Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:01, курсовая работа
Цель: исследовать проблему социального влияния в ракурсе социально-психологических исследований
Объект исследования: социальное влияние
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы отечественной психологии – принцип детерминизма; принцип личностного подхода; принцип концептуального единства теории, эксперимента и практики.
Гипотеза – проблема установок может быть и рассмотрена в ракурсе изучена социального влияния
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к понятию влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках;
2. Рассмотреть теоретические модели влияния
3. Определить структура социально-психологического влияния
4. Предложить арсенал методов для изучения системы установок через социальное влияние
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
1.1 Понятие влияния в современных зарубежных и отечественных социально-психологических источниках
1.2 Теоретические модели влияния
1.3 Структура социально-психологического влияния
Выводы
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ
2.1 Оценка установок и их компонентов в процессе социального влияния
Заключение
Литература
1.3
Структура социально-
2.1 Оценка
установок и их компонентов
Заключение
Литература
Актуальность работы: теоретическое исследование проблемы социального влияния в разных современных социально-психологических ракурсах и эмпирическое исследование проблемы установок сквозь призму социального влияния.
Цель: исследовать проблему социального влияния в ракурсе социально-психологических исследований
Объект исследования: социальное влияние
Методологическую основу исследования составляют основополагающие принципы отечественной психологии – принцип детерминизма; принцип личностного подхода; принцип концептуального единства теории, эксперимента и практики.
Гипотеза – проблема установок может быть и рассмотрена в ракурсе изучена социального влияния
Задачи исследования:
В
структуре общения социально-
Воздействие буквально пронизывает жизнь человека. Во взаимоотношениях с окружающими он выступает либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта воздействия. Сталкиваясь со средствами массовой коммуникации, человек становится своеобразной мишенью различного рода воздействий, направленных на формирование определенной позиции в отношении того или иного вопроса, события или личности.
Вполне естественно, что именно влияние становится объектом пристального внимания и социальных психологов, пытающихся вскрыть его механизмы, особенности применения и условия эффективности.
Тем не менее, прежде чем перейти к обсуждению социально-психологического содержания влияния, полезно определиться в самом понятии.
Систематическое описание категории влияния относится уже к временам античности. В Древней Греции изучение влияния было связано с областью риторики. Аристотель выделял в качестве основных условий эффективного воздействия доверие к источнику воздействия (ethos), апелляции к эмоциям (pathos) и логическую обоснованность (logos). Он также отмечал, что результативность воздействия возрастает, если оно строится на общем основании между воздействующим и объектом воздействия, что предполагает знание особенностей аудитории и ее представлений. Выдающийся оратор Древнего Рима Цицерон выделял пять элементов убеждающего воздействия: создание очевидности аргументов, их организация, искусная стилизация, способствование их запоминанию, их мастерское произнесение.
Первые определения влияния в основном фокусировались на искусстве построения речи и ораторском мастерстве. В последующем внимание начало концентрироваться на особенностях воздействия как процесса. W. Brembeck и W. Howell определяют влияние как осознанную попытку изменения мыслей и действий посредством манипулирования мотивами человека в отношении желаемого исхода [ 1, с.445 ]. Здесь очевиден переход от логики к мотивам объекта воздействия. В 1970-е годы эти же авторы начинают рассматривать воздействие как коммуникацию, направленную на изменение выбора.
Один из крупнейших специалистов в области влияния К. Burke определяет влияние как искусное использование ресурсов неопределенности. Он считал, что для идентификации с содержанием воздействия необходимо использовать язык адресата воздействия. Только то, что понятно, причем понятие заданным образом, и приводит к желаемому реагированию. Предполагаемое такого рода идентификацией формирование общего основания между воздействующим и объектом воздействия должно включать всю совокупность средств (вербальных и невербальных, осознаваемых и неосознаваемых и т. п.), способствующих достижению результата [ 1, с. 447 ].
С. Larson сосредотачивается на процессуальном характере влияния отмечая, что оно реализуется только при взаимодействии, кооперации между источником и адресатом. Он определяет влияние как «создание состояния идентификации или ориентации между источником и адресатом, образуемое посредством использования символов» [1, с. 447 ].
A.
Manstead (1999) рассматривает под влиянием любую
коммуникацию, направленную на изменение
представлений, аттитюдов других людей
определяя в качестве предмета его социально-психологического
анализа факторы, детерминирующие эффективность
некоторых форм коммуникации в изменении
аттитюдов [ 2, с 322 ].
В отечественной психологии влияние определяется как «целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому» [ 2, с. 200 ]. Такое определение более абстрактно и менее привязано к конкретным содержательным характеристикам, что, с одной стороны, облегчает возможность всеохватности, но создает сложности для конкретизации и содержательной интерпретации. По мнению В. Н. Куликова, психологическое влияние по своей сущности представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» является изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений (взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т. п.) [ 2., с.324 ].
Для теоретического анализа проблемы необходимо уточнить исходное понятие психологического влияния в его соотношении с феноменом действия. Нередко они смешиваются. Между тем, по мнению В. Н. Куликова, это разные явления — действие субъекта, направленное на физический объект, выглядит как оперирование этим объектом. В то же время психологическое воздействие имеет иную направленность: не на физический объект, а на индивидуального или на группового субъекта. Таким образом, если действие и деятельность в целом представляют собой «субъектно-объектные» связи, то психологическое влияние выступает как «субъектно-субъектное» отношение. Различая психологическое влияние и деятельность, нельзя их отрывать друг от друга и тем более противопоставлять.
Психологическое
влияние включается в коллективную
деятельность людей и представляет одну
из форм связей и отношений между ними.
При этом, с одной стороны, психологическое
воздействие опосредуется целями,
задачами и содержанием совместной деятельности,
а с другой — от целей, задач и содержания
психологического влияния зависит
деятельность людей.
1.2
Теоретические модели
влияния
Модели
влияния разрабатывались в
Подход с позиций теории коммуникации. Одной из первых и наиболее фундаментальных моделей является классическая модель Шеннона (Shannon) и Вейвера (Weaver), послужившая отправной точкой для многих ее последующих модификаций [ 1, с. 450 ].
Выделенные в модели элементы, при внешней простоте и лаконичности рассмотрения особенностей процесса коммуникации, со всей очевидностью демонстрируют сложность ее научного исследования. Шеннон и Вейвер дифференцируют эти проблемы в зависимости от сложности решения по уровням:
1. Уровень А (технические проблемы)
2. Уровень В (семантические проблемы)
3. Уровень С(проблемы эффективности)
Наиболее простым, как по определению, так и по решению, является уровень технических проблем. Решение их связано, прежде всего, с возможностями преодоления конкретных технических ограничений продуктивности процесса коммуникации. Столь же не сложно определяемы и проблемы семантического уровня. Однако их гораздо сложнее решить, так как возникает проблема семантического сопряжения различных культур и связанных с ними контекстов. Одно и то же понятие в разных культурах наделяется разной семантикой, что зачастую и приводит к проявлению выраженных шумовых искажающих эффектов, приводящих к неадекватности в интерпретации полученной информации, т. е. неадекватности реагирования на влияние. К самому сложному уровню относится проблема эффективности влияния коммуникации на поведение адресата воздействия, которая и составляет предмет социально-психологического анализа.
Применительно к исследованиям данного уровня наиболее пригодной и известной является модификация модели Шеннона и Вейвера, предложенная Д. Берло и известная как SMCR модель по аббревиатуре основополагающих элементов коммуникации: S (source) — источник; М (message) — сообщение; С (channel) — канал; R (receiver) — получатель [ 1, с. 467 ].
Источник (S) — кто или что кодирует сообщение. Код может быть вербальным, невербальным, визуальным, музыкальным или какой-либо другой модальности.
Сообщение (М) — значения, передаваемые источником посредством кодов. Канал (С) — путь следования сообщения, включающий возможные искажающие влияния шумов.
Получатель (R) — тот, кто декодирует сообщение, пытаясь отсеять влияние шумов, и добавляет собственные интерпретации.
Каждый из выделенных элементов коммуникации обладает своей спецификой и играет определенную роль в достижении конечной цели влияния — желаемого изменения поведения. В данной модели достаточно четко прослеживаются реальные сложности, возникающие в процессе передачи иформации от источника к получателю. Эти сложности увеличиваются на несколько порядков в случае социальной или межличностной коммуникации.
Коммуникативный
подход к влиянию в его собственно
социально-психологическом
Модель МакГайра рассматривает сообщения, направленные на изменения аттитюдов, действий и последовательные шаги поведенческих действий, которые должно вызывать у объекта влияния сообщение в случае актуализации воздействия.
Факторы ввода, являются хорошим руководством для конструирования и оценки коммуникационных компаний и диадической коммуникации. Предложенная в модели процедура скрупулезной проработки плана влияния на кого-либо является весьма необычной и трудозатратной по отношению к индивидуальному случаю организации воздействия. Гораздо более продуктивна эта подготовка в случае направленности на большое количество людей. Для эффективного использования модели важным является прохождение шагов с детальной проработкой возможных вариантов воздействия и их последствий.
Конечно же, и модель МакГайра не является исчерпывающей все возможности, но она наиболее полно детализирована и позволяет продумывать многие вопросы перед началом организованного влияния.
Информация о работе Психологические аспекты социального влияния