Психологические барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Под барьером общения следует понимать возникновение между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего, у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.

Психологические барьеры имеют многообразную природу и могут возникать на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей.

Содержание

Введение. 3
Понятие, функции, причины психологических барьеров. 6
Виды психологических барьеров. 8
Схема выхода из ситуации «барьера». 10
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения. 11
Заключение. 19
Библиографический список. 25

Работа содержит 1 файл

Психологические барьеры общения.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

По существу, здесь происходит расширение поля психи  ческой деятельности, контролируемого  вниманием. Это становится возможным  за счет распределения внимания индивида сразу на два различных вида действия — релаксацию в одной зоне и  целенаправленную активность в другой. Простой пример для оценки способности  к такому действию. Дайте задание  вашему слушателю полностью расслабить левую руку и одновременно правой рукой написать какой-то текст! мелом  на доске. Проверка степени релаксированности  левой руки показывает, как правило, трудность выполнения такого задания. Преодоление же психологической  установки, связанной с недооценкой  индивидом своего потенциала и являющейся барьером на пути его творческой самореализации, возможно лишь на путях радикальной  коррекции его самоотношения  в целом.

Это означает замещение сомнения в своих силах  установкой твердой уверенности  и веры в себя. Это уже глобальная внутриличностная операция. Она предусматривает  новый уровень культуры самосознания, высокую степень развития интегрального  «Я».

Роль  социально-психологического тренинга в преодолении барьеров общения. Еще более высокие требования предъявляет к человеку необходимость  преодоления психологических барьеров в ситуации межличностного или функционального  общения. Этим целям служат активные методы обучения.

Концепция и практика социально-психологического тренинга, получившая широкое развитие как у нас в стране, так и  за рубежом, нацелена на совершенствование  психологической культуры коррекции  и самокоррекции как личности, так и группы, А это позволяет  успешно преодолевать те психологические  барьеры как личности, так и  общности, которые мешают их эффективной  деятельности, Этим целям соответствуют  такие, например, виды социально-психологического тренинга, как тренинг коммуникативной  компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового и партнерского общения, когнитивный, постдиагностический тренинг — коррекция, тренинг конкурентоспособности и др. [5].

Как практически  и с успехом реализовать уникальный дар вашей индивидуальности в  деловых и межличностных отношениях? Как преодолеть скованность и  напряженность, наиболее ярко выразить себя и свой стиль в общении  с другими?

Эти и  многие другие вопросы, связанные с  индивидуальным развитием личности и с ее профессиональным ростом, можно успешно решить на основе применения таких активных методов, как названные  выше разновидности социально-психологического тренинга.

Вывод: В психологическом плане важное значение имеет именно форма выражения: четкость, ясность, уверенность в собственных идеях, отсутствие защитных реакций, и главное - увязывание предлагаемого решения с потребностями и интересами собеседника. Это способствует формированию у него представления о вас, по крайней мере, как о достойном партнере, с которым можно иметь дело. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

Иногда  у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших  слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит  появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?

* С  одной стороны, система психологических  барьеров способствует повышению  уровня психологической защищенности  личности по отношению к все  возрастающей психической напряженности,  с другой стороны, нейтрализует  такой мощный резервуар тонизации  и стимуляции эмоциональной активности  индивида, каким является сфера  его непосредственного общения. 

* Барьер - это психологическое препятствие,  мешающее оптимальному протеканию  процессов адаптации личности  к новым факторам внешней среды,  вызванное либо особенностями  ситуации, либо особенностями личности.

* Трудности  общения - это жестко блокирующие  межличностную коммуникацию психологические  барьеры, возникающие при выпадении  из общей структуры коммуникативного  процесса того или иного структурного  элемента.

* Барьеры  общения могут быть связаны  с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями,  с манерами общения. И причины  многих конфликтов, взаимных разногласий  и недовольства людей как в  личной, так и в профессиональной  сферах не в последнюю очередь  кроются именно в непонимании  приемов эффективного общения,  в неумении ими пользоваться.

* Во  многих случаях барьеры непонимания  могут сослужить человеку плохую  службу, когда ничего угрожающего  или опасного в воздействии  нет. Собственная система защит  человеком не осознается.

* Понятно,  что информация, грозящая перестройкой  представления о мире, встречает  сопротивление. Ее можно либо "выбросить", либо придать ей  другое значение.

* Основными  причинами неэффективности любого  реального общения являются склонности  и привычки человека прибегать  при взаимодействии с собеседником  к принижающе-уступчивой и защитно-агрессивной  формам поведения как неадекватным  заместителям понимающего и директивного  общения. 

* Эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.

* Приемы  понимающего общения представляют  собой совокупность таких правил, умений и навыков работы с  людьми, которые можно усвоить  и приобрести без особой предварительной  психологической подготовки. Ориентированный  на понимание субъект, находящийся  в роли изучающего, при взаимодействии  с партнером акцентирует свое  внимание в первую очередь  на внутренней системе отсчета  (критерии оценок, ценности, мотивы, проблемы) своего партнера, а не  на своей собственной. 

* Открытое  общение с человеком, которого  мы хотим понять и изучить,  будет происходить лишь в случае, когда мы способны создать  доверительные взаимоотношения  (климат, атмосферу, психологический  контакт). Чувство доверия существенно  для самораскрытия партнера без  опасения, что его оценят необъективно, а его откровенность будет  использована в ущерб ему же.

* Понимающее  реагирование не означает нашего  согласия с тем, что говорит  и чувствует партнер, а есть  проявление желания непредвзято  понять его позицию, жизненную  ситуацию без оценок в его  адрес. Такое реагирование требует  от нас умения на время как  бы уйти от собственной системы  оценок и попытаться понять  переживания собеседника, состояния  его внутреннего мира. Если он ощутит, что его мысли поняты и приняты правильно, он начнет нам доверять и будет готов дальше обсуждать волнующие его вопросы, раскрывая свои внутренние состояния.

* В  реальной жизни люди очень  редко бывают верно "услышаны" другими. Это связано с тем,  что в культурах многих народов  прививаются такие, социально  одобряемые качества личности  как: целеустремленность; настойчивость  в достижении своих целей; конкурентноспособность, способность к лидерству. Эти  качества мало дополняются развитием  других качеств, необходимых для  эффективного взаимодействия с  другими людьми, таких как способность  и умение слушать и понимать  другого человека. Поэтому в реальной  жизни большинство из нас испытывает  хронический дефицит искреннего  слушания со стороны других  людей 

* Такие  качества человека, как целеустремленность, настойчивость в отстаивании  своей точки зрения, оказании  воздействия на людей и достижении  своих интересов и целей при  взаимодействии с ними принадлежат  к числу неотъемлемых социально  одобряемых качеств человека  в современном мире. Однако форма  отстаивания своих интересов  очень часто препятствует, а не  способствует их реализации и  приводит к возникновению психологических  барьеров, конфликтов и других  отрицательных последствий. И  происходит это потому, что, исходя  из конкретных условий своей  жизни, многие люди быстрее  приобретают навыки и привычки  защитно-агрессивного поведения,  как неэффективного заместителя  директивного общения. Закрепляясь,  они становятся достаточно устойчивыми  чертами личности человека и  типичными особенностями его  коммуникативных качеств.  

Вот несколько  рекомендаций, которые позволяют  более продуктивно и безболезненно  решать спорные вопросы:

* - Выражайте  свои позиции, стремления, чувства  и идеи открыто, ясно и прямо  без извинений или принижений  как себя, так и оппонента. 

* - При  обсуждении конкретных действий, позиций, при оказании воздействия  делайте больший акцент на  преимущества или отрицательные  последствия для достижения целей  партнера по общению. 

* - Избегайте  использования личных нападок,  унижений или угроз в адрес  оппонента, т.е. стремитесь связывать  свои цели с целями оппонента,  а не с его личностными особенностями. 

* - Четко  осознавайте и контролируйте  свои эмоциональные состояния  в ходе взаимодействия и стремитесь  направлять их для осуществления  положительных действий.

* - Используйте  "позитивные" слова и выражения;  по возможности, избегайте "эмоционально-нагруженных"  фраз и оценочных суждений  или безразличия к личности  партнера и его интересам. 

* - Избегайте  нетерпеливости, пустого разглагольствования  и уступчиво-унизительной манеры  обращения. 

* В  психологическом плане важное  значение имеет именно форма  выражения: четкость, ясность, уверенность  в собственных идеях, отсутствие  защитных реакций, и главное  - увязывание предлагаемого решения  с потребностями и интересами  собеседника. Это способствует  формированию у него представления  о вас, по крайней мере, как  о достойном партнере, с которым  можно иметь дело.

* Или  вот ещё другой вариант правил, следование которым поможет избежать  возникновения психологических  барьеров и защитных реакций  другой стороны. 

* - Не  извиняйтесь за то, что вы обращаетесь  к партнеру с просьбой, чтобы  избежать уступчиво принизительную  форму общения. Когда вы начинаете  фразу с извинения, то тем  самым вы сообщаете партнеру, что в вашей просьбе есть  что-то неудобное или невыгодное  для него. То есть извинение  с самого начала несет в  себе ожидание негативной реакции  со стороны оппонента. И есть  большая вероятность получить  ее в ответ на свое предложение. 

* - Берите  на себя ответственность, не  сваливайте вину на других  или обстоятельства, в противном  случае, собеседник начнет сомневаться  в вашей способности реально  оценивать события. 

* - Осуществляйте  самоконтроль, когда начинаете чувствовать  раздражение или нетерпеливость. Как только вы начинаете проявлять  признаки раздражения, партнер  начинает ожидать от вас отрицательной  защитной реакции. 

* - Избегайте  грубости, нетактичности, высокомерия,  менторского тона. Не забывайте  о чувстве собственного достоинства  вашего партнера.

* - Стремитесь  создавать атмосферу открытости  и объективности. Не вводите  партнера в заблуждение. 

* - Не  нужно недооценивать интеллект  партнера. Никогда не считайте  себя умнее собеседника. Вы  никогда до конца не сможете  скрыть покровительственную снисходительность  к партнеру, если она "сидит"  у вас в голове. Она будет  передаваться невербальными признаками  вашего поведения. 

* - Не  загоняете собеседника в угол. Давая партнеру маневр, позволяя  ему отступить, сохраняя свое  лицо и чувство собственного  достоинства, вы ничего не теряете,  а только приобретаете или  укрепляете психологический контакт,  доверие к себе.

* - Уходите  от открытой конфронтации. Воздерживайтесь  от преждевременного оказания  психологического воздействия, вступления  с партнером в ситуацию спора. 

* - Не  используйте знания о слабых  сторонах человека.

* - Не  напоминайте постоянно о старых  грехах.

Информация о работе Психологические барьеры общения