Психологические барьеры общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 14:23, реферат

Описание работы

Под барьером общения следует понимать возникновение между оппонентами негативных чувств, разрушающих общение. Психологические барьеры – своего рода феномен. При развитии негативного отношения к личности говорящего, у людей вырабатывается и недоверие к информации, которую озвучивает неприятный собеседник.

Психологические барьеры имеют многообразную природу и могут возникать на разных этапах общения. Если барьер фиксируется уже в первой фазе общения – в фазе концентрации внимания оппонентов друг на друге, - то в дальнейшем, чаще всего, ситуация осложняется. Бывает так, что люди являются знакомыми уже некоторый период времени, и их общение происходит не впервые, но барьер возникает в первый раз. Тогда причиной осложнений могут быть условия общения, настроение оппонентов, ситуация, в которой происходит разговор, сам смысл слов общающихся людей.

Содержание

Введение. 3
Понятие, функции, причины психологических барьеров. 6
Виды психологических барьеров. 8
Схема выхода из ситуации «барьера». 10
Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения. 11
Заключение. 19
Библиографический список. 25

Работа содержит 1 файл

Психологические барьеры общения.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

Схема выхода из ситуации "барьера":

1) оценка  создавшейся ситуации "барьера" (определение ее направленности  и возможных последствий);

2) выявление  ориентировочных причин возникновения;

3) исследование  предполагаемого выхода из ситуации  в зависимости от ее причин (нейтрализация, либо сведение  к воздействию негативных факторов);

4) определение  аффективных действий для выхода  из создавшейся ситуации. Действия, направленные на минимизацию  "барьеров" позволяют наладить  процесс общения и приводят  к аффективному взаимодействию  в условиях совместной деятельности.

Важную  роль играет в преодолении психологических  барьеров мотивационное состояние. [1, с. 98] 

Вывод: Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принцип сотрудничества и взаимопонимания с учетом индивидуально-психологических особенностей партнеров по общению. 
 
 

Основные  правила предотвращения конфликтов и некоторых  барьеров общения.

 

Исследователи указывают - поскольку конфликты  часто порождают такое эмоциональное  состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески  к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь  следующих правил. 

1. Помните,  что в конфликте у человека  доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда  сознание просто отключается,  и человек не отвечает за  свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь  многоальтернативного подхода и,  настаивая на своем предложении,  не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: "Разве я  никогда не ошибаюсь?" Постарайтесь  взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь  они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте  значимость разрешения конфликта  для себя, задав вопрос: "Что  будет, если выход не будет  найден?" Это позволит перенести  центр тяжести с отношений  на проблему.

4. Если  вы и ваш собеседник раздражены  и агрессивны, то необходимо снизить  внутреннее напряжение, "выпустить  пар". Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь  на положительное, лучшее в  человеке. Тогда вы обязываете  и его быть лучше.

6. Предложите  собеседнику встать на ваше место и спросите:

"Если  бы вы были на моем месте,  то что бы вы сделали?" Это  снимает критический настрой  и переключает собеседника с  эмоций на осмысление ситуации.

7. Не  преувеличивайте свои заслуги  и не демонстрируйте знаки  превосходства.

8. Не  обвиняйте и не приписывайте  только партнеру ответственность  за возникшую ситуацию.

9. Независимо  от результатов разрешения противоречий  старайтесь не разрушить отношения. [2, с.102] 

Пути  преодоления социально  – психологических  барьеров общения  

Необходимо  ли преодоление социально – психологических барьеров? 

Двоякая роль социально – психологического барьера в качестве защиты личности, с одной стороны, и некоего препятствия, преграды на пути ее деятельности, с другой, ставят нас перед вопросом о нашей принципиальной позиции по отношению к этому явлению.

Нужно и можно ли устранять барьер как  препятствие на пути к эффективной  деятельности? Но тогда не окажется ли человек психологически беззащитным  перед лицом тех факторов, которые  и породили этот барьер? Или же барьеры  столь же неустранимы, как и та природа, которая их порождает?

Иными словами, легко ли избавиться от барьера  как препятствия и преграды на пути к эффективной деятельности, но сохранить при этом те защитные функции, которые он выполнял?

Условия контроля и преодоления социально-психологических  барьеров. Начнем с выяснения того, насколько и при каких условиях необходимо преодоление социально-психологических  барьеров.

Несмотря  на значимость функции психологической  защиты, которую выполняют психологические  барьеры, неоспорима необходимость  их контроля, а если это неизбежно, то и преодоление, если они тормозят или тем более консервируют духовный потенциал человека.

Это оправданно, однако, при условии замещения  выполняемой ими функции защиты другими средствами. Последними в  результате устранения психологического барьера становятся такие средства психологической саморегуляции  того или иного субъекта деятельности (личности или общности), которые  способны контролировать меру включения  тормозных механизмов в зависимости  от степени необходимой самозащиты.

Естественно, что это предполагает высокий  уровень социально-психологической  культуры. Это касается не только случаев  замещения психологических барьеров другими, более тонкими средствами контроля той или иной ситуации. Сама стратегия нацеленности на преодоление  излишних психологических барьеров возможна лишь на основе более высокой  социально-психологической культуры.

Факт  существования психологических  барьеров в процессе общения не является, таким образом, абсолютно неодолимым препятствием на пути к достижению взаимопонимания взаимодействующих  индивидов. Преодоление же психологических  барьеров представляет собой существенное условие повышения уровня эффективности  общения и лежит на путях развертывания  и реализации огромного потенциала возможностей, которые предоставляют  человеку язык и речь, его мимика и пантомимика.

За принципиальную достижимость максимального взаимопонимания  людьми друг друга говорит достаточное  потенциальное богатство выразительных  средств, которыми в состоянии овладеть человек.

Вместе  с тем тот огромный духовный потенциал  возможностей преодоления психологических  барьеров, которым располагает человек, не тождествен его эффективной реализации.

Во-первых, преодоление любых психологических  барьеров предполагает проникновение  в сложную природу последних, учет, в частности, той многоструктурной и многофункциональной основы, на которой они могут развиться, и которая представлена механизмом многократной опосредованности психической деятельности человека [5].

Во-вторых, успешное решение данной задачи предполагает не только знание системы и механизмов психологических барьеров личности и ее деятельности, но и способов мобилизации огромных внутренних ресурсов индивида, его величайшего духовного  потенциала как неповторимой индивидуальности.

Формирование  здорового климата коллектива —  предпосылка преодоления психологических  барьеров. Одним из надежных путей  мобилизации внутренних ресурсов личности является создание оптимального социально-психологического климата общения в группах  и коллективах.

Оптимизация и совершенствование социально-психологического климата коллектива, в рамках которого осуществляется общение индивидов, представляет собой вместе с тем  и эффективный способ снятия психологических  барьеров на пути взаимодействия людей, Одним из методов создания оптимального климата и преодоления психологических  барьеров общения является суггестия (внушение).

В экспериментальной  практике Г. Лозанова и его последователей [5] можно видеть, что суггестия как способ преодоления психологических барьеров выполняет четыре качественно различные функции. Она выступает: во-первых, в качестве эффективного средства снятия психического напряжения.  Во-вторых, средства активизации психологической включенности общающихся индивидов в деятельность (игровые ситуации, распределение ролей). В третьих, она восстанавливает непосредственную связь стремления личности к эффективному действию с ее реализацией (практика разговорного языка, активного владения словарным фондом). В-четвертых, она активизирует и непосредственный контакт между самими участниками языковой коммуникации  (игровой характер общения, преодоление возрастных и статусных дистанций и т.д.). Весь комплекс средств, направленных на преодоление психологических барьеров, консервирующих психологический потенциал обучающихся, сводится в данном случае,  по  существу,   к восстановлению  между ними  того естественного общения, которое дано человеку уже на самых первых порах его социализации — в детстве. Как известно, детское общение всегда носит игровой характер. Нет в этой игре и обременительных задании на дом. Нет в ней никаких дистанций (возрастных или статусных). Нет в ней и разрыва между желанием игрока и реализацией этого желания.

Иными словами, оптимизация социально-психологического климата общения в данном случае сводится к совокупности методов, направленных на преодоление тех барьеров, которые  порождены, в конечном итоге, процессом  человеческой социализации в условиях современной научно-технической  революции.

С этим же связана и задача преодоления  тех психологических барьеров общения, которые проявляются в форме  стереотипов и штампов и которые  также во многом порождены специфическим  для условий современной жизнедеятельности  человека фактором дефицита времени. 

Чувство юмора как средство преодоления  барьеров шаблонного мышления. Поскольку  языковой стереотип является продуктом  и носителем шаблонного мышления, постольку и борьба с такими барьерами  лежит на путях поощрения творческого  нешаблонного мышления и речи.

В повседневной практике вербального общения это  проявляется в чувстве юмора, в способности по-новому, с неожиданной  стороны подойти к той или  иной жизненной ситуации или предмету обсуждения. Здесь же и один из существенных источников оздоровления социально-психологического климата общения.

В оценке роли юмора как фактора преодоления  речевого и интеллектуального шаблона  нельзя не согласиться с Эдвардом де Боно, который писал: «Юмор возникает  там и тогда, где и когда  наиболее вероятностный взгляд на вещь вдруг сменяется другим, новым (и  неожиданным) взглядом на эту же вещь. Однако в отличие от «эвристического  момента», при котором новый взгляд на вещи сразу же становится наиболее вероятным, здесь не происходит внезапной переоценки ценностей, так как наиболее вероятный взгляд на вещи не утрачивается. Мысль в данном случае колеблется между очевидным взглядом на вещь и неожиданным, но забавным взглядом» [5].

Интонирование речи как инструмент преодоления  психологических барьеров общения. Наряду с чувством юмора эффективным  средством преодоления психологического барьера невосприимчивости или  недостаточной восприимчивости  субъекта к речевому обращению является смысловое интонирование последнего. Богатство и разнообразие интонации  речи способны преодолеть самые высокие  барьеры невосприимчивости к  речевому воздействию в процессе общения.

Поучительным  в этом отношении является опыт А. С. Макаренко, который придавал большое  значение культуре своего обращения  с воспитанниками колонии, где степень  подчинения его требованиям как  руководителя определялась целиком  полностью не административными  санкциями, а лишь мерой эффективности  его личного контакта с подростками. «Я сделался настоящим мастером,—  писал А. С. Макаренко, — только тогда, когда научился говорить «иди сюда»  с 15 — 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что  кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно».

Наряду  с методами преодоления психологических  барьеров в ситуации группового общения  не меньшую значимость представляют и способы решения этой задачи в режиме внутриличностной коммуникации.

Так, преодоление  психологического барьера на пути творческого  самовыражения личности, вызванного состоянием ее крайней напряженности, предполагает развитие навыков релаксации, то есть умения и опыта снятия психического напряжения через физическое расслабление.

Культура  психической саморегуляции личности как предпосылка преодоления  барьеров общения. Однако как само овладение  навыками релаксации, так и способности  их совмещения с одновременным контролем  за активным выполнением других функций возможны лишь при достаточно высоком уровне культуры психической саморегуляции.

Информация о работе Психологические барьеры общения