Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания сексуального опыта среди подростков. Исходя из всего выше сказанного, можно понять, что объектом данной работы являются подростки. А предметом, сексуальные отношения в подростковом возрасте.
Задачи данного исследования:
1. Изучить психологические особенности переживания сексуального опыта;
2. Проанализировать и охарактеризовать подростковый возраст;
3. Сравнить особенности сексуального опыта, сексуального поведения, взаимоотношения с микросоциальным окружением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Психологические особенности переживания сексуального опыта……4
Психологическая характеристика подросткового возраста……………….4
Отношение к собственному телу, половые идентификация и самосознание…………………………………………………………………………….10
Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с макросоциальным окружением…………………………………………….17
Гендерные различия в переживании сексуального опыта………………..22
Методика диагностики сексуальных отношений «Г. Айзенка опросник установок к сексу»…………………………………………………………..26
Выводы……………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА главное.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

План.

Содержание…………………………………………………………………………1

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Психологические особенности переживания  сексуального опыта……4

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста……………….4
    2. Отношение к собственному телу, половые идентификация и самосознание…………………………………………………………………………….10
    3. Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с макросоциальным окружением…………………………………………….17
    4. Гендерные различия в переживании сексуального опыта………………..22
    5. Методика диагностики сексуальных отношений «Г. Айзенка опросник установок к сексу»…………………………………………………………..26

Выводы……………………………………………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………………….32

Список  литературы…………………………………………………………………34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     При обсуждении особенностей подросткового возраста, вопросы, связанные с сексуальным поведением, оказываются одними из наиболее существенных. Наступлением пубертатного периода традиционно определяется начало подростничества как особого возрастного этапа социального развития. В подростковом возрасте отмечаются как биологические, так и социальные изменения, обусловливающие психологическую перестройку. Биологическим критерием перехода от детства к отрочеству является достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Социальным критерием перехода считается достижение социальной зрелости, определение которой зависит от конкретной культуры.

    В этой связи стоит отметить, что одной из ключевых характеристик этого возраста является переживаемый подростком конфликт, обусловленный наступлением половой зрелости и культурными нормами, направленными на запрет и ограничение сексуального поведения, т.е. нормами, фиксирующими «социальную зрелость». При этом действенность подобных норм зависит от множества факторов, связанных со своеобразием той или иной культуры, с особенностями социального окружения подростка и со спецификой его индивидуального опыта. Само принятие или непринятие подростком этих норм на сознательном уровне, и их соотношение с его реальным поведением, определяют стилевые особенности сексуального поведения.

      Проблема  психосексуального развития хорошо отражена в работах таких авторов  как: А.А. Реан, Х. Ремшмидт, З. Фрейд, Р. Кайл. Но недостаточно изученным все еще остается вопрос, связанный с особенностями переживания первого полового опыта среди подростков. Ведь с каждым годом растет число подростков вступающих в половую связь все в более раннем возрасте. Отсюда следует противоречие между необходимостью изучать данную проблему и недостаточной изученностью этого вопроса. Таким образом, актуальность выбранной темы исследования очевидна.

    Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания сексуального опыта среди подростков. Исходя из всего выше сказанного, можно понять, что объектом данной работы являются подростки. А предметом, сексуальные отношения в подростковом возрасте.

      Задачи  данного исследования:

1. Изучить  психологические особенности переживания  сексуального опыта;

2. Проанализировать и охарактеризовать подростковый возраст;

3. Сравнить  особенности сексуального опыта,  сексуального поведения, взаимоотношения с микросоциальным окружением.

    Описание  структуры работы:

       Данная работа содержит теоретическую  часть, где будет проанализированы  поставленные задачи, доказана, либо опровергнута гипотеза. Также будет представлена методика диагностики сексуальных отношений – опросник установок к сексу по Айзенку. В конце работы представлены выводы по данной теме.

        В ходе данного исследования были использованы журнальные статьи, результаты социологического опроса учащихся 7, 9 и 11 классов, а также труды таких исследователей этой проблемы как А.А. Реан, и его полная энциклопедия: «Психология подростка»; У. Мастерс, В. Джонсон, Р. Коллодин «Основы сексологии», Б. Спок, и др. Если принять во внимание даты написания данной литературы, становится ясно, что в работе отражены современные взгляды на поставленную проблему. 
 
 
 
 
 

Глава 1. Психологические  особенности переживания  сексуального опыта  подростками. 

    1. Психологическая характеристика подросткового возраста.

    Л.И. Божович считает, что одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отличается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием [5, с.58]. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового и юношеского возраста. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении, социальном поведении, интересах и самосознании. В процессе полового созревания можно выделить пять стадий, характерных как для мальчиков, так и для девочек [6, с.16]. Первая стадия – детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная система развивается медленно и фактически незаметно. Регуляция развития осуществляется гормонами щитовидной железы и соматотропными гормонами гипофиза. Вторая стадия – собственно начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза. Возрастает выделение секреции гипофизарных гормонов (соматотропина и фоллитропина), которые определяют ускорение роста тканей и появление начальных признаков полового созревания. Третья стадия – этап активизации половых желез, которые выделяют стероидные гормоны (андрогены и эстрогены), усиливается функционирование других желез внутренней секреции (щитовидной железы, надпочечников). Это выражается в так называемых «скачках роста» (в ускоренном прибавление в росте и весе), что является существенным биологическим показателем начала подросткового возраста. Четвертая стадия – период максимальной активности половых гомонов: андрогенов (мужских) и эстрогенов (женских). Основным мужским половым гормоном является тестостерон или его производное андростерон. Они обуславливают развитие полового аппарата и рост половых органов, формирование вторичных половых признаков. Женские половые гормоны вырабатываются в яичниках (эстрогены). Они оказывают влияние на развитие половых органов, формирование яйцеклеток, их готовность к оплодотворению, готовность матки к беременности, а молочных желез – к кормлению ребенка. И, наконец, пятая стадия – завершение формирования репродуктивной системы, что означает становление регуляции между отдельными звеньями системы: гормонами и периферическими железами. Вторичные половые признаки выражены полностью [13,с.215].

     Граница подросткового возраста варьируется, т.к. пубертатный кризис проходит в разное время. Подростковый период это переходный период от детства к взрослости. Подросток находится в переходном состоянии между взрослым и ребенком при сильном желании стать взрослым. Он стремиться отстоять свою независимость и эмансипация от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Подросток стремится к общению со сверстниками, к самостоятельности, появляется потребность признания своих прав со стороны других людей.

    Л.С. Выгодский утверждает, что в начале подросткового возраста деятельность общения, сознательное экспериментирование и собственные отношения с другими людьми выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Главная потребность данного периода - найти свое место в обществе, быть значимым. Оценки сверстников начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и других взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, он боится утратить популярность среди сверстников. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, реализуется стремление к взаимопониманию. Интимно - личностное общение со сверстниками является деятельностью, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. В ней формируется самосознание как основное новообразование в психике [5,с.34].

    Пытаясь, утвердиться в новой социальной позиции подросток, старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей и которая сможет показать ему значимость как члена общества.

    Развитие в подростковом возрасте происходит бурно, что приводит к изменениям в плане формирования личности. Одной из особенностей подростка является личностная нестабильность, что определяется во многом переходностью психики подростка и наличием в ней черт ребенка и взрослого. В подростковом возрасте сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для младшего возраста, а именно:

  1. реакция отказа –  выражается в отказе подростком от обычных форм поведения;
  2. реакция протеста – проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому. Подросток может не посещать школьные уроки, убегать из дома;
  3. реакция имитации – проявляется в подражании родным и близким. Часто объектом подражания становится взрослый, который обладает свойствами идеала подростка;
  4. реакция компенсации – выражается в стремлении восполнить свою несостоятельность в одной области, успехами в другой;
  5. реакция гиперкомпенсации – вызвана стремлением подростка добиться успеха в той области, в которой он обнаруживает наибольшую несостоятельность;
  6. реакция эмансипации от взрослых;
  7. реакция группирования – проявляется в образовании спонтанных подростковых групп;
  8. реакция увлечения – проявляется в увлечении подростком различными видами деятельности;
  9. реакция, обусловленная формированием сексуального влечения – проявляется повышенным интересом к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь.

     По определению Д.Б. Эльконина одним из проявлений поведения подростка является появление чувства взрослости – это особая форма самосознания, которая представляет отношение подростка к себе как к взрослому. Ощущение себя взрослым человеком, это центральное новообразование подросткового возраста. Чувство взрослости проявляется в желании подростка, чтобы все к нему относились как к взрослому [5, с.67]. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою так называемую позицию взрослого. Начинают проявляться собственные вкусы, оценки, собственная линия поведения. Развитие взрослости зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток. В 11, 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, начинается процесс самопознания. Подростковая рефлексия порождает желание поделиться своими переживаниями. Подросток включается в процесс самовоспитания. Оно становится возможным благодаря тому, что у подростка развивается саморегуляция.

    Как утверждает И.С. Кон, существенной чертой переходного возраста является эпоха созревания, вместе с тем она является и эпохой социального созревания личности [10, c.56]. У значительного числа подростков отношения являются дисгармоничными. Это взаимное непонимание с родителями, тревога, беспокойство, закрытость, не желание говорить о себе. Общая мотивация подростка смещается на общение. Возникают конфликты, происходит переоценка ценностей. Наблюдается динамика мотивов со сверстниками. В 12 – 13 лет подростку важно занять определенное место в коллективе сверстников. Содержание общения сосредоточено вокруг процессов учения и поведения. В 14 – 15 лет доминирует стремление к автономии в коллективе и признание своей личности. Примерно с 12 лет начинает развиваться личностная и межличностная рефлексия, в результате которой подростки склонны увидеть причины своих неудач, успехов в общении, в особенностях собственной личности. Появляется способность брать на себя ответственность за успешность своего общения с окружающими. В отношениях девочек и мальчиков исчезает непосредственность и идет освоение «взрослого вида взаимодействия с противоположным полом». Интерес к сверстнику противоположного пола, чрезвычайно важный момент половой идентификации.[5, с.252]

    Подростковый кризис – важная и неотъемлемая составляющая часть подросткового возраста. Имеются две группы причин, которые способствуют возникновению подросткового кризиса:

  1. группа внешних причин – заключается в изменении характера учебной деятельности. Появляется многопредметность, содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новые познавательные отношения к знаниям. Внедрение общественно – полезного труда  в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно – трудовой деятельности. Появляются новые требования в семье.
  2. группа внешних причин – весь организм подростка выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки, а именно половое созревание. Оно же в свою очередь зависит от эндокринных изменений в организме. Особую роль в этом играют гипофиз и эндокринная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу других желез. Перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. В этих системах выражено неравномерное созревание. В половом созревании проявляются половые различия, у девочек скачек роста приходится на начало полового созревания, а у мальчиков на конец.

     Благодаря перестройке организма резко повышается интерес к своей  внешности, формируется новый образ физического «Я». Иногда переживания по поводу этого образа могут привести к чувству неполноценности и к неврозу. На образ физического «Я» оказывает влияние полового созревания.

    Кризис подросткового возраста протекает со свойственной ему симптоматикой: взрыв непослушания, грубость, противостояние взрослым, негативизм по отношению к учителям, бравота своей независимости и т.д. Однако суть кризиса состоит в качественном изменении процесса психического развития. Противоречия, возникающие в отношениях подростка с взрослыми, приводят к возникновению кризиса, которые ведут к новообразованиям. Главным же новообразованием данного периода, как упоминалось выше, является чувство взрослости.

        Итак, подростковый возраст – важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Появляется чувство взрослости. Главной ценностью выступают взаимоотношения со сверстниками. Для подростка ведущей деятельностью выступает общественно-полезное, интимно-личностное общение со сверстниками и общение с представителями другого пола. Ведущим мотивом является стремление найти свое место среди сверстников (быть как все). Позитивная фаза начинает наступать постепенно и выражается в том, что подросток начинает по новому ощущать мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он испытывает чувство любви.

        
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Отношение к своему  телу в подростковом  возрасте, половые  идентификация и самосознание.

      В период полового созревания меняется не только психическая сторона личности подростка, но также происходят и физиологические изменения. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. В связи с этим по сравнению с детским возрастом повышается внимание к своему собственному телу и его функциям.

    Ощущение  развития себя телесного фиксирует внимание подростка на теле и занимает сферу его мыслей и чувств. Физические ощущения, соединяясь с социальными ожиданиями, формируют сложную гамму переживаний подростков. Из за широкой изменчивости процессов роста и стремление молодых людей сравнивать себя со сверстниками у многих из них наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости. Это особенно существенно в связи с тем, что в период взросления физические признаки очень важны для формирования, как реакций окружающих, так и отношения представителей другого пола. К тому же сексуальное развитие очень тесно связано с формированием чувства собственной значимости и личной идентичности.

Информация о работе Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте