Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:05, контрольная работа
Основные управленческие функции — это относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществить управляющее воздействие. Реализация или выполнение основных управленческих функций предполагает циклическое повторение процессов получения и переработки информации, выработки мер воздействия (принятие решения) и реализации воздействия (передачу решения на исполнение).
Одним из существенных
принципов регулирования
Еще раз подчеркнем, что
эффективная реализация функции
регулирования возможна лишь в том
случае, если оно опирается на принципы
минимизации воздействия, комплексности,
системности и его
В практике управления существует
достаточно сложная система методов,
реализующих функцию
Методы дисциплинарного
воздействия направлены на поддержание
организационных основ
Экономические методы основаны на материальной заинтересованности коллективов и отдельных работников. Каждый из этих методов специфичен, часть из них можно использовать только в рамках систем более широких, чем отдельная организация (например, отрасль) другие используются независимо от уровня управления. Систему экономических методов составляют регулирование отношений посредством стоимостных рычагов, дифференцированного налогообложения, материального стимулирования коллективов и работников, оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством, внешнего поощрения за качественную работу и материальных санкций за плохую. В качестве внешнего поощрения может выступать все, что имеет в рамках мотивации какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе.
Методы правового регулирования предполагают применение государственного правового воздействия на отношения между конкретными субъектами. Например, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств одной стороной другая сторона может обратиться в суд. Примером может служить случай неисполнения условий трудового соглашения хозяйственного договора, контракта.
Социально-психологические
методы предназначены (как указывается
в справочниках) для воздействия
на социально-психологические
Необходимо рассмотреть
вопрос о месте и особенностях
применения социально-психологических
методов управления в современных
условиях. Консультативная практика
свидетельствует о том, что интерес
к ним со стороны руководителей
огромен, однако несколько однобок.
Его можно представить
Эта формула свидетельствует
о преимущественной ориентации определенной
части руководителей на манипулирование
работниками в качестве основного
способа внедрения
Если в других странах
понимание психологических
Для лучшего понимания
особенностей использования руководителями
психологических методов
Для нас это имеет принципиальное значение, так как существуют такие виды воздействия (в том числе и психологического), которые будучи реализованными руководителем не могут быть отнесены к классу психологических методов управления. Примером тому могут служить манипулятивные (скрытые, предполагающие получение одностороннего выигрыша) воздействия на сотрудников. В отличие от методов психологического воздействия, психологические методы управления всегда санкционированы правовыми и этическими нормами, принятыми в соответствующем сообществе. Формальная организация не только располагает правами использования этих методов, но и несет за это ответственность.
Остановимся на вопросе связи
экономических, организационных, правовых
методов управления с психологическим
воздействием. Стимулы, реализующие
все перечисленные методы, являются
внешними факторами деятельности работников.
Отражаясь конкретными людьми в
системе их собственных потребностей,
ценностей, сложившихся регуляторов
поведения, они вызывают эффект,
подчас прямо противоположный
у различных людей или
Таким образом, при использовании
тех или иных методов управления
следует учитывать
Остановимся еще на одном
существенном моменте. Рассмотрим вопрос
о принципиальном отличии психологических
методов управления от других методов.
Оно состоит в том, что эти
методы ориентированы на воздействие
на психологические механизмы, обеспечивающие
и реализующие те или иные поведенческие
акты, создают психологические
Понятно, что перестройка
или формирование новых психических
образований, регулирующих деятельность
человека, не осуществляется мгновенно,
для этого требуется
Типичными отклонениями в
применении методов регулирования
являются избыточность, отсутствие системности,
комплексности и
Особое место среди факторов, снижающих эффективность регулирования, занимает несвоевременность воздействия, выражающаяся либо в запаздывании, либо в опережении событий в ситуации неопределенности, когда преобладание тех или иных тенденций еще неясно. Все это способствует формированию условий, затрудняющих актуализацию ожидаемой от персонала активности, как с точки зрения динамических, так и содержательных характеристик. Несвоевременность в сочетании с избыточностью воздействия наблюдается также у “тревожных руководителей”. Запаздывание у инертных, а также у лиц с внешним локусом контроля. Под локусом контроля понимается “место”, где человек ищет причины для объяснения значимых событий. Различают внутренний локус контроля (причины событий человек ищет в себе) и внешний локус контроля (человек видит причины в воздействии внешних сил).
Достаточно много проблем связано с прогнозированием психологических последствий применения административных, юридических и экономических методов управления. Наиболее типичными являются неадекватно широкая представленность негативной стимуляции, неясность принципов стимулирования, когда в сходных ситуациях руководитель, оказывая воздействие на коллектив, исходит из различных критериев, не заботясь о том, чтобы быть понятым исполнителями.
Особенно много проблем
возникает с социально-
Значительные сложности
возникают при использовании
психологических методов
Примером может служить отрывок из рассказа директора одного, ранее отстающего совхоза: “… С чего я начал? – рассказывает Алексей Тимофеевич. – Прежде всего составил и утвердил в вышестоящих организациях план социального развития и потом публично защищал его. Да, именно защищал, поскольку считал: если не убедить людей, не “зажечь” их мечтой о перспективе жилищного и культурного строительства, внедрения в производственную практику передовых методов – ходить совхозу в отстающих еще долго. Собрал сход села, рассказал о трудностях, которые надо преодолеть и о перспективах хозяйства. И люди поверили. Наступил перелом, и совхоз начал подниматься…” Можно было бы привести множество примеров, когда руководители составляли планы, утверждали их, докладывали коллективу, однако перелом не наступал, значит суть не в мероприятиях, а в том как это проводилось.
Поскольку в регулировании наиболее полно реализуется субъектный характер управленческой деятельности, определенные задачи, стоящие перед руководителем, решаются не только методами формальной организации, но и теми, которые характерны для неформального общения. Следует упомянуть, что существует определенный баланс в использовании формальных и неформальных методов регулирования, который зависит от некоторых личностных особенностей, в частности, от направленности локуса контроля. Так, руководители с внешним локусом контроля чаще используют методы формальной организации или фиксируют внимание на возможности их использования. Руководители с внутренним локусом контроля предпочитают убеждение. Определенные проблемы возникают в тех случаях, когда этот баланс неоптимален или он не соответствует ожиданиям исполнителей.
Информация о работе Психологические особенности основных управленческих функций