходится решать подростку прежде, чем он войдет во взрослую жизнь.

     Формирование  сексуальности подростков происходит при участии ряда важных взаимодействующих между собой факторов. Среди них половое созревание; познание своего тела, его чувственных порывов и потребностей; половая самоидентификация; накопление знаний о характере любовных и сексуальных взаимоотношений между людьми; выработка собственной системы ценностей. Подросток учится интерпретировать свои сексуальные фантазии, противостоять влиянию сверстников и адекватно реагировать на отношение родителей к пробуждающейся в нем сексуальности.

     Рассмотрев особенности подросткового возраста, его специфику можно сделать несколько выводов:

     - Во-первых - подростковый возраст является важным, ответственным и нелегким этапом жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым, повышается потребность в уединении и обособлении, которое чаще всего проявляется в отдалении от взрослых. Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности действительно стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому.

     - Во-вторых - внешность для подростка становится важнейшей стороной его жизни. Для подростка становится важным, как его будут воспринимать окружающие люди. Одежда, прическа, лицо – вот предметы первоочередной заботы подростка. Для подростков особую значимость приобретает одежда, у них свой автономный стиль от взрослых. Происходит интенсивное развитие половой идентичности. Идет осознание себя в качестве представителя определенного пола.

     - В-третьих -  в подростковом возрасте проявляется истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Современные подростки чаще начинают вступать в половые отношения все в более раннем возрасте. И, как правило, первый сексуальный опыт они не воспринимают всерьез, а он является для них лишь прецедентом. С каждым годом растет число матерей-подростков, в связи с тем, что многие подростки мало информированы о средствах контрацепции или вовсе не желают их использовать. В целом в подростковой субкультуре раннее вступление в половые отношения воспринимаются позитивно.

     - В-четвертых - рассмотренные четыре ситуации, которые характеризуют особенности переживания подростками запретительной нормы на вступление в сексуальные отношения в определенном смысле, обозначают своеобразие гендерных траекторий изживания конфликтов подобного рода, причем существенное место здесь занимают отношения подростка не, только со своими родителями, но и со сверстниками.

     В целом, подростковый период – период завершения детства, переход от детства к взрослости.  
 

 
 
 
 
 

Заключение.

     В ходе истории в любом обществе сексуальное поведение всегда было предметом пристального внимания и определенного контроля. Так называемая абсолютная свобода приводит лишь к социальному хаосу и сильно угрожает дееспособности любой социальной системы. Даже на ранних ступенях исторического развития отношения полов, в частности их сексуальное поведение, строго нормировались. Они были прочно закреплены обычаями, традициями, религиями, затем законом, понимались как само собой разумеющееся, главным образом как порядок, данный природой или богом. Сексуальное поведение и совместная жизнь полов относились к областям, которые во многих первобытных обществах категорически табуировались. Отклонения от общепринятых в племени обычаев и норм зачастую строго карались. Однако то, что допускалось и запрещалось, что было «нравственным» и «безнравственным», у отдельных племен и народов было весьма различным.

     «Очеловечение»  полового инстинкта, о чем много писали в конце XIX- начале XX века, означает не что иное, как его подчинение определенным социальным нормам. Регламентируя наиболее важные аспекты сексуального поведения, культура всегда оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций. Одни поступки регламентируются, оцениваются как «хорошие» или «плохие», «правильные» или «неправильные», другие целиком предоставляются индивидуальному усмотрению, причем размер и содержание таких «допусков» существенно варьируют в разных обществах.

     Сексуальности в подростковом возрасте всегда уделялось много внимания. Общество, школу чрезвычайно тревожит тот факт, что учащиеся уже в подростковом возрасте вступают в половую связь. Казалось бы, это естественное выражение половой зрелости. Однако эти подростки пока еще не понимают, что половая зрелость - для людей – не только биологическое состояние. Но и деятельность, связанная с удовлетворением половой потребности.

     Традиционно половое удовлетворение в подростковом возрасте является запретным. И не потому, что взрослые не признают самого факта взросления или не осознают значения полового созревания для общего развития. Это скорее связано с неосознаваемыми подростками последствиями половой жизни в раннем возрасте.

     Очевидно, что нужна продуманная система  полового воспитания подростков в школе. Хотелось бы, чтобы школьники уже в подростковом возрасте понимали, что богатые эмоциями, психологически содержательные отношения с женщиной (девушкой) для мужчины (подростка, юноши) имеют столь важное значение потому, что из всех видов общения это самое важное, самое тесное, самое близкое, самое интимное.

     В то же время уже предпринимаются попытки использовать средства массовой информации, чтобы внушить подросткам образ жизни, более безопасный для их здоровья. Тематические и игровые передачи, ток-шоу с известными актерами, учеными и  просто их  ровесниками дают возможность ребятам постепенно разобраться во многих вопросах, волнующих их в этот период жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Абрамова Г.С.  Возрастная психология. М., 1998. 672с.

2. Аверин  В.А. Психология детей и подростков. М., 1994. 120с.

3. Возрастная  и педагогическая психология  / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, М., 1999. 365с.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.

5. Возрастная  и педагогическая психология. Хрестоматия  /Под.ред. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.Б. Зацепин. М., 2001. 367с.

6. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. 85с.

7. Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002. 415с.

8. Келли Г.Ф. основы современной сексологии. СПб., 2000. 560с.

9. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. 176с.

10. Кон И.С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. М., 2001. 360с.

11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. 120с.

12. Краковский А.П. О подростках. М., 1970. 138с.

13. Марцинковская Д.Т. Физиология роста и развития детей и подростков. М., 2000. 316с.

14. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. 264с.

15. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб., 2003. 639с.

16. Основы сексологии. У. Мастерс, В. Джонсонс, Р. Коллодин. М.,2003. 416с.

17. Особенности обучения и психологического развития школьников 13-17 лет / Под.ред. И.В. Дубровиной , Б.С. Круглова, М., 1988. 123с.

18. Островская Е.А. Беременность у подростков: да или нет? // Психологическая газета, № 12, 2001. С. 22-23.

19. Психология современного подростка / Под.ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. 79с.

20. Психология  человека от рождения до смерти  / под.ред. А.А. Реана. СПб., 2001. 656с. (Серия «психологическая энциклопедия»).

21. Райс Ф.  Психология подросткового и юношеского  возраста. СПб., 2000. 378с.

22. Ремшмидт Х.  Подростковый и юношеский возраст:  Проблемы становления личности. М., 1994. 319с.

23. Собкин В.С,  Баранова Е.В. // Вопросы психологии № 3. (журнал). 2003. С. 55-67.

24. Фролов Ю.И.  Психология подростка. М., 1997. 87с.

25. Хрипкова А.Г.  Возрастная физиология. М., 1978. 79с.

Информация о работе Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте