Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного успеха в молодости

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)

Содержание

Введение………………………..……………..………………………….…..…3
I. Теоретическая часть
1.Понятие «Успех…………………....…………..…………..……………...….5
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……...………..……….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех………..……10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости.
2.1 Краткая психологическая характеристика личности в период молодости…………………………………….…………………………………11
2. 2. Образ успешности как плод социальных представлении.………....14
2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности……………………………………………………………………..19
II. Практическая часть.
1…………………………………………………………………………………25
2…………………………………………………………………………………27
3…………………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………...…....….………31
Список использованной литературы….......………………………………32
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсач по психологии труда.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Психологическую сущность феномена жизненного успеха раскрывают такие понятия как   уровень притязаний, мотивация достижения / избежания неудач.

     Основой для изучения феномена успеха в психологии является положение о том, что каждому человеку среди прочих потребностей присуща потребность в достижениях, побуждающая его стремиться к наилучшему выполнению деятельности. Это означает, что появление и развитие потребности в достижениях соотносится с собственными возможностями, а ожидаемый результат деятельности с образом «Я» и самооценкой. Потребность в достижении, так, или иначе, социально обусловлена. [2; c.154-169]

     Социальная сущность жизненного успеха состоит в осознанном или неосознанном принятии личностью ценностей социальной группы (групп). Суть состоит в том, что человек стремится подняться на более высокую ступень ценностной лестницы, т.е. достигнуть тех ценностей, которые представляют наибольшую значимость для него. Содержание данных ценностей определяется группой, к которой принадлежит, либо стремится принадлежать личность. Степень согласованности ценностей отдельной личности и группы в целом служит основой для социальной оценки - признания или порицания - ее достижений.

     Самоутверждение личности в социальной группе имеет как целенаправленный, так и случайный характер. [5; c.135-136] 

1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех.

     Успех в профессиональной деятельности проявляется  прежде всего в достижении значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению данной цели.

     Для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной  деятельности. Внутреннее состояние  успешности индивидуально для каждого человека. Важно найти свой оптимальный уровень активности, при котором «все получается». Важно также помнить, что слишком сильное желание достичь поставленной цели и успеха всегда сопряжено со страхом неудачи. Страх блокирует внутренние возможности и снижает его творческий потенциал. В результате появляется вероятность не заметить те условия, которые могли бы привести к профессиональному успеху. Чтобы их увидеть, следует лишь немного посмотреть на ситуацию извне, со стороны, а это невозможно сделать при страхе совершить ошибку.

     Успех в профессии возникает именно тогда, когда работник внутренне  свободен, раскрепощен и, как это  ни странно, не испытывает слишком сильного желания чего-то достичь. Снижение излишне  высокой мотивации связано с анализом всех последствий, возникающих в результате достижения успеха. Обычно эти последствия имеют не только позитивное, но и отрицательное значение.

       Для достижения успеха в профессиональной  деятельности важно умение ставить  адекватные цели. В процессе целеполагания важен параметр индивидуальной активности человека. [20; c. 221]

     Субъект трудовой деятельности как личность характеризуется определённой специфической  совокупностью устойчивости личностных образований, в которую входят: мотивы, установки, иерархическая система сложившихся субъективных отношений, направленность, способы поведения и реагирования, характерологические особенности и другие структуры, определяющие своеобразие его индивидуально-психологических проявлений в профессиональной деятельности, и,соответственно, вероятность достижения им успеха в трудовой деятельности. [10]

     2. Факторы развития образа успешности в период молодости.

    1. Краткая психологическая характеристика личности в период молодости.

     Такой возрастной период человеческой жизни как молодость принято условно располагать на отрезке от 18-20 до 30 лет. Впрочем, границы этого периода достаточно зыбки, ввиду того что разные авторы склоны занижать сдвигать границы возрастного периода в молодости ,называя временной отрезок от 20 -24 до33- 35 лет, что находит отклик и в обыденном сознании, склонном «продлять период молодости»,вплоть до 40-50 лет, что особенно характерно в отношении людей определенных профессий ( Пр.:«молодой поэт») .

     Именно  с этим периодом жизни связывают  становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки, способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентаций, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д.

     Начало  взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное и ценностное чувство, исчезают сомнения и переживание временности юности; человек начинает осмысленно строить будущее, ориентируясь на всю возрастную перспективу в целом, а не только на овладение ценностями и целями ближайшего возрастного периода (как это было на всех предыдущих ступенях развития). Во всех сферах жизни (профессиональной, эмоциональной, личностной, социальной) обнаруживается сильное стремление к личностной экспансии, к самовыражению. В первую очередь эти тенденции отчетливо проявляются в выборе профессии, осуществлении профессионального самоопределения и начале самостоятельной профессиональной карьеры. Время молодости для многих – это еще и пора ученичества, время обретения профессии, начала трудовой деятельности и связанных с этим изменений социального статуса: начало самостоятельной трудовой деятельности создает основу для экономического отделения от родительской семьи, а реализация себя в выбранной профессии – возможность творческих достижений. Поиск партнера для жизни, отделение от родительской семьи, приобретение профессии и начало собственной профессиональной и личностной жизни – условия для выработки собственного индивидуального жизненного стиля жизни. Одновременно это дает возможность обрести и реализовать индивидуальные смыслы жизни. Способность личности разрешать внутренние противоречия, выстраивать собственную систему ценностей, создавать жизненную перспективу определять стратегические цели являются мерилом ее человеческой зрелости.

            Смысл жизни - одна из основных категорий, которыми оперирует молодость. Под смыслом жизни имеется в виду внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное. Обычно переживания, связанные с становлением и обретением индивидуальных смысложизненных ориентаций, облекаются в формулу «быть самим собой», «самореализоваться», «осознавать себя как ценность» и во многом ориентированы на других людей.

     В молодости впервые выстраивается жизненная стратегия, опирающаяся на рефлексию, и соотнесение своих индивидуальных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества. Эта стратегия опирается на временную жизненную перспективу, которая создавалась на этапе от дошкольного до юношеского возраста.

     Жизненный путь, намеченный для себя личностью, представляет собой не просто набор фиксированных желаемых жизненных позиций, но некоторую гибкую линию, связанную с реализацией своих ожиданий во времени, соотносимую с рефлексией наличных возможностей.

     Жизненная стратегия молодости в самом  общем виде определяется как приведение в соответствие своей личности, характера, индивидуальности с выбранным способом самореализации в обществе, среди других людей. Возраст дает для этого знание и понимание самого себя, ведущие к осознанию того, что искусство жизни состоит не только в том, чтобы учитывать и реализовывать свою индивидуальность, но и в том, чтобы индивидуальные возможности и достижения становились основой нового развития, открытия в самом себе новых способностей и качеств. Это новое осознание себя снижает уровень подражательности в молодости, сравнения и идентификации себя с другими. Тем не менее для части молодежи остается характерным жить по чужим образцам, что сохраняет несамостоятельность и приводит к не всегда адекватному жизненному выражению. Обретение и принятие своей индивидуальности создает возможность выработки личных ценностей и превращения их в принципы собственной жизни, личностные установки.

     В период молодости человек способен отнестись к себе реалистично и критично, принять минусы своего характера, внешности, недостаточную развитость каких-либо способностей и одновременно научиться использовать плюсы и выгодные стороны своей личности и характера, обратить их на пользу своему развитию.

            Для молодости особое значение  имеет выстраивание системы личных  нравственных, культурных, духовных ценностей – оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней.

            В молодом возрасте оформляется  способность и потребность в  нравственной саморегуляции. Но для молодости нет ничего пагубнее, чем эта «экзистенциальная монотонность» вынужденная одинаковость, бессобытийность жизни. С нее может начаться деградация личности, хотя и в незаметных для самого человека формах. Обычно она обнаруживает себя в падении мотивации, в росте негативных эмоций, в равнодушии и скуке. При этом снижаются и даже совсем исчезают интеллектуальные интересы, их вытесняют обыденные суждения, банальности, сплетни, рассуждения о неудовлетворенности жизнью, зависть, необоснованные амбиции и претензии к окружающим на признание своей значимости.

     Именно  эти характеристики личности, вступившей в пору молодости делают ее (личность) наиболее, на мой взгляд интересным объектом для исследований, нацеленных на выявление  особенностей и факторов процесса формирования в сознании личности образа успешности как таковой, а также таких ее конструктов как профессиональный и жизненный успех. Период молодости как бы «зажат» между предваряющим ее периодом юности и последующим периодом молодости, испытывая их сильное влияние, глубокое проникновение вначале черт юности,  зрелости. Молодость, таким образом, затем в нижней своей границе инфантильна, в высшей зрела. Т.о. ценностные ориентации, усваиваемые в период молодости, в полной мере принесут свои плоды (горькие или сладкие, в зависимости от того, какие именно ценности и образы и насколько прочно запечатлела молодость) лишь в период зрелости. [17,c. 97-98]

     2.2 Образ успешности как плод социальных представлений. 
          По мнению С.Московичи, социальные представления имеют ведущее значение, выполняя основную регуляторную функцию жизнедеятельности личности и функционирования общества, они формируются для того, чтобы помочь преодолеть неопределенность через создание «групповой субъективной реальности» и уменьшить «некоммуникативное поле»,- область восприятия, не разделенную с другими. Стереотипы обыденного сознания присваиваются индивидами через усвоение группового опыта, опору на общее мнение, что является непосредственным эффектом социализации. Социальные стереотипы наряду с такими феноменами, как проявление конформизма, групповой поляризации и др., позволяют индивиду приобрести проверенные и удобные механизмы объяснения мира вообще и отдельных событий в частности.

     Таким образом, в процессе социализации индивид  усваивает «картину мира» пользуясь  вначале критериями оценок других людей (родителей, значимых других, референтных групп и т. д.). Это позволяет сформировать систему социальных представлений личности, которые, несомненно, играют адаптивную роль в процессе развития и становления личности. При этом исследователь считает данные представления основной характеристикой и общественного, и индивидуального сознания.

       С точки зрения К.А. Абульхановой  именно в социальных представлениях  можно увидеть специфику российской  ментальности. Социальные представления  оказывают регулирующее и направляющее действие, поскольку существующий в сознании индивида образ успешного человека, как некая «модель должного», оказывает влияние на поведение индивида, на построение жизненных стратегий, на профессиональное и личностное самоопределение, на выбор стиля и образа жизни и т.д. Таким образом, представления об успешном человеке в значительной степени детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе.

     Определённые  социальные представления складываются столетиями, определяя в той или иной степени ментальность общества. Однако изменение социально-экономических условий общества стимулирует появление и закрепление в сознании индивидов новых ценностей и способов реализации данных ценностей. Система ценностей на индивидуальном и групповом уровне находит своё отражение в социальных представлениях о том или ином явлении.

     Репрезентация в сознании индивида образа успешного человека сильна, этот образ оказывается как бы «включенным» в индивидуальную картину мира. При этом данные представления выступают в виде одного из механизмов самоопределения и самореализации личности.

     Изменение социально-экономической ситуации опосредует трансформацию представлений  об успешности.

     В современных исследованиях обыденного сознания, социальных стереотипов и представлений личности, обнаружен феномен неоднозначного восприятия образа успеха. Как показали исследования целого ряда авторов, на уровне социальных представлений личности семантика восприятия образа успешного человека характеризуется тем, что образ успешного человека воспринимается как противоречивый-достойный уважения, но при этом не вызывающий симпатию, причем вне зависимости от социо-культурных детерминант (Противоречивое отношение к образу успешного человека отражает специфику обыденного сознания, заключающуюся в сосуществовании на его уровне правильных и не правильных текстов (образ успешного человека располагается в пространстве не правильного, а образы «Я сам», «Я в детстве», образы родителей, - в правильном). Таким образом, обеспечивается толерантность к противоречиям.

     Причинами противоречивого отношения к образу успешности могут быть социокультурные, полоролевые стереотипы, в целом, особенности социальных представлений закрепленных в обыденном сознании.

Информация о работе Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного успеха в молодости