Психологические аспекты социального влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать проблему социального влияния в ракурсе социально-психологических исследований
Объект исследования: социальное влияние
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы отечественной психологии – принцип детерминизма; принцип личностного подхода; принцип концептуального единства теории, эксперимента и практики.
Гипотеза – проблема установок может быть и рассмотрена в ракурсе изучена социального влияния
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках;
2. Рассмотреть теоретические модели влияния
3. Определить структура социально-психологического влияния
4. Предложить арсенал методов для изучения системы установок через социальное влияние

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1 Понятие влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках
1.2 Теоретические модели влияния
1.3 Структура социально-психологического влияния

Выводы

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
2.1 Оценка установок и их компонентов в процессе социального влияния


Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Психологические основы социального влияния.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Построение  шкалы Ликерта на начальном этапе  аналогично построению шкалы Терстоуна: производится сбор и редактирование различных высказываний, выражающих определенные мнения по какой-нибудь проблеме. Затем испытуемые из выборки оценивают оставшиеся после отбора высказывания по пятибалльной шкале реакций, основываясь на своем собственном мнении об этих высказываниях. Этим процедура построения шкалы Ликерта отличается от процедуры построения шкалы Терстоуна, где оценки выставляют подготовленные судьи, которые основывают их не на личном мнении, а на некоторой относительно объективной оценке положения каждого высказывания на континууме. В шкалу Ликерта включают те пункты, по которым сильнее всего расходятся в оценках испытуемые с самыми низкими и самыми высокими итоговыми оценками из всей выборки.

     Шкалограмма Гуттмана. Третий метод шкалирования основан на предположении, что степень выраженности единственного одномерного свойства можно измерить с помощью набора высказываний, которые упорядочены вдоль континуума «трудности принятия». Это означает, что высказывания находятся в диапазоне от тех, которые большинству людей легко принять, до тех, которые поддержали бы лишь немногие люди. Пункты такой шкалы кумулятивны, поскольку из принятия одного пункта следует, что человек принимает все пункты, соответствующие меньшим значениям шкалы (эти пункты принять легче). Таким образом, можно предсказать отношение человека к другим высказываниям, зная, с каким наиболее трудным для принятия пунктом согласен этот человек.

     Чтобы построить шкалу, отражающую единственный показатель, Гуттман предлагает испытуемым из выборки начальный набор пунктов и регистрирует их реакции на пункты шкалы, в которых приведены готовые образцы ответов. Эти образцы, которые называются классами шкалы, выстроены в определенном ступенчатом порядке. Испытуемый может не принять ни одного из пунктов этого набора (оценка 0), может принять только пункт А (оценка 1), может принять только пункты А и Б (оценка 2), может принять А, Б и В (оценка 3) и так далее. Если ответы испытуемого не укладываются в схему шкалы (например, он принимает только пункт В и не принимает пункты с меньшими значениями по шкале), то предполагается, что он сделал не менее одной ошибки в ответах. Анализируя количество сделанных в ответах ошибок, можно определить, до какой степени первоначальный набор пунктов отражает одномерное свойство (т. е. насколько эти пункты поддаются шкалированию). Окончательная шкала получается путем исключения непригодных пунктов и повторного тестирования испытуемых из выборки, пока не будет разработан набор пунктов, пригодных для шкалирования.

     Чтобы оценить установки человека, его  просят отметить на шкале те высказывания, которые для него приемлемы. Варианты шкалы Гуттмана используются в исследованиях актуальности установок для определения сфер принятия и отвержения. Итоговой оценкой является оценка соответствующего класса шкалы или (если ответы испытуемого не укладываются в схему шкалы) оценка класса шкалы, ближайшего к этим ответам.

     Метод семантического дифференциала  Осгуда. В трех вышеописанных методах предпринимается попытка оценивать установки, заставив людей указать степень своего согласия с различными высказываниями, выражающими мнения. В отличие от такого подхода Осгуд при изучении установок обращал основное внимание на смысл, который люди придают слову или понятию. В основе этой методики лежит главное предположение о существовании гипотетического семантического пространства, обладающего неопределенным количеством измерений, в котором смысл любого слова или понятия можно представить в виде конкретной точки. Следуя процедуре Осгуда, надо попросить людей оценить конкретное понятие с помощью набора семантических шкал. На концах этих шкал находятся слова противоположного значения, а в середине — точка нейтральности; обычно шкалы состоят из семи, отличных друг от друга шагов. Например, можно оценить, что понимает конкретный человек под понятием «атомная энергия», зная его оценки этого понятия по ряду семантических шкал, составляющих набор:

Хорошо___________________________________   Плохо

Сильно___________________________________   Слабо

Быстро___________________________________   Медленно

Активно ___________________________________   Пассивно

и так  далее.

     Анализируя  собранные таким образом оценки, можно выявить конкретные параметры, которыми люди пользуются для определения своих ощущений, классы понятий, которые рассматриваются как сходные или различные по смыслу, и интенсивность смысла, вкладываемого в конкретное понятие. Собственные исследования Осгуда показали, что существуют три доминантных, независимых параметра, которыми люди пользуются для оценки понятий. Он называет эти параметры оценочным фактором (например, хороший—плохой), фактором мощности (например, сильный—слабый) и фактором активности (например, активный— пассивный). Хотя этот метод может дать массу информации о понятии, не вполне ясно, каким образом смысл понятия для данного человека связан с установками этого человека.             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение
 

     В результате проведенного исследования проблема психологических основ социального влияния была теоретически изучена и практически подтверждена.

      Для достижения поставленной цели был решен целый ряд  теоретических и практических задач:

  1. Обобщен накопленный теоретический опыт по проблеме влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках;
  2. Рассмотрены теоретические модели влияния;
  3. Определена структура социально-психологического влияния;
  4. Предложен арсенал методов для изучения системы установок через социальное влияние

      Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что гипотеза подтверждена, а курсовая работа на тему «Психологические аспекты влияния» является  завершенным исследованием, которое предполагает дальнейшее изучение данной проблематики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Янчук В. А  Введение в современную социальную психологию. – Мн., АСАР, 2005.
  2. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., Питер, 2000.
  3. Майерс Д. Социальная психология – СПб., Питер, 2004.

Информация о работе Психологические аспекты социального влияния