Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:47, доклад
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов. Анализу этих особенностей, приемам оценки и учета их с
О личностном
выборе можно говорить, если его
осуществляет свободный, ответственный
и сознательно действующий
Различия
в системах ценностей студентов и степень
их личностной зрелости, именно в связи
с успешностью обучения, находят свое
выражение в многочисленных типологиях
студентов. Основаниями для построения
этих типологий выступают прежде всего
отношения к профессии, к учебе, к науке
и вся система жизненных ценностей и установок
студентов.
Выделяют три типа студентов по характеру учебной деятельности и соответствующим ему моделям поведения [19, с. 355].
У первого типа студентов интересы выходят за пределы знаний, очерченные учебным планом и программами дисциплин. Они проявляют активность во всех сферах жизни вуза и ориентированы на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.
Второй тип отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. Здесь тоже познавательная деятельность студентов выходит за пределы учебных программ, но скорее не вширь, а вглубь. Вся система активности ограничена рамками «околопрофессиональных интересов».
У студентов
третьего типа познавательная активность
направлена на усвоение знаний и навыков
в рамках учебной программы. Эти студенты
демонстрируют минимальный уровень активности
и творчества.
По отношению студентов к учебе выделяют пять групп [там же, с. 355 – 356].
Студенты, активные во всех видах учебной деятельности. Благодаря усердию и творческому отношению к делу, демонстрируют отличные успехи в учебе.
Студенты второго типа так же проявляют активность во всех сферах учебной деятельности, но не ориентированы на получение глубоких знаний, действуя по принципу «лучше всего понемногу».
Студенты третьего типа ограничивают свою активность узкопрофессиональными рамками, нацелены на избирательное усвоение только тех знаний, которые, по их мнению, необходимы для будущей профессиональной деятельности. Хорошо успевают по специальным предметам, но не уделяют должного внимания смежным дисциплинам.
Студенты
четвертого типа проявляют интерес
только к тем дисциплинам, которые
им нравятся и легко даются. Часто
пропускают занятия, почти полностью
игнорируя некоторые
К пятому
типу относят «лодырей и лентяев», не имеющих
выраженных интересов ни к одной из областей
знаний. Они, как правило, поступают в вузы
«за компанию», по настоянию родителей
или для уклонения от службы в армии, работы
и т.п.
Если строить типологию, исходя из успеваемости, то можно выделить следующие типы отличников [Там же, с. 356–357 ]:
«Разносторонний» – получает удовольствие от самого процесса получения знаний, изучает первоисточники и литературу, выходящую за пределы программ по всем дисциплинам. Этот тип отличника наиболее распространен.
«Профессионал» – концентрирует свое внимание на профилирующих дисциплинах, осваивая общеобразовательные предметы более поверхностно, но на достаточном для получения отличной оценки уровне.
«Универсалы» – сочетают в себе достоинства двух предыдущих типов. Благодаря огромному трудолюбию и таланту добиваются выдающихся успехов в профилирующих областях знания. Такой тип студентов встречается наиболее редко.
«Зубрилы»
(по определению самих студентов)
– не обладают хорошими способностями,
но за счет рвения и усердия овладевают
материалом на достаточном для отличной
оценки уровне.
Аналогичные
типы можно выделить среди «хорошистов»,
но с более низкими уровнями достижений.
Наиболее полные классификации личности студента построены на основе учета уровня и качества активности студентов в четырех сферах: 1. Отношение к учебе, науке, профессии; 2. Отношение к общественной деятельности, наличие активной жизненной позиции; 3. Отношение к искусству и культуре (уровень духовности); 4. Выраженность коллективистских установок, позиции в коллективе. [18], [19]. [13].
«Гармоничный» (идеальный студент) – максимально активен во всех четырех сферах и везде добивается прекрасных результатов.
«Профессионал» – выбрал свою специальность осознанно; успеваемость обычно хорошая; научно-исследовательской работой занимается мало, поскольку после окончания вуза планирует работать в практической сфере. Добросовестно выполняет общественные поручения, умеренно занимается спортом, интересуется литературой и искусством. Честен, порядочен, пользуется уважением товарищей.
«Академик» – выбрал специальность осознанно, учится только на «отлично». Ориентирован на учебу в аспирантуре, поэтому много времени отдает научно-исследовательской работе, часто в ущерб другим занятиям.
«Общественник»
– склонность к общественной деятельности
преобладает над другими
«Любитель искусств» – учится, как правило, хорошо, основные интересы сосредоточены в области литературы и искусства, поэтому научной работе не уделяет достаточного внимания. Обладает хорошим эстетическим вкусом, широким кругозором и эрудицией в области искусства.
«Старательный» – профессию выбрал не совсем осознанно, но учится добросовестно, прилагая к учебе большие усилия. Способности развиты недостаточно, литературой и искусством интересуется мало, предпочитает легкие жанры. Малообщителен и не очень популярен в коллективе.
«Середняк» – учится, не прилагая больших усилий, и даже гордится этим. При выборе профессии особо не задумывался, но убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает.
«Разочарованный» – обладает неплохими способностями, но избранная специальность его не привлекает. Так же убежден, что раз уже поступил в вуз, нужно его закончить, хотя от учебы удовольствия не получает. Стремится утвердить себя в хобби, искусстве, спорте.
«Лентяй» – учится, подчиняясь принципу наименьшей затраты сил и не очень успешно, хотя собой доволен. При выборе профессии всерьез не задумывался, научной и общественной работой почти не занимается. Часто старается «словчить» – главное получить нужную оценку. Коллектив часто относится к нему как к «балласту». Основные интересы лежат в сфере досуга.
«Творческий» – изобретателен во всем, чем занимается – в учебе, научной работе, общественной деятельности или досуге. Не любит занятий, требующих усидчивости, аккуратности, исполнительской дисциплины, поэтому учится неровно, преуспевая лишь в тех областях, которые ему интересны. В научной работе стремится к оригинальности, зачастую пренебрегая мнением авторитетов.
«Эрудит» – коллекционирует знания во всех областях и любит их демонстрировать, но сам не очень способен к творчеству. Общественной работой и спортом занимается мало. В коллективе часто пользуется репутацией сноба. Научную работу выполняет в строго академических традициях.
«Спортсмен» – учится по индивидуальному плану, приобретая знания на минимально необходимом для сдачи экзаменов уровне. Рассчитывает на поблажки за свои спортивные заслуги. В последние годы таких студентов стало гораздо меньше.
«Псевдосовременник» – главное для него – личный успех. Основной круг интересов сосредоточен за пределами вуза. Следит за модой во всех сферах жизни. Научной и общественной работой почти не занимается. Профессию тоже, как правило, выбирает модную.
«Богемный»
– Успешно учится в так называемых
престижных вузах, свысока относится к
студентам, приобретающим «массовые профессии».
Стремится к лидерству. Знания обширны,
но часто поверхностны. Участник модных
«тусовок», завсегдатай клубов и дискотек.
К спорту равнодушен, в коллективе к нему
отношения полярные – от восхищенного
до пренебрежительного.
Этот
список можно продолжить, но любой
опытный преподаватель имеет
свою аналогичную типологию, возможно
лучше отражающую специфику обучения
в его вузе или в его профессиональной
среде. Но остается вопрос – а каким
должен быть идеальный студент с точки
зрения преподавателей и самих студентов?
Вопрос этот можно переформулировать
так – с каким студентом хотели бы работать
большинство преподавателей? В «доперестроечные»
времена в нашей стране мнения студентов
и преподавателей существенно расходились
[19]. Университетские педагоги на первое
место ставили преимущественно такие
качества как дисциплинированность, прилежание,
ответственность, а у большинства реальных
студентов отмечали инфантилизм, социальную
незрелость, учебную пассивность. Современные
преподаватели стали больше всего ценить
способность студентов к самостоятельному
мышлению. Студенты так же ставят на первые
места умение самостоятельно мыслить
и интерес к науке.
Мы надеемся,
что рассмотренные в настоящей
статье индивидуальные психологические
и психофизиологические особенности студентов,
а так же их влияние на успешность обучения
помогут преподавателям лучше понимать
студента, находить с ним общий язык при
решении важных для обеих сторон вопросов
повышения эффективности учебной деятельности
и уровня профессиональной подготовки.
Эти знания так же важны для организации
и планирования работы психологической
службы вуза, необходимость создания которой
признана комиссией по академической
политике при ректоре Московского университета.
ЛИТЕРАТУРА
Айзенк Г.Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? – критерии таксономической парадигмы/ Иностранная психология. – 1993. Т.1. № 2. – С. 9 – 23.
Акимова
М.К., Козлова В.Т. Рекомендации по использованию
результатов диагностики
Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1993.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
Качалова Л.М., Боголепова С.Ф., Плыплин В.В. Альфа-ритм и темп усвоения знаний / Труды СГУ. Выпуск 44. М.,2002.
Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности (в зависимости от типологических свойств нервной системы). Казань, 1969.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
Комплексное исследование проблемы обучения и воспитания специалистов с высшим образованием. Л., 1980.
Корнилова
Т.В. Диагностика мотивации и
Корнилова Т.В., Григоренко Е.Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (по опроснику А. Эдвардса)/ Вопросы психологии. 1995. № 5. С. 108–115.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лисовский В.Т., Дмитриева А.В. Личность студента. Л., 1974.
Личко А.Е. Типы акцентуаций характеров и психопатий у подростков. М., 1999.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. М., 1979.
Мейли Р. Структура личности.// Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Т. 5. М., 1975. С. 196 – 283.
Нюттен Ж. Мотивация.// Экспериментальная психология./ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Т. 5. М., 1975. С. 15 – 110.
Образ жизни современного студента. Л., 1991
Педагогика и психология высшей школы. Ростов на Дону, 2002.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение. М., 2000.
Психологические и психофизиологические особенности студентов/ Под ред. Н.М. Пейсахова. Казань, 1977.
Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении личности и развитии"/ Вопросы психологии. № 6. 2001. С. 119–121.
Информация о работе Психологические факторы успешной учебы студентов вуза