Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:25, курсовая работа
Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)
Введение………………………..……………..………………………….…..…3
I. Теоретическая часть
1.Понятие «Успех…………………....…………..…………..……………...….5
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……...………..……….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех………..……10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости.
2.1 Краткая психологическая характеристика личности в период молодости…………………………………….…………………………………11
2. 2. Образ успешности как плод социальных представлении.………....14
2.3 Влияние механизмов социализации на формирование образа успешности……………………………………………………………………..19
II. Практическая часть.
1…………………………………………………………………………………25
2…………………………………………………………………………………27
3…………………………………………………………………………………29
Заключение…………………………………………………...…....….………31
Список использованной литературы….......………………………………32
Приложение………………………………………
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тульский
Государственный Университет
Кафедра
психологии
Контрольно – курсовая работа.
По дисциплине: «Психология труда»
На тему «Психологические факторы развития образа профессионального и жизненного успеха в молодости».
Выполнил: студент группы 820581
Прасолова Олеся
Проверил:
Фельдман И. Л.
Тула
– 2011
Содержание.
Введение………………………..……………..…………
I. Теоретическая часть
1.Понятие
«Успех…………………....…………..…………..…
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех……...………..……….8
1.2 Уровни конструкта «успех»: профессиональный успех………..……10
2. Факторы развития образа успешности в период молодости.
2.1
Краткая психологическая
характеристика личности
в период молодости…………………………………….………………
2. 2. Образ успешности как плод социальных представлении.………....14
2.3
Влияние механизмов
социализации на
формирование образа
успешности……………………………………………………
II. Практическая часть.
1……………………………………………………………………………
2……………………………………………………………………………
3……………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список
использованной литературы….......………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение.
Умение и возможность достигнуть индивидом успеха (жизненного успеха в целом, либо успеха в профессиональной деятельности), является значимым фактором развития полноценной личности, обладающей характеристиками психологического здоровья, и умеющей всесторонне реализовать себя и стать полноценным членом общества. (Более того, ряд авторов придерживается мнения, что мотивация успеха является основополагающей составной структуры личности.)
Однако приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики успешности в жизни в отечественной психологии на сегодняшний день исследованы недостаточно. В ряде работ рассматривались, в частности, проблемы мотивации достижения успеха в конкретной деятельности. Однако исследования образа успешности (либо социальных репрезентаций успеха, жизненного и профессионального), а тем более детерминант его формирования, крайне скудны.
Тем не менее, изучение психологических факторов усвоения индивидом социальных представлений об успешности и успешном человеке является актуальным в силу устойчивости репрезентации в сознании индивидов образа успешного человека, в силу «включения» этого образа в индивидуальную картину мира. При этом данные представления выступают в виде одного из механизмов самоопределения и самореализации личности. Таким образом, видим, что представление об успешности есть немаловажный фактор самоопределения личности, а факторы формирования (либо усвоения) этих представлений, образов, есть не что иное, как «рычаг» дающий возможность воздействовать на механизмы самоопределения и самореализации.
Здесь
же следует сказать о том, что,
именно период молодости (18-30л) характеризуется
высоким уровнем развития самосознания,
способности к рефлексии. Существенной
его характеристикой является стремление
к самостоятельному планированию своей
жизни, к личностной идентичности, а также
потребности в самореализации в интимно-личностной,
учебной, профессиональной деятельности.
Поэтому исследование факторов формирования
образа успешности а, следовательно, и
проблемы управления развитием успешности
личности именно в этом возрасте, является
весьма актуальной и значимой.
I. Теоретическая часть.
В социальных науках (философии, социологии, педагогике) успех предстает как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью. Философские и социологические подходы рассматривают успех как "жизненное предназначение человека", "ценность, связанную с реализацией позиции в борьбе за выживаемость", "показатель адаптированности к социокультурным требованиям". Многогранность феномена проявляется в том, что, с одной стороны, успех - индикатор переживания индивидом результата собственных действий и усилий, с другой, - показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.[4; c.230-234]
Анализ элементов сложного целого (в данном случае "успеха") требует его дефиниции, описания структуры, видов, детерминант и функций. С феноменологической точки зрения, "успех" - одна из априорных структур человеческого существования, наряду с такими как "страх", "забота", "надежда", "обман" и т.д. Опыт анализа таких структур накоплен в этике, эстетике, психиатрии, социологии, педагогике. В психологии с позиций феноменологического подхода рассматривались "смысл", "одиночество" "страх" "надежда", «зависть» «обман».
Установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение престижа и статуса являются значимыми элементами эмоциональной саморегуляции и самоотношения человека, которые непосредственно влияют на его психологическое состояние, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для совершенствования личности. [5; c. 135-136]
В психологических словарях "успех" определяется через понятие "достижение", связывается с мотивацией достижения: например, «достижения мотивация — одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач»; «достижения мотив (мотивация) - внутреннее относительно устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Является одним из важнейших среди совокупности факторов, определяющих мотивацию достижения — поведение человека, направленное на достижение успехов в жизни».
Большинству
психологических направлений
В отечественной психологии в рамках деятельностного подхода более употребимым является понятие "успешности деятельности".
Контекстуально
близким к проблематике успеха является
функционально-динамический подход к
личности (К.А. Абульханова-Славская), методологически
восходящий к вопросам субъектности и
жизненного пути индивида (К.А. Абульханова,
Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн).
Вместе с тем, успех как самостоятельный
объект психологического исследования
заслуживает более пристального интереса.
Это относится как к общепсихологическому
пониманию сути данного феномена, так
и прикладным аспектам.
Успех относится к числу тех понятий, реальный жизненный смысл которых отчетливо представляется обыденному сознанию. Однако его психологическое содержание далеко не очевидно в силу многовариантности смыслов и отношений, проявляющихся в его семантике.[4; c.230-234]
В феномене успеха зафиксированы социокультурные паттерны, которыми индивид овладевает и которым следует в своем поведении на протяжении жизни. Подобная точка зрения является ценной для данной работы, так как она нацелена на рассмотрение феномена успеха с ракурса формирования его образа в обыденном сознании индивида. В таком случае, небесполезным может оказаться рассмотрение успеха как семантической категории.
Обобщая, можно говорить о двух семантических "пространствах" исследуемого понятия: пространства достижения намеченной цели, каких-либо желаемых благоприятных результатов, и пространства обретения индивидом некоторого уровня в социальном развитии (статуса, положения в обществе и т.п.).
Кроме того, не подлежит сомнению, что успех для каждого человека имеет собственный смысл, обусловленный субъектностью индивида. Более того, собственный успех является предметом самооценки, органично вписывается в образ-Я. Еще одной важной дефиницией, проясняющей понятие «успех», является «смысл жизни».
Понятие успеха как такового имеет ключевое значение для любого человека. Однако далеко не всегда различаются уровни этого важнейшего конструкта, представленные организованными в иерархическую структуру факторами: степень самосовершенствования, профессиональные достижения и жизненный успех.
Личностный
успех выражается в достигнутом
человеком уровне личностной зрелости,
связанном с ощущением
Наконец, жизненный успех может быть достигнут как за счет одного из этих двух факторов (и в этом случае он неизбежно строится на основе гиперкомпенсации), так и за счет наиболее оптимального сочетания личностного и профессионального компонентов. [11]
1.1 Уровни конструкта «успех»: жизненный успех.
Жизненный успех является сложным, многомерным явлением.
Сложность изучения успеха обусловлена его противоречивым характером.
Во - первых, можно говорить о противоречии субъективного и объективного в успехе.
С
одной стороны, успех субъективен,
так как соотносится с
Во - вторых, жизненный успех, с одной стороны, является результатом жизнедеятельности личности, выстроенной в логике последовательных достижений, с другой стороны, отправным пунктом, целью, направляющей личность на ее жизненном пути.
В - третьих, существует противоречие между жизненными притязаниями и реальными возможностями для их реализации.
Это обусловлено, с одной стороны, нестабильностью социальной среды, с другой - неготовностью, неумением личности к проектированию своей жизни.
Существует следующее основное противоречие в жизненном успехе: противоречие между социальной заданностью и природной предрасположенностью.
С одной стороны, группа задает, во - первых, представления личности об успехе, т.е. те ценности, в соответствии с которыми происходит целедостижение; во - вторых, представления о способах достижения успеха, т.е. стандарты поведения, на основе которых выстраивается целедостижение.
С другой стороны, жизненный успех детерминирован природной предрасположенностью - имеющимися от природы задатками и склонностями личности к различным видам деятельности. Успех определяется активностью личности по достижению того, что более всего соответствует ее природе и сопротивление тому, что противоречит ей.