Психологическая помощь в ситуации потери близкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Помощь горюющему, кроме хорошего намерения, подразумевает определенные знания. Для оказания реальной помощи мы должны знать, как протекает процесс горя и что делать на определенной стадии его развития. В каждом из нас есть большой потенциал сочувствия. Единственное, чего мы не можем, как бы этого ни хотелось — исправить трагическую ситуацию: ведь страдающий человек больше всего на свете хочет получить назад то, что потерял. Горе – очень болезненно, но боль потери невозможно забрать, ее надо пережить.

Содержание

РАЗДЕЛ 1
Горе утраты как процесс. Стадии,симптомы ………………………………3

О программе……………………………………………………………………………8

РАЗДЕЛ 2
Коррекционный комплекс…………………………………………………9
РАЗДЕЛ 3
Техники…………………………………………………………………….12
Оценка эффективности……………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Кризисная ситуация. Психол. помощь при потере близкого.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

Поговорите с  этим человеком. В несколько минут вы сможете уложить долгий, очень долгий разговор.

А теперь пришло время прощаться. Если захотите, вы сможете еще не раз встретиться  с этим мудрым человеком. Постепенно возвращайтесь назад… Для того чтобы  получить возможность обдумать все, что вы узнали на вершине, представьте себе, что, спустившись с горы и вернувшись сюда, вы находите письмо от этого мудрого человека. У вас есть сейчас полчаса для того, чтобы написать это письмо». 

Упражнение 7. «Письмо своему «Я»» 

Это упражнение основано на активизации бессознательного участников. Ответ на волнующие его вопросы участник может получить через некоторое время, причем форма ответа может быть самой разнообразной. Это упражнение особенно эффективно, когда человек находится в ситуации жизненных перемен, испытывает чувство неуверенности, внутреннего конфликта, когда необходимо принять трудное решение и т. д. В письме участники обращаются к той своей внутренней инстанции, которая называется по-разному, например, внутреннее «Я», самость, бессознательное. 

«Когда перед нами встают очень трудные вопросы, мы можем обратиться за помощью к нашей внутренней сущности. 

Чтобы сделать  это, вы можете сейчас написать письмо своему «Я». Тем самым вы обратитесь к своему бессознательному и дадите ему знать о том, что готовы принять его помощь. Опишите ситуацию, в которой вы находитесь, расскажите о своих проблемах, о том, как вы видите пути решения этих проблем, проанализируйте все плюсы и минусы возможных решений. Опишите также свои чувства и чувства других включенных в эту ситуацию людей. 

Ответ может  прийти к вам разными путями. Иногда он приходит уже во время написания  письма или сразу после этого, иногда – через несколько дней. Неожиданно мы понимаем, что уже  знаем, что нам делать. 

Бывает и так, что проблема, неожиданно для нас самих, теряет значимость. Это значит, что наше бессознательное поработало с ней незаметно для нас. Иногда ответ приходит во сне или его приносит наше спонтанное действие. Временами нам дают ответ слова какого-нибудь человека, встретившаяся в книге мысль, то или иное событие и т. д. Все это действует как катализатор процессов, которые уже происходят внутри нас. 

А сейчас посвятите  полчаса тому, чтобы написать письмо своему внутреннему «Я»». 

Упражнение 8. «Диалог в письмах»

Обычный, реальный диалог не всегда помогает расширить рамки обсуждения проблемы. В диалоге с реальным человеком не всегда можно сказать все, что хочется. Кроме того, при этом очень легко перейти от прояснения проблемы к «выяснению отношений». Если у человека есть потребность полнее изложить свою точку зрения, если он при этом готов прислушаться к точке зрения другого, он может воспользоваться предложенной в этом упражнении стратегией. Диалог в письмах лучше всего вести с другим человеком, но можно его вести и с самим собой (например, Я-сегодняшний может писать себе-ребенку или себе-будущему) или с различными частями своего «Я» (мужественное «Я» пишет робкому «Я»). В приводимой инструкции предполагается, что диалог в письмах будет вестись с другим человеком. 

«Представьте  себе, что вы должны какое-то время жить на необитаемом острове. Рядом с вами никого нет, и вы начинаете воображать, что переписываетесь с кем-то. Сочините эту переписку: пишите письма, а затем представьте, как мог бы отвечать на них ваш партнер. Вы можете обмениваться короткими письмами. Исходите из существующих между вами отношений и решите, кто из вас должен начать переписку. Закончите этот диалог в письмах тогда, когда почувствуете, что все главное уже сказано. 

Для создания этой воображаемой переписки у вас  есть примерно 45 минут». 

Этап 2. «Исцеление» 

Техника 1

Спросите клиентао принципах: 

«На основе каких  принципов ты здесь действуешь?»  «Каким правилам ты следуешь?» «Что ты знаешь о______?»

А затем углубитесь в то, что в его словах звучит хоть немного фиксированно. Выясните, какие принципы лежат в основе этих принципов, и т. д.:

«А на основе чего это?»

«Откуда ты это  знаешь?»

«Почему это  так?»

  
 
 

Упражнение 1. «Определение пользы фиксированной идеи» 

Часто в ответ  на некоторые вопросы человек  выдает длинный список того, в чем фиксированная идея полезна для него. Это как бы автоматическое явление, которое способствует высвобождению идеи. Поэтому, если такое происходит, просто дайте клиенту перечислить все свои обоснования. Если вопрос не вызывает особой реакции, попробуйте другой.

«Чего______помогла  тебе достичь?»

«Что______помогла  тебе предотвратить?»

«Что______позволяет  тебе делать?»

«Что______позволяет  тебе иметь?»

«Кем______позволяет  тебе быть?»

«Что правильно  в______?»

«Какие преимущества______?»

«Как можно  использовать______против других?»

«Ставит ли______других в невыгодное положение?»

«К чему______тебя привела?»

«От чего______тебя отвела?»

«Решением чего была______?»

«Что______решила?» 

Упражнение 2. «Изучение последствий» 

В зависимости  от того, какая это фиксированная идея, изучение последствий может быть основной задачей или задачей неадекватной. Оно особенно полезно для тех фиксированных идей, когда человек должен или не может делать чего-то. Обычно человек на самом деле не изучал окончательные последствия выполнения или невыполнения того, о чем он говорит. Поэтому мы просто спрашиваем, что бы произошло, если бы он сделал это или если бы идея была истинной, и что бы произошло, если бы он не сделал этого или если бы идея была ложной. А еще – чего бы не произошло. Мы спрашиваем в основном о положительных вещах, а не о жалобах на проблемы. Мы стараемся показать, что всегда есть то, что человек получает, и то, что он теряет, независимо его выбора. 

«Что случится, если ты сделаешь______?»

«Что случится, если ты не сделаешь______?»

«Чего не случится, если ты сделаешь______?»

«Чего не случится, если ты не сделаешь______?» 

Упражнение 3. «Поместить идею в ситуацию»

Мы стремимся  к тому, чтобы человек научился обдумывать эту идею. Для этого  ему нужно уметь сопоставлять ее с другими идеями и с разными ситуациями. Поэтому, когда мы уже более или менее высвободили идею другими методами, можно попросить человека сделать это:

«В чем ценность______?»

«В чем важность______?»

«Когда______может  быть подходящей идеей?»

«Когда______может быть неподходящей идеей?»

«С чем можно  сравнить______?»

«Куда______подходит?» 

Работа с фиксированной  идеей завершена, когда наш клиент может принять или отбросить  ее, когда у него есть выбор насчет нее и когда она превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип. 
 

Техника 2. «Работа с чувством потери» 

1. Сначала нужно  выяснить, что вы представляете,  думая об утрате. При этом обычно  вспоминаются хорошие моменты,  связанные с этим человеком,  как недоступные теперь ресурсы.  Когда вы думаете о том, кого вы утратили, проанализируйте, какие образы вас посещают, как вы представляете себе этого человека, где в пространстве этот образ находится, его яркость, четкость, объемность, размеры, цвета, есть ли там движения и звуки. 

2. Теперь подумайте о человеке, который уже ушел из вашей жизни, но при мысли о котором вы чувствуете себя хорошо. Вы ощущаете его присутствие или заполненность, но не пустоту. Так же как и в первом случае, проанализируйте эту картинку, разложив ее на субмодальности: ее местоположение, цвета, размеры, яркость, звуки, объем, движения. Подумайте, чем этот образ отличается от первого. Выявите субмодальные отличия. Например, в первом образе нет движения и звуков, он нечеткий, серые цвета, а во втором образе есть голоса людей, движения, прикосновения, яркие приятные цвета, реальные размеры и т. д. 

3. Теперь измените  субмодальности первой картинки  на субмодальности второй, исходя  из тех отличий, которые вы  обнаружили. То есть образ утраченного  человека будет теперь расположен  там же, где и вторая картинка, иметь те же цвета, звуки, движения, размеры, объемность, ощущения. 

4. Теперь, думая  о приятных моментах общения  с этим человеком, постарайтесь  понять, что важного, ценного было  в ваших с ним отношениях. Что  вы получали для себя от этих отношений. Например, одни люди ценят чувства надежности, защищенности, интимную сторону отношений, другие говорят о качествах взаимопонимания, доверия, творчества, чувства юмора и т. д. 

5. Когда вы  определите, что создавало ценность  ваших отношений, поместите это на отдельной картине в другом месте. Эта картина может быть более абстрактной, изображения могут быть более символическими, но она сохранит суть тех особых переживаний, которые вы испытали, общаясь с этим человеком. Ощутите присутствие в вашей жизни всех этих ценностей, как если бы это происходило с вами сейчас. 

6. Теперь на  картине, которую вы помещаете  в новое место, представьте  то, что из этих ценностей вы  могли бы перенести в будущее.  Каким образом те же самые  ценности могут быть удовлетворены общением с другими людьми и какого рода занятия могут приносить вам эти хорошие чувства? Возможно, что картина будет смутной и нечеткой, ведь вы не знаете, кого вы встретите в будущем, но на этой картине вы заметите те же самые значимые для вас образы. Представление о том, каким образом вы можете ощутить те же самые ценности с другим человеком, направит ваше внимание на поиск новых отношений и занятий. 

7. Эти новые  отношения и занятия можно  представить как некий фильм  о себе на уровне образов,  звуков, ощущений. Убедитесь в том, что эти новые отношения и занятия не приносят вреда вам и окружающим. Это означает, что вы не выбрали для себя, например, вредные вещества, такие как алкоголь или наркотики, или рискованные виды поведения, такие как азартные игры, быстрая езда на автомобиле и т. д. 

8. Теперь возьмите  эту картину и размножьте ее, как если бы это была колода  карт. При этом каждый раз каждую  карту поворачивайте немного  иначе, но сохранив при этом  все те же приятные образы. 

9. Когда вы  получите множество картин, представьте, что вы бросаете их в будущее. При этом они рассеиваются повсюду в будущем, одни ближе, другие дальше. Чтобы вы могли почувствовать те ценные вещи, которые будете получать от них в будущем. 

Техника 3. «Работа с чувством зависимости» 

Технику «Работа  с чувством зависимости» полезно  использовать вместе с методом «Работа  с чувством потери», так как часто  справиться с утратой, эмоционально отделить себя от человека мешает сильная  эмоциональная зависимость. 

1. Определите  другого человека. Представьте того, от кого вы, по вашему мнению, зависимы или кто наполняет все ваши чувства. Большинство людей представят родственника или возлюбленного. 

2. Почувствуйте, что вы связаны с этим человеком.  Представьте, что этот человек  стоит рядом с вами. Если вы не видите внутренние образы, просто «почувствуйте» и сделайте вид, что это происходит. Притроньтесь к нему, чтобы почувствовать, какой он, проанализируйте, что вы ощущаете, находясь рядом с ним. Особенно обратите внимание на чувство связи с этим человеком. Теперь обратите внимание на то, что дает вам чувство связанности с ним. Может быть, у вас возникает ощущение, что вы связаны физически? Может быть, это непосредственная связь между вашими телами, а может быть, вы соединены с помощью нитей или еще как-нибудь? Обратите внимание на то, где происходит соединение. Многие люди ощущают эту связь в области желудка, груди или паха. Полностью ощутите эту связь, проанализируйте, как она выглядит и что вы при этом чувствуете. 

3. Временная  независимость. А теперь постарайтесь порвать эту связь, хотя бы на мгновение. Что вы при этом почувствуете? Вы можете сделать это, если представите, что ваша рука стала острой как бритва и вы перерезаете или рвете связывающую вас нить… Большинство людей чувствуют себя при этом очень неуютно. Это означает, что данная связь играла в их жизни важную роль. На данном этапе вам не следует еще действительно рвать эту связь, так как вы еще не нашли ей серьезную замену. 

Информация о работе Психологическая помощь в ситуации потери близкого