Психологические аспекты социального влияния

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать проблему социального влияния в ракурсе социально-психологических исследований
Объект исследования: социальное влияние
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы отечественной психологии – принцип детерминизма; принцип личностного подхода; принцип концептуального единства теории, эксперимента и практики.
Гипотеза – проблема установок может быть и рассмотрена в ракурсе изучена социального влияния
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках;
2. Рассмотреть теоретические модели влияния
3. Определить структура социально-психологического влияния
4. Предложить арсенал методов для изучения системы установок через социальное влияние

Содержание

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1 Понятие влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках
1.2 Теоретические модели влияния
1.3 Структура социально-психологического влияния

Выводы

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
2.1 Оценка установок и их компонентов в процессе социального влияния


Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Психологические основы социального влияния.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Под убеждением понимается  влияние  на сознание личности через обращение  к ее собственному критическому суждению. При убеждении имеют место отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче.

     Наконец, в случае заражения речь идет о  процессе передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции, т. е. циклического, нарастающего подзаряживания друг от друга участниками массового действия. Эта реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной социальной эффективности. Однако вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы. В случае социально-психологического  влияния заражение может использоваться и как один из механизмов подталкивания потребителя к заданному действию, например покупке определенного товара.

     В случае результата социально-психологического  влияния речь идет, прежде всего, о  тех изменениях, которые происходят у объекта  влияния в его результате. Перестройка системы социальных установок (аттитюдов), представлений, отношений, поведения и т. п. личности или группы под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата затрагиваемых аспектов, так и по стойкости их изменений.

     Во  всех случаях социально-психологическое  влияние, будь то воздействие воспитателя на воспитанника или руководителя на подчиненного, должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями. Эти связи и отношения, как бы надстраиваясь друг над другом, влияют друг на друга и на эффективность социально-психологического воздействия в целом. На когнитивном уровне партнеров по социально-психологическому воздействию связывает взаимное, хотя и с разными целями, познание. Так, воспитатель стремится познать воспитанника для того, чтобы определить стратегию и тактику воздействия, выбрать наиболее эффективный прием. В свою очередь, объект воздействия познает субъект воздействия, прежде всего, с целью определения степени доверия или недоверия к нему, к его воспитательным влияниям.

     Включенность  социально-психологического  влияния  в процессы труда, воспитания, пропаганды и другие сферы жизнедеятельности людей делает весьма актуальной проблему этики воздействия. Проблема этики встает не только перед воздействующим, но и объектом влияния. В любом случае, особенно при использовании специальных техник — внушения, НЛП, субсенсорных воздействий — должен весьма ответственно обсуждаться вопрос о праве воздействующего использовать их, о его персональной ответственности за результаты. И даже если получено согласие объекта воздействия, следует понимать, что он не всегда отлает себе отчет в возможных рецидивах и недостаточно полно представляет то. что предполагается, полагаясь только на оценку с позиций здравого смысла или неукротимого желания изменений, подавляющего и инстинкт самосохранения. Проблема состоит в том, что как только до объекта воздействия доводятся вся его механика и возможные негативные последствия, существенно снижается либо становится просто невозможным его эффект, например в случае внушения.

     Избирательность отношения личности и группы к  психологическим влияниям связана с тем, что на пути этих воздействии стоит психологическая защита. Она является своеобразным  «фильтром», отделяющим желательные воздействия от нежелательных, полезные от вредных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностным ориентациям личности или группы и требованиям их социального окружения от противоречащих им. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы

 

     В структуре общения социально-психологическое  влияние людей друг на друга широко включается в процессы труда, воспитания, пропаганды, психотерапии и другие сферы жизнедеятельности. Действуя преднамеренно или непреднамеренно на осознаваемом или неосознаваемом уровне, оно может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудовую и общественную активность, формировать положительные или отрицательные качества личности и т. д.

     Психологическое влияние отнюдь не всемогуще, хотя при  определенных условиях можно вызывать известные изменения в психике людей, а через нее — в их деятельности и поведении.

     Принятие  личностью и группой воспитательных, управленческих, пропагандистских, рекламных и других воздействий возможно благодаря тому, что как личность, так и группа обладает податливостью к внешним воздействиям или восприимчивостью к ним Эта особенность свойственна всем людям, хотя и в разной степени. Применительно к разным способам психологического  влияния она выступает как внушаемость (суггестивность), убеждаемость, конформность и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ
 
    1. Оценка  установок и их компонентов 

               в процессе социального  влияния 

     Исследуя  тематику социального влияния,  представляется целесообразным уделить внимание эмпирическому исследованию установок в поведении в процессе социального влияния, т.к. они являются центральным понятием данной проблемы. 

     Одной из задач нашего исследования явилось  подробное описание некоторых основных методов психологических измерений установок в процессе социального влияния. Эти методы часто служат основой для разработки специфических оценок, удовлетворяющих потребностям конкретного исследования.

     Если  вы задумаетесь над этим вопросом, то поймете, что оценка установки  — далеко не простая задача. Как измерить нечто, находящееся в человеческом сознании? Можно догадаться, что единственный способ решения этой проблемы — заставить человека сделать внутренние установки внешними, чтобы их можно было оценить. Иными словами, надо добиться, чтобы внутренние установки человека выразились в его внешнем поведении. Элементом этого поведения может быть прохождение письменного тестирования или заполнение анкеты.

     Для оценки установок разработано несколько  различных письменных тестов. Четыре теста после тщательной разработки достигли довольно высокого уровня совершенства. В число этих основных методов тестирования установок входят:

       метод равных интервалов Терстоуна;

       метод суммируемых оценок Ликерта;

       шкалограммный анализ Гуттмана;

       метод семантического дифференциала Осгуда

     В основе каждого из обсуждаемых методов  лежат различные предположения  о характере пунктов теста  и характере информации об установках человека, которую можно получить в результате тестирования. Тем не менее, есть некоторые основные предположения, которые являются общими для всех этих методов. В первую очередь предполагается, что субъективные установки поддаются количественному измерению, т. е. мнение каждого человека можно охарактеризовать с помощью какого-либо числового показателя. Во-вторых, во всех этих методах предполагается, что каждый конкретный пункт теста имеет одинаковый смысл для всех респондентов, и поэтому данный ответ будет оцениваться одинаково, кто бы его ни дал. Эти предположения могут быть не всегда оправданными, но до сих пор еще не разработана такая методика измерений, чтобы можно было обойтись без этих предположений.

     Метод равных интервалов Терстоуна. Первый из основных методов оценки установок был разработан в 1929 году Терстоуном в работе, посвященной исследованию установок по отношению к религии. Создав шкалу оценки установок, он впервые предложил методику точных измерений для области исследований, в которой они прежде никогда не использовались. Терстоун предположил, что можно отобрать высказывания, содержащие мнения по какому-нибудь конкретному вопросу, и ранжировать эти высказывания по показателю, отражающему благоприятное или неблагоприятное отношение к данному вопросу, выраженное в высказываниях. Кроме того, можно ранжировать эти высказывания таким образом, чтобы разность показателей соседних высказываний континуума оказалась одинаковой. Последнее предположение позволяет дать количественную оценку расхождений между установками разных людей. Терстоун также предположил, что между высказываниями нет корреляционной связи и что в каждом высказывании выражена точка зрения, которая не зависит от других высказываний. Это означает, что из принятия одного высказывания не следует, что надо обязательно принять еще и какое-либо другое.

     Шкала Терстоуна состоит примерно из 20 независимых высказываний, содержащих мнения по определенному вопросу. Каждому высказыванию соответствует значение показателя на числовой шкале, которое определяется его положением в континууме, а это положение в свою очередь определяется в соответствии с усредненными судейскими оценками.

     Чтобы оценить установки людей по данному  вопросу, их просят отметить те высказывания, с которыми они согласны. Общая оценка установок каждого человека определяется как среднее значение показателей тех высказываний, которые он отметил.

     Отличительной особенностью шкалы Терстоуна является то, что интервалы между показателями соседних высказываний примерно одинаковы. Такое свойство шкалы достигается за счет метода ее построения. Первый шаг — это сбор большого количества высказываний по какому-нибудь конкретному вопросу. Все неясные, туманные или двусмысленные высказывания, а также высказывания, которые могли бы одобрить индивидуумы с противоположными установками, сразу же исключаются из рассмотрения. Затем группа судей сортирует все оставшиеся высказывания, разбивая их на 11 категорий в соответствии с тем, насколько выраженное в высказывании мнение благоприятно или неблагоприятно по отношению к рассматриваемой проблеме, независимо от собственных установок судей. Таким образом, эти классы образуют шкалу с диапазоном от наиболее благоприятных до крайне неблагоприятных мнений по отношению к данной проблеме, включая нейтральные.

     Протабулировав  оценки всех судей, можно рассчитать положение каждого высказывания на числовой шкале (его среднее значение на шкале) и то, насколько судьи единодушны в мнениях об этом положении (разброс оценок). Для включения в окончательную шкалу отбирают высказывания, по которым мнение судей было примерно одинаковым и которые попадают в примерно одинаковые интервалы на континууме. После этого можно оценить установки человека по отношению к данной проблеме по его ответам на набор пунктов окончательно сформированной шкалы.

     Метод суммируемых оценок Ликерта. Один из практических недостатков шкалы Терстоуна состоит в том, что ее построение чрезвычайно трудоемко и занимает много времени. Чтобы решить эту проблему, Ликерт разработал другую методику, с помощью которой сравнительно просто можно получить столь же надежную шкалу установок. Шкала Ликерта состоит из ряда высказываний, выражающих мнения по определенной проблеме. Однако в отличие от шкалы Терстоуна для оценки установки человека его просят указать степень своего согласия или несогласия с каждым пунктом. Для этого человек оценивает каждый пункт по пятибалльной шкале реакций (полностью согласен, согласен, не могу решить, не согласен, решительно не согласен). Оценкой установки человека служит сумма выставленных им оценок по всем пунктам.

     Ликерт  предполагает, что каждое высказывание, включенное в шкалу, является линейной функцией одного и того же параметра  установки. На основе этого предположения для получения итоговой оценки установки производится операция суммирования оценок, выставленных человеком по отдельным пунктам шкалы. Отсюда следует, что должна существовать тесная корреляция между пунктами шкалы и некоторой общей характеристикой, а значит, в отличие от четко разграниченных и независимых пунктов шкалы Терстоуна пункты шкалы Ликерта коррелируют между собой. Важно отметить, что Ликерт ни в коем случае не предполагает, что интервалы между значениями шкалы равны. Например, вполне возможно, что разница между «согласен» и «полностью согласен» значительно больше, чем разница между «согласен» и «не могу решить». Это означает, что шкала Ликерта позволяет получить информацию о порядковом распределении установок людей на континууме, но с ее помощью нельзя точно указать, насколько близки или далеки друг от друга различные установки.

Информация о работе Психологические аспекты социального влияния