Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания сексуального опыта среди подростков. Исходя из всего выше сказанного, можно понять, что объектом данной работы являются подростки. А предметом, сексуальные отношения в подростковом возрасте.
Задачи данного исследования:
1. Изучить психологические особенности переживания сексуального опыта;
2. Проанализировать и охарактеризовать подростковый возраст;
3. Сравнить особенности сексуального опыта, сексуального поведения, взаимоотношения с микросоциальным окружением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Психологические особенности переживания сексуального опыта……4
Психологическая характеристика подросткового возраста……………….4
Отношение к собственному телу, половые идентификация и самосознание…………………………………………………………………………….10
Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с макросоциальным окружением…………………………………………….17
Гендерные различия в переживании сексуального опыта………………..22
Методика диагностики сексуальных отношений «Г. Айзенка опросник установок к сексу»…………………………………………………………..26
Выводы……………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА главное.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    Особое  значение для подростка обретает его лицо. Подростки смотрят на себя в зеркало значительно чаще и пристальнее, чем это делают дети. «Кто Я?» «Какой Я?» «Какова мера моей привлекательности?» - постоянно задаваемые вопросы. Подросток внимательно рассматривает свое изменившееся лицо: волосы, брови, лоб, нос, глаза, губы, подбородок. Все подвергается ревизии, которой сопутствуют тревога, неуверенность в себе и одновременно надежда на свою привлекательность. [22, с.215]

      Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.

    Как утверждает Н. Ньюкомб, углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастными проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, которое сопутствует возрасту. Подростки могут ходить сгорбленными, загребать или шаркать ногами, могут быть резкими или «развинченными» в телесных выражениях своих эмоциональных состояний, могут смотреть «тусклыми» и «безразличными» глазами на окружающих, как бы демонстрируя незаинтересованность собой или другим человеком. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся. Они стремятся подражать звездам с телеэкранов, пытаются копировать их стиль, часто сидят на диете, порой без видимых на то оснований, начинают пользоваться косметикой, чтобы казаться взрослее. При  этом если их идеальное - Я не соответствует реальному – Я, то, это может вызвать появление кучи комплексов. [15, с.316]

    Не  в меньшей степени и юноши  и девушки обеспокоены своими размерами тела, фигурой е весом. Это связано с опасением остаться слишком маленьким или стать слишком большими, а также частой в этом возрасте диспропорциональностью сложения. Для юношей очень важными становятся обладать мужественной силой, иметь мускулистую фигуру. В то же время девушки обращают внимание на свое лицо, кожу и фигуру.

    Большое  внимание обращаются на вторичные половые  признаки. Их своевременное появление и типичное для данного возраста состояние позволяет юношам и девушкам почувствовать себя полноценными мужчинами и женщинами. В то же время они испытывают неуверенность относительно связанных с этим статусом ролей и функций.

    При сходной у представителей обоих  полов неуверенности физические изменения у девушек часто сопровождаются стыдом, а у юношей – гордостью, так как последние связывают их с половой потенцией.  

    Рассматривая  себя пристально в зеркале, подросток  все чаще замечает свои недостатки: удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования  во внешности смущают его. Он испытывает неуверенность в себе. Часто комплексует по этому поводу, у подростка усиливается чувство собственной не полноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а то и к депрессии.

    У подростков начинает формироваться  устойчивое психосексуальное чувство идентичности. Чувство идентичности часто считают одной из главных задач старшего подросткового возраста.

    По  мнению А.А. Реан, половая идентичность-это осознание себя в качестве представителя определенного пола, усвоение социальных стандартов поведения, соответствующего своему полу. [20,с.295]

    Мухина  В.С. утверждает, что половая идентичность является важным звеном самосознания, органично конструирующим ценностные ориентации личности и определяющим ее развитие. [14, с.98]

    Общение со сверстниками оказывает не меньшее  влияние на формирование повой идентичности. Наиболее известным приемом сильного влияния сверстников на полростка является его стремление подражать общему стилю в одежде и прическе. Дружба со сверстниками того же пола особенно важна для младших подростков, когда тесные доверительные отношения между ними могут способствовать пониманию сложных личностных чувств. Дружба со сверстниками противоположного пола возникает позднее и ассоциируется с такими явлениями, как назначение свиданий, игра в «жениха» («невесту») и интенсивные эмоциональные отношения между юношами и девушками, которые наиболее типичны для 15-18 летних молодых людей.

    В формировании половой идентичности участвуют различные психологические механизмы, в частности:

    - идентификация, основанная на  бессознательном подражании ребенка поведению взрослых своего пола, родителей;

    - социальное научение, основанное  на положительном подкреплении  мальчиков и девочек за соответствующее маскулинное и феминное поведение;

    - самокатегоризация, в соответствии  с которой ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, затем определяет себя как мальчика или девочку и после этого старается сообразовать свое поведение с этими представлениями.

    Большую роль в формировании половой идентификации  играет семья подростка. Ведь она вносит весомый вклад в процесс полоролевой идентификации ребенка, в ходе которой он усваивает определенную половую роль и правила поведения. Родители с раннего детства конструируют гендерную роль ребенка разнообразными способами. Но также особую роль в половой идентификации начинает играть и культурная среда, а именно, знаковые системы, презентирующие полоролевые эталоны.

    По  данным Кон И.С, половое сознание формируется на протяжении всей жизни, и в каждый жизненный период у него своя специфика. Половое самосознание-это представление о себе как о человеке определенного пола. Моментом, запускающим половое самосознание, является простое приписывание ребенка к мужскому или женскому полу. В дальнейшем, основываясь на элементарном подражании и на сознательном соотнесении себя с людьми своего пола, ребенок начинает осваивать половую роль.[10,c 154.]

    Осознание собственной половой принадлежности в полной мере развивается к 3-6 годам, в процессе того, как ребенок осознает себя личностью. У детей 2-4 лет проявляется так называемое половое любопытство, ведущее к стремлению разглядывать и ощущать свои половые органы. Признаками половой принадлежности в этом возрасте являются лишь особенности строения наружных половых органов.

    В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет при этом конкретную цель. Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера.

    В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание. С развитием полового самосознания тесно связано и формирование либидо. Либидо — это стремление к половой близости. Выделяют следующие стадии его формирования. Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Значение этой стадии в формировании либидо — в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. Переживания первой влюбленности наполняют эту стадию яркими и незабываемыми чувствами. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке. Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков — в частых эрекциях, необузданных эротических фантазиях, мастурбации. Физиологической основой этого явления считается усиление секреции андрогенов, уровень которых у 18-летнего юноши в 8 раз выше, чем у 10-летнего мальчика. Важно отметить две особенности подростковой и юношеской сексуальности: первая - это экспериментальный характер их сексуального поведения; вторая - то, что эротические потребности и интересы опережают развитие эмоциональной сферы и навыков общения, от которых во многом зависит возможность сочетания физической близости с психологической (духовной) близостью и взаимопониманием. Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков. [20, с.349]

    Итак, в подростковом возрасте на передний план начинает выходить интерес и отношение к собственной внешности. Для подростков становится важным как воспринимают их, и как относятся к ним окружающие. Происходит интенсивное развитие половой идентичности. Формирование чувства принадлежности к мужскому или женскому полу осуществляется под влиянием биологических, социальных и культурных факторов. Ребенок начинает осваивать свою половую роль.  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с микросоциальным окружением. 

       Одновременно с изменением отношений между полами и роли женщины в западном обществе меняются и взгляды на сексуальность. Если в течение долгого времени она, по крайней у женщин, считалась дозволенной лишь в рамках брака и в связи с деторождением, то теперь в ней видят существенный элемент любовного общения. Наряду с общедоступностью противозачаточных средств большую роль здесь сыграла возросшая экономическая и правовая независимость женщин.

       Основное внимание здесь необходимо уделить анализу трех аспектов: регулярность ведения половой жизни, наличие постоянного сексуального партнера и использование средств контрацепции. Следует указать, что среди школьников уже имеющих опыт сексуальных отношений, почти каждый второй, это примерно 46,5%, не ведет половой жизни. На эту цифру следует обратить особое внимание, поскольку она показывает, что для значительного числа подростков само вступление в половую связь является, по всей видимости, лишь прецедентом. По мере взросления от IX к XI классу число подростков, отмечающих наличие единичных контактов, существенно снижается. Мальчики же в большей степени сориентированы на сексуальные связи, регулярные или эпизодические, с разными партнерами: 31,1% среди мальчиков, 12,5% среди девочек. Для девочек же, напротив, более характерна, чем для мальчиков, ориентация на поддержание сексуальных отношений именно с постоянным партнером – соответственно 45,0 и 19,7%. Эти данные говорят о том, что уже в подростковом возрасте достаточно отчетливо проявляются нормы «двойного стандарта», определяющие традиционалистские установки относительно мужского и женского поведений: полигамия и моногамия. [23, с.60]

       И, наконец, достаточно отчетливые различия проявились между мальчиками и девочками в отношении использования контрацептивов. Так, мальчики гораздо чаще отмечают, что они «постоянно» используют контрацептивы, чем девочки. Девочки же чаще отмечают, что «вообще не пользуются контрацептивами» (15,6%); среди мальчиков доля таких почти в два раза ниже – 8,8%. Можно предположить, что отмеченные различия связаны с культурно - нормативными особенностями полоролевого поведения. Поскольку при пропаганде «безопасного секса» и профилактике заболеваний передающихся половым путем, основной акцент ставится на использование «барьерной контрацепции» (как правило, презерватива), то именно этот контрацептив и является наиболее распространенным среди молодежи. В этой связи правомерен вывод о том, что в современной подростковой субкультуре ответственность за вопросы, связанные с использованием контрацептивов, как правило, несет юноша. В целом данные результаты показывают, что именно стилевые особенности сексуального поведения уже на этапе подросткового возраста выступают как значимые индикаторы, наиболее отчетливо дифференцирующие своеобразие традиционалистских мужских и женских установок, касающихся нормативной регуляции в сфере сексуальных отношений. [23, с.61]

  Почти каждая четвертая девушка опасается нежелательной беременности. До 20 лет она возникает в два раза чаще, чем в более старшем возрасте. С начала 1950-х гг. число случаев беременности у подростков постоянно увеличивается. Хотя она не всегда незапланированная, основная причина здесь – неготовность последовательно принимать противозачаточные средства. По сравнению с прошлыми столетиями половая жизнь начинается раньше, однако готовность к надежной контрацепции недостаточно сформирована. Около 70% девушек при первом половом контакте не используют никаких мер предосторожности. Чем они моложе, тем менее осмотрительны.

     Пренебрежение контрацептивами в этом возрасте объясняется, среди прочего, следующими факторами.

   - До настоящего времени не существует методов предохранения, свободных от недостатков. Всегда приходиться выбирать, между риском забеременеть и опасностью для здоровья одного или обоих партнеров, не говоря уже о нарушении «естественности» ощущений. Это может вести к фаталистической позиции, вплоть до решения расплатиться за удовольствие абортом. Рискует здоровьем преимущественно женщина, которая в большинстве случаев вынуждена брать на себя всю ответственность за предохранение от беременности.

   - Знакомство с различными методами  контрацепции, как у юношей, так  и у девушек недостаточно.

   - Отрицательное влияние многих  методов контрацепции на «естественность» полового сношения особенно сильно отталкивает молодых людей. Уже сама необходимость что-то планировать противоречит их стремлению к спонтанной сексуальности. «Первый раз» должен быть свободен от «технических» аспектов.

   - Важно также и сексуальное  самосознание обоих партнеров,  особенно девушек: применение противозачаточных средств учащается с возрастом и с ростом сексуального опыта. Девушка более взрослого возраста обращает меньше внимания на желание партнера, решая, состоится ли сексуальный контакт, где и как он будет проходить. Молоденькие девушки еще и сейчас вступают в половую связь, чтобы не потерять друга. В этом возрасте они испытывают неуверенность относительно своей половой роли. Активное, сознательное обсуждение сексуальности и контрацепции противоречило бы традиционной женской роли, предполагающей пассивность сексуальную незаинтересованность.

     По  мнению Ремшмидт Х, в период взросления сексуальные интересы и связанная с ними активность усиливаются у обоих полов. В соответствии с особенностями созревания юноши начинают половую жизнь позже, чем девушки, но в 18 – 19 лет различий между полами в сексуальном опыте уже практически не существует. [22, с.360]

Информация о работе Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте