Психологическая помощь в ситуации потери близкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Помощь горюющему, кроме хорошего намерения, подразумевает определенные знания. Для оказания реальной помощи мы должны знать, как протекает процесс горя и что делать на определенной стадии его развития. В каждом из нас есть большой потенциал сочувствия. Единственное, чего мы не можем, как бы этого ни хотелось — исправить трагическую ситуацию: ведь страдающий человек больше всего на свете хочет получить назад то, что потерял. Горе – очень болезненно, но боль потери невозможно забрать, ее надо пережить.

Содержание

РАЗДЕЛ 1
Горе утраты как процесс. Стадии,симптомы ………………………………3

О программе……………………………………………………………………………8

РАЗДЕЛ 2
Коррекционный комплекс…………………………………………………9
РАЗДЕЛ 3
Техники…………………………………………………………………….12
Оценка эффективности……………………………………………………13

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………14

Работа содержит 1 файл

Кризисная ситуация. Психол. помощь при потере близкого.doc

— 229.00 Кб (Скачать)
К типичным симптомам потери относятся следующие проявления: Нетипичные  патологические симптомы включают следующие:
-нарушение  сна; -затянувшееся  переживание горя (несколько лет);
-анорексия  или потеря (приобретение) веса; -задержка реакции  на смерть близкого (нет выражения  страданий в течение двух и  более недель);
-раздражительность; -сильная депрессия,  сопровождающаяся бессонницей, чувство  самоуничижения, напряжение, горькие  упреки в свой адрес и необходимость  самобичевания;
-сложности  с концентрацией внимания; -появление болезней  психосоматического характера –  таких как язвенный колит, ревматический  артрит, астма. Нередко бывает  ослабление чувствительности и  т. д.;
-потеря  интереса к новостям, работе, друзьям,  церкви и т. д.; -ипохондрия: развитие  симптомов, от которых страдал  умерший;
-подавленность; сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты;
-апатия  и отчуждение, стремление к уединению; -неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах;
-плач; -не согласующееся  с нормальным социальным и  экономическим существованием поведение.  Может быть полное изменение  стиля жизни;
-самобичевание; -устойчивая  нехватка инициативы или побуждений, неподвижность;
-соматические  симптомы; -слабовыраженные  эмоции, неспособность чувствовать;
-чувство  усталости; -резкие переходы  от страданий к самодовольству  за короткие промежутки времени.  Возможное вынашивание суицидальных планов;
-применение  медикаментов – снотворных и  (или) успокоительных; -изменение отношения  к друзьям и родственникам;  раздражительность, нежелание надоедать,  уход от социальной активности; прогрессирующая изолированность;
-галлюцинации, отождествление с умершим или ощущение его присутствия. -разговоры о  суициде, воссоединении с умершим,  о желании со всем покончить;
-суицидальные  мысли; -другие не  отмеченные выше симптомы, характерные  для посттравматического стрессового  расстройства;
 
 

Формы осложненного синдрома потери (Моховиков): 

1. Хроническое горе. При этой наиболее частой форме переживание потери носит постоянный характер и интеграция утраты не наступает. Среди признаков преобладает тоска по человеку, с которым существовала тесная эмоциональная связь. Даже спустя многие годы малейшее напоминание об утрате вызывает интенсивные переживания.

2. Конфликтное (преувеличенное) горе. Один или несколько признаков потери искажаются или чрезмерно усиливаются, прежде всего, чувства вины и гнева, образующие порочный круг контрастных переживаний, мешающий совладанию с горем и затягивающий прохождение острого периода. Выход может достигаться через эйфорические состояния, переходящие в длительную депрессию с идеями самообвинения.

3. Подавленное (маскированное) горе. Проявления горя незначительны или полностью отсутствуют. Вместо них появляются соматические жалобы, признаки болезни, отмечавшиеся у умершего, с последующим развитием длительной ипохондрии. Например, описываются состояния «кластерной головной боли», которая может продолжаться в течение нескольких месяцев и складываться из множества отдельных приступов. Осознание их связи с утратой отсутствует.

4. Неожиданное горе. Внезапность делает почти невозможным принятие и интеграцию утраты. Их развитие задерживается, преобладают интенсивные чувства тревоги, самообвинения и депрессия, осложняющие ежедневную жизнь. Весьма характерно возникновение мыслей о самоубийстве и его планирование.

5. Отставленное горе. Его переживание откладывается на длительное время. Сразу после утраты возникают эмоциональные проявления, но затем «работа горя» прекращается. В дальнейшем новая потеря или напоминание о прежней запускают механизм переживания. Посещая врача, человек неоднократно говорит об утрате. Дома не желает что-либо менять, расставаться с дорогими вещами или, наоборот, стремится полностью изменить жизнь (сменить обстановку, квартиру, иногда – город).

6. Отсутствующее горе. При этой форме отсутствуют какие-либо внешние проявления, как если бы утраты не было вообще. Человек полностью отрицает ее или остается в состоянии шока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О ПРОГРАММЕ. 

Цель  программы –  Сопровождение клиента в состоянии острого горя.

При разработке программы психокоррекции мы руководствовались  личностным подходом в работе с клиентом, сфориулированным Карлом Роджерсом , который основывается на: безусловном позитивнм отношении; искренности; сочувствии.

Эти условия, наряду с навыками работы по схеме трехступенчатой  модели

помощи (Вайтхед, 2002), , обеспечивают помощь клиентам, основанную на их нуждах, и соответствуют их конкретной ситуации. 

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:

  1. признание факта потери.
  2. эмоционально принять мир без объекта потери.
  3. выстроить новое отношение к умершему и продолжать жить.
 
 
 

Стратегия и тактика коррекции.

Стратегия - «психологическое преодоление» нацелена на управление чувствами,

вызванными кризисными событиями, и на поддержание эмоционального

равновесия.

Форма коррекционной работы: Индивидуальное консультирование. Занятия целесообразно проводить два раза в неделю, количество занятий — 10*( количество может быть увеличено).

продолжительность — 120 мин.

Место консультации: изолированная комната, удобные кресла и журнальный столик.

Не должно быть постороннего шума и отвлекающих  вещей (например, слишком ярких картин, работающего радио и т. д.).

Роль  консультанта - распознать, где находится клиент, и работать на каждой ступени в заданном клиентом темпе. 

!Отдельное место  в работе занимает коррекционная работа с родственниками. 

Подготовительный этап: до начала работы нужно договориться о «границах» консультации, куда включаются вопросы конфиденциальности, расписания, особых условий и др. 
 

Структура занятия.

Занятие состоит  из нескольких частей, следующих друг за другом в одном и том же

порядке частей.

  Каждое занятие начинается с четкого и развернутого определения того, как это будет проходить, какого типа задания будут выполняться. Это делается для снятия напряжения, обычно возникающего в условиях неизвестности.

В первой части  задания содержит упражнения на на снятие эмоционального напряжения .

В конце каждого  занятия  производится контроль состояния  клиента. 

физическое состояние  (оценка клиента)

эмоциональное состояние (оценка консультанта и клиента)

когнитивный комплекс (оценивает консультант)

поведенческий комплекс – (оценка консультанта и клиента) 
 
 

РАЗДЕЛ 2

КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС. 

При работе с  острой реакцией утраты предлагается трехступенчатая модель помощи (Вайтхед, 2002).

Подход, сфокусированный  на личности, предложен Карлом Роджерсом, который в работе с клиентом основывается на следующем: безусловное позитивное отношение; искренность; сочувствие.

Эти условия, наряду с навыками работы по схеме трехступенчатой  модели, обеспечивают помощь клиентам, основанную на их нуждах, и соответствуют их конкретной ситуации. 

Стадия 1. Изучение (исследование)

Цели: понять факт смерти / принять реальность утраты;

. заново пережить  отношения с объектом утраты

. прочувствовать  эмоциональную боль (вспомнить / оживить; пережить и запомнить чувства, связанные с объектом утраты; реакция на разлуку);

 

На этой стадии клиент говорит так, как он хочет  говорить. Психологу требуется его  выслушать. 

Задача  клиента: рассказать историю, посмотреть на нее со стороны, как бы изучить, «исследовать» ее. 

Задача  консультанта на первой стадии: участвовать в разговоре и поставить диагноз (не медицинский). Здесь же нужно начать работать над тем, как помочь клиенту и защитить себя. На этой стадии должны возникнуть взаимодействие и контакт друг с другом.

Ранние сессии обычно фокусируются на переживаниях острой боли от потери, утраты контроля над своей жизнью, отсутствии смысла. Консультант обеспечивает необходимую  эмоциональную поддержку, помогает выражать чувства, прежде всего –  боль. В качестве основного метода используется безоценочное слушание. Поддерживается стремление горюющего каждый раз снова говорить о своей утрате, окружающим рекомендуется придерживаться подобной установки. Консультант может давать и советы о режиме сна, питания и других деталях жизни, направить к врачу для медицинского обследования и лечения. 

Три условия работы на этой стадии: 

• безусловное  положительное отношение без  вынесения каких-либо моральных  суждений;

• эмпатия, понимание  чувств, которые испытывает клиент;

• искренность, открытость и конгруэнтность (по терминологии К. Роджерса), которые предполагают не ставить себя выше клиента и не считать себя способнее, чем он. (Следует заметить, что позиция консультанта всегда воспринимается как позиция силы. Это важно учитывать при работе с людьми.) 

Время. Первая стадия может занимать от 5 минут до четырех часов, что зависит от консультанта, который решает, переходить ли на следующую ступень, потому что сами клиенты не осознают, все ли они рассказали. 

На первой стадии исследования становится ясно, что человек находится в состоянии отрицания реальности происшедшего. Этот факт нужно отметить, что приближает вторую стадию. 

Навыки, необходимые консультанту на первой стадии: 

• внимательное отношение;

• активное слушание;

• пересказ/парафраз;

• отражение  чувств;

• выделение  основного;

• фокусирование;

• обстановка;

• вопросы «границ». 

Стадия 2. Новое понимание

Цели: . эмоционально принять мир без объекта потери (найти его место в эмоциях; выявить и оплакать вторичные потери; упорядочить мир, в котором его нет); 

Задача  клиента: понять с помощью консультанта, какую роль играет это событие в его жизни, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, со стороны, научится методам саморегуляции, мышечной релаксации. 

Задача  консультанта: дать информацию о том, что «нормально» в состоянии горя, (например, соматические симптомы, нарушение сна, плохой аппетит и т. д.;) обучить методам саморегуляции, мышечной релаксации.

помочь клиенту, применяя персонификацию: «я», а не «мы», «мое», а не «наше» (то есть клиент должен быть сфокусирован на своих собственных чувствах и на истории, которую он признает своей: «я почувствовал», «я подумал», «я сделал»). Дать возможность клиенту проработать горе в его темпе. Ключевыми становятся проблемы идентичности, изменения ролей, необходимость воссоздания после утраты своего Я. Для переживающего горе в этот период важна и физическая активность.

Информация о работе Психологическая помощь в ситуации потери близкого