Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:47, доклад
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов. Анализу этих особенностей, приемам оценки и учета их с
Психологические
факторы успешной учебы студентов
вуза
Смирнов
С.Д.
На успешность
обучения студентов в высших учебных
заведениях влияют многие факторы: материальное
положение; состояние здоровья; возраст;
семейное положение; уровень довузовской
подготовки; владение навыками самоорганизации,
планирования и контроля своей деятельности
(прежде всего учебной); мотивы выбора
вуза; адекватность исходных представлений
о специфике вузовского обучения; форма
обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная
и др.); наличие платы за обучение и ее величина;
организация учебного процесса в вузе;
материальная база вуза; уровень квалификации
преподавателей и обслуживающего персонала;
престижность вуза и, наконец, индивидуальные
психологические особенности студентов.
Анализу этих особенностей, приемам оценки
и учета их с целью повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса и посвящена
настоящая статья.
Почему
одни студенты много и охотно работают
над овладением знаниями и профессиональным
мастерством, а возникающие трудности
только добавляют им энергии и желания
добиться поставленной цели, в то время
как другие все делают словно из-под палки,
а появление сколько-нибудь значительных
препятствий резко снижает их активность
вплоть до разрушения учебной деятельности?
Такие различия можно наблюдать при одних
и тех же внешних условиях учебной деятельности
(социально-экономическое положение, организация
и методическое обеспечение учебного
процесса, квалификация преподавателя
и т. п.). При объяснении этого феномена
психологи и педагоги чаще всего апеллируют
к таким индивидуально-психологическим
особенностям обучающихся как уровень
интеллекта (способность усваивать знания,
умения, навыки и успешно применять их
для решения задач); креативность (способность
самому вырабатывать новые знания); учебная
мотивация, обеспечивающая сильные положительные
переживания при достижении учебных целей;
высокая самооценка, приводящая к формированию
высокого уровня притязаний, и др.. Но ни
каждое из этих качеств в отдельности,
ни даже их сочетания не достаточны для
того, чтобы гарантировать формирование
установки студента на повседневный, упорный
и тяжелый труд по овладению знаниями
и профессиональным мастерством в условиях
достаточно частых или длительных неудач,
которые неизбежны в любой сложной деятельности.
Каждый преподаватель может привести
примеры из своей педагогической практики,
когда очень способный и творческий студент
с высокой (а иногда и неадекватно высокой)
самооценкой и исходно сильной учебной
мотивацией, «ломался», сталкиваясь с
серьезными трудностями в том или ином
виде учебной деятельности и переставал
двигаться вперед, в то время как гораздо
менее одаренный его товарищ успешно преодолевал
эти трудности и со временем добивался
гораздо большего.
Чтобы
подойти к ответу на этот вопрос
необходимо хотя бы кратко рассмотреть
основные виды психологических и психофизиологических
особенностей людей, а также имеющиеся
данные об их влиянии на учебную деятельность
студентов.
Конституция
(телосложение). По Э. Кречмеру выделяются
следующие типы: лептосоматик (астеник)
– рост средний или выше среднего, слаборазвитая
мускулатура, узкая грудная клетка, удлиненные
конечности, вытянутые шея и голова; пикник
– рост средний или ниже среднего, крупные
внутренние органы, укороченные конечности,
не очень развития мускулатура, короткая
шея, избыточный вес; атлетик – рост средний
или выше среднего, развитая мускулатура,
большой объем грудной клетки, широкие
плечи, узкие бедра, пропорциональная
голова; диспластик – резкие диспропорции
в строении тела (например, слишком длинные
конечности, широкие бедра и узкие плечи
у мужчин и т.п.). Данные о влиянии конституции
на учебную деятельность немногочисленны,
но некоторые авторы указывают на то, что
более реактивные пикники быстрее расходуют
силы и потому их лучше спрашивать в числе
первых и давать вначале более трудные
задачи, а более простые позже. Им чаще
требуется повторение пройденного материала
из-за худшей долговременной памяти. Астеникам
можно давать задачи возрастающей сложности,
на экзаменах спрашивать в числе последних.
Им реже требуется повторение материала
[19, c 371].
Нейродинамика
– особенности протекания процессов
возбуждения и торможения в центральной
нервной системе по И.П. Павлову.
Выделяются следующие свойства: сила-слабость
процессов возбуждения (способность
адекватно реагировать на сильные раздражители
без перехода в запредельное торможение;
люди со слабой нервной системой не способны
к этому, зато обладают более высокой чувствительностью);
сила-слабость процессов торможения (способность
затормозить реакцию на очень сильный
стимул); уравновешенность процессов возбуждения
и торможения по показателям силы; подвижность-инертность
– скорость перехода от процессов торможения
к процессам возбуждения и наоборот. По
И.П. Павлову особенности нейродинамики
человека выступают в качестве физиологической
основы темперамента. Под последним имеется
в виду совокупность формально-динамических
(силовых и скоростных) характеристик
поведения человека, не зависящих от содержания
деятельности и проявляющихся в трех сферах
– моторике, эмоциональности и общей активности.
Человек со слабой нервной системой –
меланхолик; с сильной и неуравновешенной
– холерик (процессы возбуждения доминируют
над процессами торможения); с сильной,
уравновешенной, подвижной – сангвиник;
с сильной, уравновешенной, инертной –
флегматик.
Свойства
нервной системы и темперамента
имеют генотипическую природу и
практически не изменяются при жизни,
но человек с любым темпераментом
способен к любым социальным достижениям,
в том числе и в учебной
деятельности, но достигается это разными
путями. Для людей с разным типом темперамента
одни условия являются более благоприятными
для успешного обучения, а другие – неблагоприятными.
Организационные формы обучения в современной
школе и вузе более благоприятны для людей
с сильной и подвижной нервной системой,
поэтому среди них больше тех, кто хорошо
учится, чем среди имеющих слабую и инертную
нервную систему [2, с. 101]. Последним необходимо
вырабатывать компенсаторные приемы,
чтобы приспособиться к требованиям деятельности,
не релевантным их темпераменту. Выделяют
следующие трудности учащихся со слабой
нервной системой [Там же, с. 102–105]: длительная,
напряженная работа; ответственная, требующая
нервно-психического или эмоционального
напряжения самостоятельная, контрольная
или экзаменационная работа, особенно
при дефиците времени; работа в условиях,
когда преподаватель задает неожиданный
вопрос и требует на него устного ответа
(ситуация письменного ответа гораздо
благоприятнее); работа после неудачного
ответа, оцененного преподавателем отрицательно;
работа в ситуации, требующей постоянного
отвлечения (на реплики преподавателя,
на вопросы других студентов); работа в
ситуации, требующей распределения внимания
или его переключения с одного вида работы
на другой; работа в шумной, неспокойной
обстановке; работа у вспыльчивого, несдержанного
преподавателя и т.п.. Для ослабления негативных
эффектов такого рода, желательно, чтобы
преподаватель использовал следующие
приемы: не ставил студента в ситуацию
резкого ограничения времени, а давал
достаточно времени на подготовку; чаще
позволял студенту давать ответы в письменной
форме; разбивал сложный и большой по объему
материал на отдельные информационные
блоки и вводил их постепенно, по мере
усвоения предыдущих; не заставлял отвечать
по новому только что усвоенному материалу;
чаще поощрял и подбадривал студента для
снятия напряжения и повышения его уверенности
в своих силах; в мягкой форме давал негативные
оценки в случае неправильного ответа;
давал время для проверки и исправления
выполненного задания; по возможности
не отвлекал внимание студента на другую
работу до завершения уже начатой.
У учащегося
с инертной нервной системой трудности
возникают в следующих
Важным
фактором, влияющим на показатели успешности
обучения студентов со слабой или
инертной нервной системой, является
поведение преподавателя на устном
экзамене. Часто можно встретиться с такими
ситуациями, когда преподаватель, выслушав
ответ студента по содержавшимся в билете
вопросам и задачам, дает дополнительную
задачу со словами типа: «Решайте задачу,
а я пока поспрашиваю другого студента
и через 5 (10 и т.д.) минут к Вам подойду.
Если решите, получите «отлично», а если
нет, то «хорошо». «Слабый» или «инертный»
студент в ситуации лимита времени может
так и не начать решение задачи за отведенное
ему небольшое время. Ему будет мешать
сознание, что вот уже полминуты прошло
и осталось только 4,5 и так далее. Подойдя
к студенту и видя чистый лист бумаги,
преподаватель требует «Так и не решил,
ну тогда ответь на совсем простой вопрос….».
«Припертый», как говорят, к стенке студент,
не имея времени подумать, говорит первое,
что приходит ему на ум, лишь бы что-то
сказать. Возмущенный преподаватель «хватается
за голову»: «Как, ты и такой простой вещи
не знаешь, какая уж тут пятерка, ты и тройки
не заслуживаешь». Дальнейшее не трудно
себе представить – тяжелый стресс для
студента, легкий стресс для преподавателя….
В данном случае ошибка педагога состояла
в резком ограничении времени на нахождение
решения в ситуации, которой была придана
повышенная значимость (решишь задачу
– получишь «пять», не решишь – может
быть всякое). Разумеется, многое в данном
случае зависит от привходящих факторов:
эмоционального состояния студента, степени
доброжелательности, демонстрируемой
преподавателем, важности для студента
исхода экзамена (может остаться без стипендии,
быть отчисленным и т.п.).
Следует
отметить, что существуют психофизиологические
методики и опросники, позволяющие
определить при необходимости тип
нервной системы у студента [24].
При всей дискуссионности
Есть
данные о связи некоторых показателей
электроэнцефалограммы с успешностью
обучения (см., например, [5]). Однако трудоемкость
и необходимость сложного оборудования
для их фиксации делает этот диагностический
инструмент труднодоступным для практического
применения в высшей школе.
Утверждение
о влиянии способностей на успешность
обучения студентов кажется тривиальным,
но характер этого влияния оказался не
таким однозначным, как представляется
на первый взгляд. Многое зависит от того,
какое место способности занимают в структуре
личности конкретного студента, в системе
его жизненных ценностей и как они сказываются
на развитии других личностных качеств.
Во-первых, в структуре способностей следует
выделить такие относительно самостоятельные
составляющие как общий интеллект, социальный
интеллект, специальные способности и
креативность (творческость). Однозначно
можно сказать о положительной связи с
успешностью обучения только относительно
специальных способностей. К ним относятся
сенсорные способности (фонематический
слух для лингвиста, звуковысотный для
музыканта, цветоразличительная чувствительность
для художника и т. п.); моторные способности
(пластика и тонкая координация движений
для спортсменов, танцовщиков артистов
цирка и т. п.); профессиональные способности
(техническое мышление, пространственное
мышление, математическое и т.п.). Во многих
случаях низкий уровень развития профессионально
важных специальных способностей просто
делает недоступным успешное обучение
в вузе соответствующего профиля. И наоборот,
успешное обучение в вузе фактически совпадет
с процессом формирования специальных
профессиональных способностей.
В последнее
время в психологии в качестве
относительно самостоятельного вида выделяется
социальный интеллект, понимаемый как
комплекс способностей, лежащих в
основе коммуникативной компетентности
(компетентности в общении), обеспечивающей
успешное решение задач по адекватному
восприятию человека человеком, установлению
и поддержанию контактов с другими людьми,
воздействию на других людей, обеспечению
совместной деятельности, занятию достойного
положения в коллективе и обществе (социальный
статус). Высокий уровень социального
интеллекта важен для овладения профессиями,
типа «человек-человек» по классификации
Е.А. Климова [7] В то же время есть данные,
что высокий уровень социального интеллекта
иногда развивается в качестве компенсации
низкого уровня развития предметного
(общего) интеллекта и креативности [11].
В пользу того, что высокий уровень социального
интеллекта часто коррелирует с невысоким
уровнем успешности обучения фиксируют
и некоторые типологии личности студентов,
которые будут рассмотрены ниже. В то же
время формальная успеваемость таких
студентов может быть завышена за счет
умелого воздействия на преподавателей
с целью получения желаемой более высокой
оценки.
Информация о работе Психологические факторы успешной учебы студентов вуза