Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении особенностей переживания сексуального опыта среди подростков. Исходя из всего выше сказанного, можно понять, что объектом данной работы являются подростки. А предметом, сексуальные отношения в подростковом возрасте.
Задачи данного исследования:
1. Изучить психологические особенности переживания сексуального опыта;
2. Проанализировать и охарактеризовать подростковый возраст;
3. Сравнить особенности сексуального опыта, сексуального поведения, взаимоотношения с микросоциальным окружением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Психологические особенности переживания сексуального опыта……4
Психологическая характеристика подросткового возраста……………….4
Отношение к собственному телу, половые идентификация и самосознание…………………………………………………………………………….10
Стилевые особенности сексуального поведения и взаимоотношения с макросоциальным окружением…………………………………………….17
Гендерные различия в переживании сексуального опыта………………..22
Методика диагностики сексуальных отношений «Г. Айзенка опросник установок к сексу»…………………………………………………………..26
Выводы……………………………………………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА главное.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

    С 1960 – х г. стереотипы сексуального поведения во всем мире значительно изменились. Это касается возраста первого полового сношения, частоты половых контактов, их оценки, а также смены партнеров. Основные тенденции здесь следующие.

- Сексуальность  приносит все больше наслаждения,  все меньше конфликтов и стресса. Половая жизнь начинается раньше и редко сочетается со страхом и ощущением вины; добрачные и внебрачные сексуальные связи считаются само собой разумеющимися.

- Юношеская  сексуальность ориентируется на  любовь, верность и партнерство.  Добрачные сексуальные отношения больше не рассматриваются как общение и обязательство вступить в брак.

- Представители  обоих полов, разных социальных  слоев, городская и сельская  молодежь все меньше отличаются  друг от друга своим поведением. И юноши, и девушки все раньше  и чаще вступают в половые отношения и чаще меняют сексуальных партнеров.

     Особое  внимание также необходимо уделить  взаимоотношениям подростков с микросоциальным окружением. Анализ стратегий детско-родительского общения на темы секса показал, что большинство подростков предпочитает не обсуждать свою сексуальную жизнь с родителями. Этот вариант ответа учащиеся отмечают наиболее часто, как при ответе на вопрос об отношении матери к их половой жизни, так и при ответе на вопрос об отношении отца. Необходимо также обратить внимание на то, что каждый третий подросток скрывает, что ведет половую жизнь, и от матери – 36,5%, и от отца – 37,7%. Отсюда можно сделать вывод о том, что большинство подростков, а это около 80%, не информируют родителей о своей половой жизни, предпочитая либо скрывать этот факт, либо просто не обсуждать его. Те же, кто обсуждает с родителями свою половую жизнь, отмечают в основном «терпимое отношение» матери и отца. Лишь немногие подростки отмечают «крайне негативное» отношение родителей: матери – 5,1%; отца – 2,6%.

       В отношениях же с одноклассниками  прослеживается иная тенденция:  большинство детей фиксируют  либо «нормальное», либо «безразличное»  отношение своих одноклассников. Таким образом, более половины подростков из тех, кто имеет опыт сексуальных отношений, указывают, что среди сверстников сам факт ведения половой жизни рассматривается как явление, заслуживающее особого внимания или требующее выражения какого – либо особого отношения.

    Стоит обратить внимание на то, что 12,4% подростков отметили, что предпочитают скрывать от одноклассников свою половую жизнь. Таким образом, число придерживающихся стратегии «сокрытия» от одноклассников практически в три раза ниже, чем число избирающих подобную стратегию поведения в отношениях со своими родителями. Иными словами, ситуация общения по поводу своей сексуальной жизни гораздо более «открыта» в школьной среде по сравнению с ситуацией общения в семейном кругу. На открытое осуждение со стороны одноклассников указывает лишь 1,0% подростков. [23, с.64]

    В итоге можно сделать вывод о том, что выраженные негативные, осуждающие реакции по поводу ведения половой жизни в подростковой субкультуре подавляются (их не принято выражать между сверстниками), в то время как позитивные, поддерживающие реакции гораздо более распространены. Иннами словами, подростковая среда в целом позитивно относится к факту нарушения возрастной нормы на ведение сексуальной жизни. 

  

  
 
 
 
 
 
 
 
 

1.4. Гендерные различия в переживании сексуального опыта.

    В данном параграфе особое внимание следует уделить на особенности переживания опыта сексуальных отношений у «конфликтных» и «неконфликтных» подростков. Подробнее остановимся на каждом из них.

     «Конфликтные» мальчики. Конфликтное переживание собственного сексуального опыта задается здесь особым типом взаимоотношений с ближайшим социальным окружением, когда подобный опыт всячески порицается и доминирует стратегия сокрытия половой жизни, как от одноклассников, так и от родителей. При этом необходимо учесть, что сам опыт сексуальной жизни «конфликтного» мальчика – подростка сводится к единичному сексуальному контакту. Однако важно учесть, что к данной характеристике добавляется и весьма существенная особенность: негативное отношение отца к половой жизни мальчика. Фиксация данного фактора является принципиальной, поскольку согласно психоаналитическим представлениям усвоение мужских образцов поведения, в том числе и сексуальных, возможно именно идентификации сына с отцом. В данном же случае, когда именно отец жестоко табуирует половую жизнь сына, между ними нарушается позитивная эмоциональная связь, что ведет не только к ограничению подростком своих сексуальных связей (сексуальный опыт сводится к прецеденту), но и к актуализации определенных защитных механизмов: мальчики при общении на темы, касающиеся сексуальных отношений, начинают использовать секс как средство, помогающее им самоутвердиться, «повысить свою значимость в глазах сверстников».

       «Конфликтные» девочки.  Как и у «конфликтных» мальчиков, у «конфликтных» девочек явно проявляется комплекс переживаний, связанных с табуированием сексуальной жизни: сокрытие от сверстников и родителей факта ведения половой жизни, сведение половой жизни к прецеденту, осуждение со стороны одноклассников. При этом следует обратить особое внимание на отношения «конфликтной» девочки с матерью по поводу сексуальной жизни дочери: мать демонстрирует амбивалентную позицию – она «знает» и «не знает»; она «терпима» и в то же время «от нее надо скрывать». По – видимому, именно проявление подобной непоследовательности в отношении матери к сексуальной жизни дочери и вызывает конфликтность переживаний дочкой собственного сексуального опыта. При этом, в отличие от мальчиков отношения с ближайшим социальным окружением (в первую очередь с друзьями) у «конфликтных» девочек строится не по линии актуализации защитного механизма, связанного с повышением своего личностного статуса, а по линии, ориентированной на получение эмоциональной поддержки, сопереживания в вопросах, касающихся сексуальной жизни.

     «Неконфликтные» мальчики. Социальная среда этих подростков, в отличие от «конфликтных» мальчиков и девочек, не содержит в себе негативных реакций и характеризуется либо нейтральным, либо одобрительным отношением ближайшего социального окружения к их сексуальной жизни. Обратим внимание, что сама легитимация сексуальной жизни ведет к формированию своеобразной автономии подростка от  родителей в вопросах, касающихся секса, они не обсуждают ни с отцом, ни с матерью темы, касающиеся их половой жизни. Таким образом, преодоление возрастной запретительной нормы связано как со снятием запрета со стороны ближайшего окружения (легитимация), так и с актуализацией традиционного для мужской культуры стиля сексуального поведения (полигамия).

   Важно обратить внимание и еще на один факт, который фиксирует своеобразие детско-родительских отношений: в ситуации «неконфликтного» юноши принципиально изменяется позиция отца: вместо «негативной» как это было у «конфликтных» подростков, отец занимает в данном случае «терпимую» позицию. В этой связи можно думать, что именно отец и определяет характер табуирования/легитимности вопросов, касающихся сексуальной жизни у мальчиков – подростков. Вместе с тем важно учитывать и позицию матери. Действительно, своеобразие этапа преодоления возрастной нормы относительно сексуальной жизни у мальчика связано с негативным отношением матери. Мать знает, что он ведет половую жизнь, и относится к этому крайне негативно. Подобной реакции можно дать различные объяснения, например: ревность матери («измена» сына), неприятие ею полигамного стиля сексуального поведения сына. Важно подчеркнуть, что для мальчика – подростка, уже преодолевшего конфликт нарушения возрастной нормы, негативные реакции матери не являются определяющими факторами в вопросах, связанных с запретами относительно сексуального поведения. Иными словами, легитимация нормы происходит со стороны отца, а не со стороны матери.

    «Неконфликтные» девочки. У тех девочек, кто ведет половую жизнь и считает допустимыми сексуальные отношения в их возрасте, своеобразие социальной ситуации, как и у «неконфликтных» мальчиков, состоит в том, что здесь явно проявляется поведенческий комплекс – легитимация. Характеристика смысловой ситуации сексуальной жизни у «неконфликтных» девочек оказывается принципиально иной, чем у «неконфликтных» мальчиков. В первую очередь это затрагивает содержательные особенности их отношений с родителями. Так, если у «неконфликтных» мальчиков собственно от  позиции отца и зависит легитимация ведения половой жизни (отец относится к этому терпимо), то у «неконфликтных» девочек в отношении с отцом, напротив, доминирует стратегия сокрытия. Формирование подобного рода отношений между девочкой и отцом является нормативным и культурно – обусловленном феноменом. Так, например, в соответствии с классическими психоаналитическими представлениями подростковый возраст характеризуется как период повторной актуализации инфантильной сексуальности, находящей свое отражение в развитии бурных сексуальных фантазий, которые не должны осуществиться. Среди этих фантазий, закономерно и часто повторяясь, на первом месте находится дифференцированное уже благодаря половому притяжению сексуальное стремление ребенка к родителям, сына к матери, дочери к отцу.

   Основной же целью подросткового  возраста является преодоление  и оставление этих ясных инцестуозных фантазий, благодаря которому совершается одна из самых значительных и самых болезненных психических деятельностей пубертатного периода – освобождение от авторитета родителей. Рассматривая ситуацию «неконфликтной» девочки, фиксируется тенденция: влечение к отцу, в силу культурных требований, связанных с ограничением инцеста актуализирует желание дистанцироваться от отца путем реализации стратегии сокрытия от него факта ведения половой жизни. Действительно, если с отцом сохраняется стратегия «сокрытия», и, добавим, мать проявляет выраженное негативное отношение к ведению дочерью половой жизни, то почему же сама девочка – подросток считает, что в ее возрасте это вполне «нормально»? Ответ здесь надо искать не в отношениях с родителями, а в отношениях с постоянным сексуальным партнером. Суть преодоления конфликта заключается в том, что либидозные желания девочки уже не фиксируются на отце и не создают фрустрирующей ситуации, а переносятся на реального постоянного сексуального партнера. [23,с.65]

    Мы рассмотрели четыре ситуации, которые характеризуют особенности переживания подростками запретительной нормы на вступление в сексуальные отношения. В определенном смысле они обозначают своеобразие гендерных траекторий изживания конфликтов подобного рода, причем существенное место здесь занимают отношения подростка не, только со своими родителями, но и со сверстниками. В этой связи важно подчеркнуть, что, как правило, изучение проблем, связанных с сексуальным поведением подростков, идет либо по психоаналитической линии, где основной акцент ставится на отношениях подростка с родителями, либо по линии социально – психологического взаимодействия в среде сверстников. Приведенные здесь материалы свидетельствуют о необходимости совмещения этих двух подходов при анализе проблем сексуального поведения в подростковом возрасте.

 

   

    

2.1. Методика диагностики сексуальных отношений. 

АЙЗЕНКА ОПРОСНИК УСТАНОВОК  К СЕКСУ.

    Айзенка опросник установок к сексу — опросник личностный, опубликован Г. Айзенком в 1989 г. Методика разработана на основе концепции личности Г. Айзенка. Наряду с исследованием отношения к сексу, данный опросник ориентирован на прогноз удовлетворенности браком (Г. Айзенк, Г. Вейкфилд, 1981), выявление отклонений в сексуальном поведении (Г. Айзенк, 1977), диагностику феминности—маскулинности (Г. Айзенк, 1971).Опросник имеет полную и сокращенную формы. В полную версию входит 158 вопросов, в сокращенную — 96. Формулировки вопросов одинаковы для мужчин и женщин. Большинство вопросов требуют ответа типа «да»/«нет», однако имеются и формулировки с ответами «верно»/«неверно», «согласен»/«не согласен». Предусмотрена возможность неопределенного ответа для каждого из пунктов опросника.

     Образцы вопросов приводятся ниже.

1. Представитель  противоположного пола будет  уважать Вас, если Ваше отношение к нему не будет развязным. Да/нет.

2. Секс  без любви не приносит удовлетворения. Согласен,/не согласен.

16. Сексуальные  контакты не являются для меня проблемой. Верно,/неверно.

Вопросы со 151 по 156 имеют различные «меню» ответов, например:

153. Если  у Вас будет возможность принять  участие в оргии, то Вы:

          • примете участие;
          • откажетесь.

154. Вы  бы предпочли совершать половые  акты:

          • никогда;
          • раз в месяц;
          • раз в неделю;
          • дважды в неделю;
          • 3-5 раз в неделю;
          • каждый день;
          • более чем один раз в день.

Вопрос 156 предусматривает «открытый» ответ: В каком возрасте Вы совершили первый половой акт? Вопросы 157 и 158 имеют 10-балльную рейтинговую шкалу оценивания:

158. Оцените  силу влияния комплекса факторов, угнетающих Вашу сексуальность (моральных, эстетических, религиозных и т. Д.) от 10 баллов до 100 (очень сильное, запрещающее воздействие).

     Опросник  допускает индивидуальное и групповое обследование. Продолжительность обследования 20-60 мин.

     Оценка  результатов опросника основана на подсчете «ключевых» ответов. Г. Айзенком в 1976 году установлены процентиальные значения ответов на отдельные вопросы для мужчин и женщин. Нормы тестовые опираются на данные обследования 427 мужчин и 436 женщин.

     В ходе факторного анализа результатов  были выделены 12 обобщенных факторов, влияющих на результаты Айзенка опросника установок к сексу:

          1. «Раскрепощенность»;
          2. «Удовлетворенность»;
          3. «Невротическая сексуальность»;
          4. «Безличная сексуальность»;
          5. «Отношение к порнографии»;
          6. «Сексуальная робость»;
          7. «Сексуальная раскованность»;
          8. «Доминирование—подчиненность»;
          9. «Отвращение к сексу»;
          10. «Сексуальное возбуждение»;
          11. «Физиологический секс»;
          12. «Агрессивный секс».

Информация о работе Психологические особенности переживания сексуального опыта в подростковом возрасте