Психологические аспекты организационного конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:21, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретическое осмысление и эмпирическое исследование взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка
практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме темперамента и изучение основных подходов к исследованию конфликта. 2.Исследование взаимосвязи особенностей типа темперамента и стратегий поведения в конфликте у сотрудников коммерческой организации.
3. Разработка практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности сотрудников организации.

Содержание

Введение..............................2

Глава 1 «Основные подходы к понятию конфликта в современной психологии»

§1 Социально-психологическое содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

§2 Структурно-динамические характеристики конфликта........14

§3 Специфика организационного конфликта............21

Глава 2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи типа темперамента и

стратегии поведения в конфликтных ситуациях»

2.1. Программа исследования.....................30

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования..........32

2.3. Практические рекомендации по оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

2.4. Выводы по исследованию....................37

Заключение.......................38

Приложения...........................40

Литература.............................47

Работа содержит 1 файл

кур.docx

— 69.26 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА                         

      на  тему: «Психологические аспекты  организационного конфликта»     

                                                                Выполнил:

                                                           Студент группы ПСИ-43

                                                                 Островский В.В.

     Научный  руководитель:                                               

                                                        кандидат психологических

                                                            наук, доцент кафедры

                                                          психологии и философии

                                                              Филиппченкова С.И.

                                   Тверь 2004                                  

    

Содержание: 

     Введение..............................2

     Глава  1 «Основные подходы к понятию  конфликта в современной психологии»

     §1 Социально-психологическое  содержание понятия «конфликт», и его

классификация...........................4

     §2 Структурно-динамические  характеристики конфликта........14

     §3 Специфика  организационного конфликта............21

     Глава  2 «Эмпирическое исследование взаимосвязи  типа темперамента и 

     стратегии  поведения в конфликтных ситуациях»

     2.1. Программа  исследования.....................30

     2.2. Анализ  результатов эмпирического исследования..........32

     2.3. Практические  рекомендации по оптимизации  профессиональной деятельности

сотрудников коммерческих организаций........34

     2.4. Выводы  по исследованию....................37

     Заключение

..........................................................................................................38

     Приложения...........................40

     Литература.............................47

    

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  проблемы. Психологическая наука  постоянно развивается.

Исследователи формулируют  выводы и строят концепции, открывают  нам истинное

знание о человеке, его возможностях и способностях, путем выявления

взаимосвязей между  характеристиками психической деятельности и поведения

человека.

Многократными эмпирическими  исследованиями представителей различных  школ и

направлений доказано огромное влияние врожденных характеристик  на последующую

жизнь и развитие человека. Но все же есть множество неисследованных вопросов.

В данной курсовой работе будет затронут один из актуальных вопросов

современной психологической  науки - взаимосвязь темперамента и  стратегии

поведения в конфликтных  ситуациях у представителей профессии  типа "человек-

человек". Результаты исследования имеют важное практическое значение.

     Объект  исследования: профессиональная деятельность  сотрудников

коммерческой организации  "Стройцентр" (строительной компании).

     Предмет  исследования: взаимозависимость особенностей  типа темперамента,

стратегий поведения  в конфликте у сотрудников  коммерческой организации.

     Цель  исследования: теоретическое осмысление  и эмпирическое исследование

взаимозависимости особенностей типа темперамента, стратегий  поведения в

конфликте у сотрудников коммерческой организации, а также разработка

практических рекомендаций для оптимизации профессиональной деятельности

сотрудников организации.

Для достижения данных целей необходимо решить следующие  задачи:

1.     Анализ  отечественной и зарубежной литературы  по проблеме темперамента

и изучение основных подходов к исследованию конфликта.

2.     Исследование  взаимосвязи особенностей типа  темперамента и стратегий

поведения в конфликте  у сотрудников коммерческой организации.

3.     Разработка  практических рекомендаций для  оптимизации профессиональной

деятельности сотрудников  организации.

     Гипотеза: выдвигается предположение, что  существует взаимосвязь

особенностей типа темперамента и стратегий поведения  в конфликте у сотрудников

коммерческой организации.

Методы исследования:

1.     Методика  диагностики предрасположенности  личности к конфликтному

поведению К. Томаса.

2.     Методика  диагностики темперамента Айзенка.

3.     Для  математико-статистической обработки  результатов исследования

использовались –  описательные статистики,   коэффициент  ранговой корреляции

Спирмена.

                                                                         

                              Глава 1                             

      Основные  подходы к понятию конфликта  в современной психологии     

     §1: Социально  – психологическое содержание  понятия «конфликт», и его

                               классификация.                              

Конфликты существовали всегда, во все времена и у всех народов. Слово

конфликт происходит от латинского conflictus, что в переводе означает

«столкновение». В  качестве научного термина это слово  в близком, но не

тождественном смысле применяется в психологии.

Употребление термина  «конфликт» встречается при разработке проблем

психологии личности, в общей, медицинской, социальной психологии,

психотерапии, педагогике и политологии. Конфликты рассматриваются  западными

психологами преимущественно  в духе традиций психоаналитического  представления

о природе индивида (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Берн), с позиций когнитивной

психологии (К. Левин), с бихевиористской позиции (К. Л. Хялп), с позиций

ролевых подходов  (У. Гуд, Т. Ныоком, У. Мейсон и др.). Известны и такие

теории конфликтов,   как теория структурного баланса   Ф. Хайдера,

структурно-функциональный подход Т. Парсонса, теория социального конфликта

Л. Козера, теория конфликтологии У. Ф. Линкольна, когнитивная теория М.

Дойча, теория стратегии поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.  В связи

с таким разнообразием  теорий, посвященных проблемам конфликтов, авторы

предлагают большое  количество определений этого понятия, которые зависят и

от их точки зрения на природу биологического и социального, и от взгляда па

конфликт как на личностное или массовидное явление, и т. д.

М. А. Робер и Ф. Тильман определяют конфликт следующим образом: это состояние

потрясения, дезорганизации по отношению к предшествующему  развитию. Конфликт

— это генератор  новых структур. Как можно без  труда заметить, последняя фраза

в этом определении  указывает на позитивный характер конфликтов и отражает

современную точку  зрения, что в эффективных организациях конфликты не только

возможны, но и желательны.

Определение Дж. фон Неймана и О. Моргенштейна звучит следующим образом:

конфликт - это взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми

целями и способами  достижения этих целей. В качестве таких  объектов могут

рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные

институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и

решением задач  организации и управления, с прогнозированием и принятием

решений, а также - планированием целенаправленных действий.

К. Левиным конфликт характеризуется как ситуация, в  которой на индивида

одновременно действуют  противоположно направленные силы примерно равной

величины. В своих  работах он рассматривает как  внутриличностные, так и

межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой  теории под конфликтом понимается ситуация

несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая

ту или иную роль. Обычно такие конфликты делятся  на межролевые, внутриролевые

и личностно-ролевые.

В теории социального  конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу

ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой

цели противников  нейтрализуются, ущемляются или элиминируются  их

соперниками. Автор  делает упор на позитивной функции  конфликта — поддержание

динамического равновесия социальной системы. Если конфликт, по мнению Козера,

связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ

существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с

важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как  подрывает основы

группы и несет  в себе тенденцию к ее разрушению.

Основоположник самостоятельного направления в изучении конфликтов в

американской социологии и социальной психологии—   конфликтологии —У. Ф.

Линкольн подходит к рассмотрению конфликта с позиций  здравого смысла и

прагматизма и придерживается такого рабочего определения конфликта:

конфликт— это понимание, воображение или опасение хотя бы одной стороной

того, что ее интересы нарушает, ущемляет и игнорирует другая сторона или

стороны. И две  или несколько сторон готовы бороться за захват, подавление

или уничтожение  интересов соперников ради удовлетворения собственных

интересов. В сущности, конфликт — это конкуренция в  удовлетворении

интересов, фактически — конфликт интересов.

В отечественной  психологии выделяют, как правило, три  вида конфликтов,

имеющих социально-психологическое содержание: социальные, межгрупповые и

межличностные. Наиболее распространено следующее определение: конфликт — это

столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом

тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных

взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей,

связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями.

В научной литературе имеются различные классификации  конфликтов. Основаниями

для классификаций  могут быть их источник, содержание, значимость, тип

разрешения, форма  выражения, тип структуры взаимоотношений, социальная

формализация, социально-психологический  эффект, социальный ре­зультат.

Конфликты могут  быть скрытые и явные, интенсивные  и стертые, кратковременные

Информация о работе Психологические аспекты организационного конфликта