Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного успеха в молодости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)

Содержание

Введение………………………..……………..………………………….…..…3
I. Теоретическая часть
1.Понятие «Успех…………………....…………..…………..……………...….5
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……...………..……….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех………..……10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости.
2.1 Краткая психологическая характеристика личности в период молодости…………………………………….…………………………………11
2. 2. Образ успешности как плод социальных представлении.………....14
2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности……………………………………………………………………..19
II. Практическая часть.
1…………………………………………………………………………………25
2…………………………………………………………………………………27
3…………………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………...…....….………31
Список использованной литературы….......………………………………32
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач по психологии труда.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Отрицательная моральная оценка успешного человека может быть интерпретирована и с позиций классического психоанализа 3. Фрейда. Эмоциональная дистанцированность, неприятие образа успешности является закономерным проявлением архаических уровней психики связанных с доминированием массового сознания над индивидуальным. Согласно этой концепции, «проявление видовых инстинктов требует объединения с себе подобными, утверждения ценности своей группы и негативное, настороженное отношение к тем, кто отличается от всех, в том числе, к успешным особям. А интересы индивида требуют личного развития, совершенствования, успеха, а значит, и выделения из массы, что неизбежно приводит к столкновениям с интересами группы. Индивидуальный успех в этом контексте воспринимается как связанный с большей межличностной дистанцией и несущий потенциальную угрозу единству «мы».

     К факторам формирования образа успешности относят уровень индивидуального  успеха в сфере общения, особенности  самоотношения, имидж успешности личности и уровня притязаний. Семантика восприятия образа успешности характеризуется амбивалентным отношением к этому образу не зависимо от индивидуальных параметров успешности личности.

     Современный социокультурный контекст включает в себя конструкт «успех», который  запечатлен в социальных репрезентациях различных групп населения.

     С точки зрения социальных представлений, успех сам по себе является объектом для оценки со стороны индивидов, связанных референтными отношениями. Атрибутирование успеха (т.е. определение  его через набор каких-либо присущих индивиду качеств) является культурно обусловленным, отражает принятый в той или иной социо-культурной или субкультурной среде выбор из множества потенциальных комбинаций. Следовательно, теоретически возможно  допущение, что успех (или не успех)  дифференцированно оценивается в различных коммуникативных контекстах, задаваемых культурными, профессиональными и возрастными критериями.

     К объективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном  успехе, относятся: доминирующие виды деятельности: учебно — образовательная (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная (для работающей молодежи), уровень материального благополучия, заданные референтные группы - группы, принадлежность к которым не обусловлена личным выбором молодого человека: семья, учебно - образовательная группа (для учащейся и студенческой молодежи), профессиональная группа (для работающей молодежи), гендерные возможности.

     Среди объективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: уровень материального благополучия, уровень образования, протекцию влиятельных родственников, знакомых, удачное стечение обстоятельств, тендерные возможности.

     К субъективным факторам, влияющим на представления молодежи о жизненном успехе, относятся: различные по содержанию мнения и оценки по поводу успеха у представителей различных социальных групп, в рамках которых происходит самоутверждение личности; выбираемые референтные группы. Среди субъективных факторов, влияющих на представления молодежи о способах достижения жизненного успеха можно выделить: личный опыт в достижении успеха.

     Социальные  представления об успехе имеют структуру, состоящую из элементов, которые можно именовать как “семейно-ролевая”, “социально-временная” и “социально-ролевая” ориентации.

           При этом, семейные отношения  наиболее значимы в формировании социальных представлений об успехе и в складывании образцов успешного поведения. Образы родителей оказывают влияние на отношение к образу успешного человека. Идентификация с позитивно воспринимаемой и слабой родительской группой препятствует преодолению существующих социальных стереотипов в отношении к образу успешного человека и формированию адаптивной стратегии по отношению к успешности.

     Другими важными ориентациями для формирования образа успеха являются “социально-ролевая” и “социально-временная” ориентация. Представления об успехе как конвенциональном феномене, с одной стороны, связываются с людьми, занимающимися тем или иным видом профессиональной деятельности (политики, искусство, наука, спорт), с другой стороны фиксируют актуальное или перспективное отношение к ним.

     Существует  связь индивидуальной успешности личности с различными способами преодоления  представленного в обыденном сознании негативного эмоционального отношения к успешным людям, причем способы преодоления негативного отношения к образу успешного человека строятся либо на конфронтации с существующим у большинства мнением, что влечет за собой потерю социального статуса, либо за счет различных способов нейтрализации эмоционального отношения к успеху и привлечения дополнительных параметров оценки успешного человека. [13] 

     2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности.

     Ключевым  для отечественной психологии является положение о социальной сущности личности как принципиально формируемом свойстве индивида, как биологического существа.

     Личность  формируется в процессе социализации. Социализация в отечественной психологии понимается как усвоение индивидом социального опыта путем его включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений. В свою очередь, усвоение социального опыта происходит в виде четырех последовательных стадий: знание (исходная информация о социальных значениях); социально-психологический стереотип восприятия (валентное отношение к культивированному значению); установка (готовность действовать в соответствии со значением); побуждение (волевое усилие для перерастания готовности в действие).

     В процессе усвоения социального опыта меняется позиция личности (отношение человека к системе норм, правил) и формируется самосознание личности. В процессе социализации индивидом усваиваются не только систематически излагаемые знания, которые составляют содержание процесса образования. Развивающаяся личность присваивает «совокупность представлений, установок, стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат» [19]. Другими словами, индивид становится носителем обыденного сознания той общности, в которой он формируется как личность.

     Обобщая данные соответствующих психологических  исследований можно выделить такие  механизмы социализации как: подавление (частные проявления – вытеснение, образование реакции), изоляция, самоограничение, проекция, идентификация (интроекция), интеллектуализация, рационализация (дискредитация цели и жертвы, самодискредитация, самообман), аннулирование действий, сублимация.

       Те или иные из перечисленных механизмов социализации характерны для всех возрастных групп, хотя при этом ряд механизмов может активизироваться сознательно или же только бессознательно; ряд механизмов активизируется преимущественно в определенных возрастных группах. Важнейшие из механизмов социализации являются и наиболее значимыми в процессе освоения представлений об успешности личности.

       Механизм подавления (З. Фрейд) выступает в качестве защитного средства личности, поскольку он связан с подструктурами самосознания. Подавление позволяет исключить из сферы сознания мысли, чувства, желания, влечения, вызывающие негативные переживания [23; c. 110-116]. Подавление может осуществляться как непроизвольно, так и в результате определенных усилий сознания (вытеснение, образование реакции). Подавление выступает эффективным механизмом купирования личностных проявлений, несовместимых с социальными представлениями об успехе личности. Механизм проекции (З. Фрейд), сущность которого составляет приписывание собственных нежелательных черт другим, наибольшее значение приобретает в ситуации соприкосновения представителей разных социальных слоев и личностей, достигших разной степени успешности.

     Одним из главных механизмов социализации выступает идентификация (З. Фрейд), в процессе которой осуществляется преимущественно подсознательное психическое уподобление другой личности. Результатом идентификации становится подражание действиям и переживаниям других людей, интериоризация чужих ценностей и установок. В качестве ее объектов могут выступать реальные и воображаемые значимые люди; она может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Значение механизма идентификации возрастает в процессе самоидентификации личности, которая должна быть рассмотрена в своих этнических, социальных, политических, религиозных аспектах.   Самоидентификация в настоящее время может выступать как самостоятельный процесс или составляющая процесса профессиональной самоидентификации. Последнее в значительной мере характерно для личности, избирающей «престижные» профессии, высокооплачиваемые, требующие высокого уровня образованности и сложных средств труда.

     Важная  роль в процессах социализации принадлежит механизму самоограничения, т. е. отказа от проявления активности при невысоких результатах деятельности. Самоограничение всегда связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса [22].В процессе формирования представлений об успешности в молодости и юности когнитивный диссонанс может возникнуть в ситуации изменения социальных стереотипов, например, относительно престижности избираемой профессии. Состояние диссонанса с высокой степенью вероятности может возникнуть при получении более полной информации о «цене успеха» или недостатке информации о способах его достижения.

     Когнитивный диссонанс как источник самоограничения развивается и при получении новой информации о себе − в ситуации изменения образа Я, уровня притязаний или самооценки. Состояние диссонанса человек пытается преодолеть, либо изменяя некоторый элемент противоречивых знаний, либо отношение к нему, либо вводя новый элемент знаний. Самоограничение свойственно для людей в ситуации переоценки ценностей. Механизм самоограничения в процессе формирования представлений об успешности приводит к неадекватным личностным и профессиональным выборам.

       Механизм рационализации наиболее полно характеризует принадлежность личности к определенной культурной традиции [3;c. 87-96] и поколению. Поскольку в качестве аргументов для самооправдания используются «идеалы» и «принципы», общественно значимые мотивы и цели, в пространстве российской культурной традиции в настоящее время представители разных поколений вербализируют, чаще всего, разные ценности и представления об успешности личности. Те, кого принято называть молодым поколением, во многом ориентируются на прагматические ценности [7]. Действием механизма сублимации (З. Фрейд, А. М. Халецкий )объясняются многие факты творческой деятельности, ориентированной на успех-призвание. Действие механизма аннулирования действий (Е. Хилгард) обеспечивает возобновление действий, не получивших сразу успешного завершения, заставляет искать новые приемы и способы деятельности, новые сферы достижения успеха.

     Перечисленные психологические механизмы имеют  тесную взаимосвязь.

       А. В. Мудрик выделяет в качестве механизмов социализации импритинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификацию, рефлексию, традиционные, институциональные, стилизованные и межличностные механизмы. По мнению А. В. Мудрика, в пространстве российской культурной традиции наибольшее значение имеют традиционный и институциональный механизмы социализации, связанные с усвоением обычаев и стереотипов социального поведения, а также порядка функционирования системы социальных институтов.

     Импритинг (запечатлевание) и экзистенциальный нажим (способы организации окружающего культурного пространства) оказываются наиболее эффективными при освоении элементов материальной культурной среды и форм общения и взаимоотношений. Традиционные механизмы связаны с усвоением личностью обычаев, стереотипов поведения и эмоциональных реакций, традиций.

       С точки зрения формирования представлений об успехе, успешности, об имидже успешного человека традиционные механизмы, играют противоречивую роль. Тенденции стремления к достижению индивидуального успеха в целом нехарактерны для российской культуры и уж, во всяком случае, существенно подорваны в ХХ веке. Действием традиционных механизмов можно в большей степени объяснить негативную оценку успешности личности, о чем свидетельствуют современные исследования М. М. Бахтина, Л. Р. Голдберга, А. Г. Шмелева, Е. В. Улыбиной. Таким образом, традиционные механизмы препятствуют ориентации юношей и девушек на социальный успех. Институциональные механизмы позволяют освоить социальную структуру общества, систему его социальных институтов и ролей.

     Итак, действие любого из механизмов социализации приводит к освоению личностью некоторого культурного опыта, в составе которого присутствуют и элементы представлений об успешности личности и отношения к успеху. Г. М. Андреева, Д. М. Угринович большое значение в процессе усвоения социально-культурного опыта придают социально-психологическим функциональным системам внушения, подражания, эмоционального заражения [21]. А. В. Мудрик рассматривает подражание как самостоятельный механизм социализации, действие которого позволяет сознательно или бессознательно освоить внешние приемы поведения, общения, деятельности, распространенные в данной общности [15].           

     Системы внушения и эмоционального заражения также можно рассматривать как механизмы социализации, поскольку результаты их функционирования сопоставимы с действием других механизмов социализации. Внушение представляет собой «целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу» [1; c19-121]. Внушение основано на некритическом восприятии информации, поэтому может выступать основой для усвоения элементов социально-культурного опыта в детском возрасте: представлений, форм общения и поведения и т. д. В составе указанных элементов опыта присутствуют и обыденные представления об успешности. Эмоциональное заражение имеет в своей основе «бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям» [1; c19-121]. В процессе заражения человек не испытывает организованного преднамеренного давления, но бессознательно усваивает образцы чьего-либо поведения. Поскольку действие механизма заражения связано не только с уровнем развития общества, но и с уровнем самосознания конкретных личностей, необходимо отметить, что в раннем юношеском возрасте эмоциональное заражение обладает большим потенциалом. Ввиду динамичности самосознания, отсутствия достаточного социального опыта в период молодости усваиваемые модели успешности могут носить и негативное содержание с точки зрения социальных ориентиров.  
 
 

Информация о работе Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного успеха в молодости