Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат
Под барьером общения следует понимать возникновение между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего, у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.
Психологические барьеры имеют многообразную природу и могут возникать на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей.
Введение. 3
Понятие, функции, причины психологических барьеров. 6
Виды психологических барьеров. 8
Схема выхода из ситуации «барьера». 10
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения. 11
Заключение. 19
Библиографический список. 25
По существу, здесь происходит расширение поля психи ческой деятельности, контролируемого вниманием. Это становится возможным за счет распределения внимания индивида сразу на два различных вида действия — релаксацию в одной зоне и целенаправленную активность в другой. Простой пример для оценки способности к такому действию. Дайте задание вашему слушателю полностью расслабить левую руку и одновременно правой рукой написать какой-то текст! мелом на доске. Проверка степени релаксированности левой руки показывает, как правило, трудность выполнения такого задания. Преодоление же психологической установки, связанной с недооценкой индивидом своего потенциала и являющейся барьером на пути его творческой самореализации, возможно лишь на путях радикальной коррекции его самоотношения в целом.
Это означает замещение сомнения в своих силах установкой твердой уверенности и веры в себя. Это уже глобальная внутриличностная операция. Она предусматривает новый уровень культуры самосознания, высокую степень развития интегрального «Я».
Роль
социально-психологического тренинга
в преодолении барьеров общения.
Еще более высокие требования
предъявляет к человеку необходимость
преодоления психологических
Концепция и практика социально-психологического тренинга, получившая широкое развитие как у нас в стране, так и за рубежом, нацелена на совершенствование психологической культуры коррекции и самокоррекции как личности, так и группы, А это позволяет успешно преодолевать те психологические барьеры как личности, так и общности, которые мешают их эффективной деятельности, Этим целям соответствуют такие, например, виды социально-психологического тренинга, как тренинг коммуникативной компетенции, индивидуального стиля, самореализации личности, делового и партнерского общения, когнитивный, постдиагностический тренинг — коррекция, тренинг конкурентоспособности и др. [5].
Как практически
и с успехом реализовать
Эти и
многие другие вопросы, связанные с
индивидуальным развитием личности
и с ее профессиональным ростом,
можно успешно решить на основе применения
таких активных методов, как названные
выше разновидности социально-
Вывод:
В психологическом плане важное значение
имеет именно форма выражения: четкость,
ясность, уверенность в собственных идеях,
отсутствие защитных реакций, и главное
- увязывание предлагаемого решения с
потребностями и интересами собеседника.
Это способствует формированию у него
представления о вас, по крайней мере,
как о достойном партнере, с которым можно
иметь дело.
Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, заборы на пути общения. От чего же зависит появление барьеров, почему они возникают, что они защищают и есть ли какие-нибудь общие правила их возникновения?
* С
одной стороны, система
* Барьер
- это психологическое
* Трудности
общения - это жестко блокирующие
межличностную коммуникацию
* Барьеры
общения могут быть связаны
с характерами людей, их
* Во
многих случаях барьеры
* Понятно, что информация, грозящая перестройкой представления о мире, встречает сопротивление. Ее можно либо "выбросить", либо придать ей другое значение.
* Основными
причинами неэффективности
* Эффективное общение должно включать в себя понимающие и директивные приемы реагирования и по возможности исключать агрессивные и принижающе-уступчивые реакции при взаимодействии с другими людьми.
* Приемы
понимающего общения
* Открытое
общение с человеком, которого
мы хотим понять и изучить,
будет происходить лишь в
* Понимающее
реагирование не означает
* В
реальной жизни люди очень
редко бывают верно "услышаны"
другими. Это связано с тем,
что в культурах многих
* Такие
качества человека, как целеустремленность,
настойчивость в отстаивании
своей точки зрения, оказании
воздействия на людей и
Вот несколько
рекомендаций, которые позволяют
более продуктивно и
* - Выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений или принижений как себя, так и оппонента.
* - При
обсуждении конкретных
* - Избегайте
использования личных нападок,
унижений или угроз в адрес
оппонента, т.е. стремитесь
* - Четко
осознавайте и контролируйте
свои эмоциональные состояния
в ходе взаимодействия и
* - Используйте
"позитивные" слова и выражения;
по возможности, избегайте "
* - Избегайте
нетерпеливости, пустого разглагольствования
и уступчиво-унизительной
* В
психологическом плане важное
значение имеет именно форма
выражения: четкость, ясность, уверенность
в собственных идеях,
* Или
вот ещё другой вариант правил,
следование которым поможет
* - Не
извиняйтесь за то, что вы обращаетесь
к партнеру с просьбой, чтобы
избежать уступчиво
* - Берите на себя ответственность, не сваливайте вину на других или обстоятельства, в противном случае, собеседник начнет сомневаться в вашей способности реально оценивать события.
* - Осуществляйте
самоконтроль, когда начинаете чувствовать
раздражение или
* - Избегайте
грубости, нетактичности, высокомерия,
менторского тона. Не забывайте
о чувстве собственного
* - Стремитесь
создавать атмосферу
* - Не
нужно недооценивать интеллект
партнера. Никогда не считайте
себя умнее собеседника. Вы
никогда до конца не сможете
скрыть покровительственную
* - Не
загоняете собеседника в угол.
Давая партнеру маневр, позволяя
ему отступить, сохраняя свое
лицо и чувство собственного
достоинства, вы ничего не
* - Уходите
от открытой конфронтации. Воздерживайтесь
от преждевременного оказания
психологического воздействия,
* - Не используйте знания о слабых сторонах человека.
* - Не
напоминайте постоянно о