Психологические барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Под барьером общения следует понимать возникновение между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего, у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.

Психологические барьеры имеют многообразную природу и могут возникать на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей.

Содержание

Введение. 3
Понятие, функции, причины психологических барьеров. 6
Виды психологических барьеров. 8
Схема выхода из ситуации «барьера». 10
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения. 11
Заключение. 19
Библиографический список. 25

Работа содержит 1 файл

Психологические барьеры общения.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «ВГТУ») 
 
 
 

Контрольная работа

по курсу: Психология массовой коммуникации

на тему: «Психологические барьеры общения» 
 
 
 

Выполнила

студентка группы СО-071

Закурдаева  А.Г.

Проверил

к.п.н. ст.преподаватель  Курапов С.А. 
 
 

Воронеж 2011 

Оглавление

Введение. 3

Понятие, функции, причины  психологических  барьеров. 6

Виды  психологических  барьеров. 8

Схема выхода из ситуации «барьера». 10

Основные  правила предотвращения конфликтов и некоторых  барьеров общения. 11

Заключение. 19

Библиографический список. 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

 

Под барьером общения следует понимать возникновение  между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего, у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.  

Психологические барьеры имеют многообразную  природу и могут возникать  на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей.  

При  первом общении отталкивающим фактором может стать эстетический облик  собеседников, их первые слова, манеры общения, невербальные методы коммуникации, используемые одним из собеседников или каждым. Внешность – это первое, что люди замечают друг в друге. Вторично – поведение, мимика, жесты, движения, то есть невербальные средства общения. А уже на третьем этапе внимание концентрируется на словах и голосе партнера. А это значит, что первым фактором, который может способствовать возникновению психологического барьера при общении, является внешность оппонентов. Все-таки, пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму» является точной и правдивой. Внешность человека играет важную роль в формировании первичного мнения о человеке, и это не случайно, ведь она в некоторой мере отображает внутренний мир личности.

Какая внешность может стать психологическим  барьером уже на первом этапе общения? В каждом случае – индивидуально. Для кого-то отталкивающей может показаться неаккуратная внешность, а для кого-то слишком яркая или, наоборот, серая, неприметная.  

Еще одним  поводом для возникновения психологического барьера в общении является несовпадение стиля мышления людей. У всех нас  разные взгляды на жизнь и видение  окружающего мира, по этому иногда, выражая свои мысли и озвучивая  мнения, люди не находят понимания  со стороны адресатов. Есть личности, которые мыслят теоретически. Они обладают значительным объемом информации, умеют прогнозировать и анализировать факты. Исходя из типа своего мышления, такие люди часто испытывают неприязнь в разговоре с теми, кому чуждо теоретическое мышление.  

Есть  люди, которые имеют практический тип мышления. Им удобнее постигать мир с помощью конкретных практических операций. Для таких людей большое значение имеет приобретенный опыт. Им сложно общаться в направлении теоретических знаний, потому что теоретикам удобнее обсуждать и анализировать факты, нежели получать информацию путем практических действий и накопления опыта. [6] Разница между этими двумя способами мышления может стать барьером психологического характера в коммуникативном контакте двух и более людей. Вообще, в людях, как и в природе в целом, есть много противоположных вещей. Так, не совпадают по темпераменту сангвиники и меланхолики, холерики и флегматики, противоположны по направленности жизненной энергии экстраверты и интроверты, не понимают друг друга оптимисты и пессимисты, в вечном противостоянии находятся люди с художественным и логическим составом ума. Безусловно, есть личности, которые совмещают в себе качества разных психологических типов, и этих людей большинство, – им легко приспособиться в общении с любым собеседником. Но, все же, при резком несовпадении характеров и темпераментов личностей и, как следствие, непонимании ими друг друга при общении, возникают психологические барьеры. 

Также причиной для развития неприязни  могут быть мотивации собеседников, с которыми они вступают в разговор. Иногда, общаясь, люди преследуют разные цели, и тогда их связь становится некомфортной, возникает чувство неполноценности разговора, бесполезности самого акта общения. Так формируется психологический барьер, приводящий к прекращению акта общения. Вероятно, вам приходилось быть участниками подобных разговоров.  

Для ясности  ситуации рассмотрим пример: отец и  сын обсуждают проблему выбора путевки  для семейного отдыха; сын преследует цель попасть в место, где он будет  предоставлен сам себе и сможет проводить  время с новыми знакомыми, отец хочет  сделать отдых семейным и экзотическим. Ожидаемо, что сын будет строить беседу так, чтобы уговорить отца отправить его в дом отдыха одного, отец же начнет отстаивать свое мнение – семья должна поехать на каникулы в путешествие по горам. Каждый из участников разговора будет настаивать на своем видении ситуации, что неминуемо приведет к возникновению психологического барьера, устранить который можно только путем поиска компромиссного решения. 
 
 
 
 
 
 

Понятие, функции, причины  психологических  барьеров.

 

Под психологическими барьерами межличностного общения  подразумеваются как осознаваемые, так и неосознаваемые трудности  и препятствия (общепсихологического и социально-психологического характера), которые возникают между индивидами, вступающими друг с другом в психологический контакт. 

Функции психологических  барьеров:

а) психологическая  защита (защита интересов, ценностей  и автономии личности или общности);

б) стимулирующая (может выступать фактором развертывания  внутреннего потенциала личности и  общности за счет мобилизации их собственных  ресурсов);

в) консервативная (“замораживание”, торможение духовного  потенциала личности); при повышенной рефлексивности и чрезмерном самоанализе  развивается замкнутость. 

Необходимо  различать барьеры в общении, порожденные самим этим процессом  – процессом идентификации, стереотипизации, игры, и барьеры общения – барьеры  личности или ее предметной деятельности, барьеры общности или барьеры  психического состояния любого субъекта. [4, с.18].

Причиной  психологического барьера могут  служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это  могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной  интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнёра по общению  как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения  барьера играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иного человека часто объясняется его низкой авторитетностью.

Общение является неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегда поддающихся  сознательному контролю. Этому можно  обучаться, но в гораздо меньшей  степени, чем технике и приёмам  общения. Под средствами общения  понимается то, каким образом человек  реализует определённое содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда говорят  о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, прежде всего, имеют в виду технику и средства общения. [3, с.48]

Психологические барьеры в общении возникают  незаметно и субъективно, нередко  они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает  ощущать неверность своего поведения  и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Вывод: Барьер - это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности. Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения.  
 
 
 
 
 
 

Виды  психологических  барьеров.

 

Перечислим  психологические барьеры, которые  возникают в процессе общения  людей.

Первое  впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

Барьер  предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Барьер  отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

Барьер  «боязни» контакта с  человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

Барьер  «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

Барьер  «возраста» - типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. [2, с.73]

Вывод: Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения. Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседника по тем или иным причинам, например, если речь искажена или люди беседуют на разных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильное влияние).

Схема выхода из ситуации «барьера».

 

Изучение  проблемы "барьеров" общения в  контексте личностного подхода  позволяет говорить о схеме выхода из ситуации "барьера", где главным  является принцип взаимоотношений  ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию  с учетом индивидуально-психологических  особенностей партнеров по общению. 

Информация о работе Психологические барьеры общения