Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:21, контрольная работа
Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и изучение основных подходов к исследованию конфликта. 2.Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.
Введение..............................2
Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»
§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его
классификация...........................4
§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14
§3 Специфика организационного конфликта............21
Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и
стратегии поведения в конфликтных ситуациях»
2.1. Программа исследования.....................30
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32
2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности
сотрудников коммерческих организаций........34
2.4. Выводы по исследованию....................37
Заключение.......................38
Приложения...........................40
Литература.............................47
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека.
5.А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6.А. Я пытаюсь
избежать возникновения
Б. Я стараюсь добиться своего.
7.А. Я стараюсь
отложить решение спорного
решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
9.А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться cвоего
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11.А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15.А. Я стараюсь
успокоить другого и главным
образом сохранить наши
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на
своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он
также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все
затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
20.А. Я пытаюсь
немедленно преодолеть наши
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21.А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22.А. Я пытаюсь
найти позицию, которая
позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23.А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за
решение спорного вопроса.
24.А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти
навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25.А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.А. Зачастую я
избегаю занимать позицию,
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ещё возможность настоять на
своем.
28.А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти, поддержку у другого.
29.А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б.Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
30.А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном росе, чтобы мы совместно с другим
заинтересованным человеком могли добиться успеха.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. 551 с.
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.
190с.
3.
Гришина Н.В. Психология
4. Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000. 320 с.
5.
Дубровская О.Ф. Конфликт: что
о нем желательно знать//
кадровика. – 2001 - №5 (с.97-103)
6.
Зайцев А.К. Социальный
7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Ростов на/Д: Феникс, 1998. 480с.
8. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М., 2001.
384 с.
9. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология:
Учебное пособие. СПб., 2000 298 с.
10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие / под
ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2000. – 672 с.
11. Психология конфликта/Сост. Гришина Н.В. Спб, 2001. 448с.
12. Розанова В., Беседина Н. Психологические особенности конфликтов //
управление персоналом. 2000. № 3. С. 42-46.
13. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии:
14. Социальная конфликтология/Под ред. А.В. Морозова. М., 2002 336с.
15. Станкин М. Конфликт и его разрешение // Управление персоналом. 1999.
№ 7. С. 11-16.
16. Станкин М. психологический климат коллектива// Консультант директора.
– 2001 - №12 (с.13-16)
17. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий, М.,1961г.
18. Тренев Н. Управление конфликтами / Консультант директора. 2000. № 7
19. Шипилов А.И. Искусство конструктивно разрешать конфликты//Кадры
предприятия – 2002 - №3 (с.47-53)
20. Щербак В.Е. Конфликтные ситуации на предприятии // ЭКО. 1999. № 11.
С. 157-168.
21. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии, Минск, 2000г.
Тест Г. Айзенка
на определение типа темперамента.
Варианты ответов
на вопросы: "да", "нет". Первый
ответ, пришедший Вам в голову,
является правильным. Ваши ответы - "да"
- плюс, "нет" - минус - фиксируйте на
листке бумаги.
Часто ли Вы
испытываете тягу к новым
Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
Считаете ли Вы себя беспечным человеком?
Правда ли, что Вам очень трудно отвечать "нет"?
Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?
Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это не выгодно?
Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?
Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?
Возникало ли
у Вас когда-нибудь чувство,
что Вы несчастны, хотя
Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?
Смущаете ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?
Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?
Часто ли Вы
действуете под влиянием
Часто ли Вас
беспокоят мысли о том, что
Вам не следовало бы чего-
Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?
Вас легко обидеть?
Любите ли Вы часто бывать в компании?
Бывают ли у
Вас иногда такие мысли,
Верно, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?
Предпочитаете ли Вы иметь друзей поменьше, но особенно близких Вам?
Часто ли Вы мечтаете?
Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?
Часто ли Вас тревожит чувство вины?
Все ли ваши привычки хороши и желательны?
Способны ли
Вы дать волю собственным
Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?
Считают ли
Вас человеком живым и веселым?
После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думает, что могли бы сделать лучше?
Вы обычно молчаливый и сдержанный, когда находитесь среди людей?
Вы иногда сплетничаете?
Бывает ли, что Вам не спиться оттого, что разные мысли лезут в голову?
Верно ли, что Вам приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?
Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?
Нравиться ли Вам работа, требующая постоянного внимания?
Бывает ли, что Вас "бросает в дрожь"?
Верно ли, что
Вы всегда говорите о знакомых
Вам людях только хорошее,
Верно ли, что Вам не приятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?
Вы раздражительны?
Нравиться ли Вам работа, которая требует быстроты действий?
Верно ли, что
Вас не редко не дают покоя
мысли о разных неприятностях
и "ужасах", которые могли
бы произойти, хотя все
Вы ходите медленно и неторопливо?
Вы когда-нибудь опаздывали на свидание, работу или учебу?
Часто ли Вам снятся кошмары?
Верно ли, что
Вы такой любитель поговорить,
что никогда не упустите
Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?
Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?
Можете ли Вы
назвать себя нервным
Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?
Можете Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?
Легко ли Вас
задевает критика Ваших
Трудно ли получить
настоящее удовольствие от
Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?
Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?
Информация о работе Психологические аспекты организационного конфликта