Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа
Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.
В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.
Психологическое противоборство с противником. Наряду с оперативно-тактическим, огневым и другими видами противоборства с противником, необходимо добиваться психологического противоборства. В этих целях личный состав под руководством непосредственных начальников и самостоятельно должен учиться:
-
«глубоко проникать в
-
вводить противника в
- умело применять маскировку, дезинформацию противника, усыпление его бдительности;
-
отвлекать внимание противника
от действительных целей наших
оперативных и войсковых
-
создавать в представлении
Принцип динамизма и масштабности действий пограничников. Для психологической подготовки пограничников немаловажным условием является формирование готовности быстро ориентироваться и принимать наиболее верные решения в скоротечной и маневренной боевой ситуации. Этот необходимый динамизм в действиях пограничников достигается тогда, когда:
- занятия и учения проводятся с постоянным изменением замысла и условий отработки учебно-боевых ситуаций;
-
последовательно усложняются
- от занятия к занятию наращиваются трудности, увеличиваются длительность и непрерывность в отработке учебно-боевых ситуаций;
-
наращиваются темп действий
Соблюдение
этих условий позволяет
Принцип адекватности психических состояний и действий. Для психологической подготовки пограничников очень важно, чтобы испытываемые ими психические состояния, выполняемые действия при отработке учебно-боевых ситуаций были аналогичны условиям реальной боевой ситуации. Для этого целесообразно: создавать на занятиях и тактических учениях систему трудностей и препятствий, вызывающих у личного состава психические реакции, подобные тем, какие могут возникнуть в экстремальных условиях; добиваться снижения у пограничников психической напряженности и стабилизации ее на оптимальном уровне. Все это создаст условия для адаптации пограничников к трудностям боевой обстановки, будет способствовать лучшей реализации боевого мастерства и качественному выполнению учебно-боевых задач.
Большую роль в психологической подготовке играет соблюдение на занятиях и учениях принципа безопасности действий пограничников. Это закономерная зависимость между объективной необходимостью действовать в условиях риска и опасности и требованиями мирного времени к сохранению жизни и здоровья контрразведчиков. Безопасность достигается:
-
высокой организацией и
- определением учебных мест, условий, этапов выполнения учебно-боевых задач, на которых возможен травматизм обучаемых;
-
постоянным и тщательным
-
неукоснительным соблюдением
-
высокой обученностью
Такой подход к организации занятий позволяет пограничникам успешно преодолевать различные трудности и препятствия боевой деятельности, не опасаясь при этом за свою жизнь и здоровье.
Соблюдение всего комплекса принципов и требований, условий в психологической подготовке пограничников упорядочивает процесс боевой подготовки, придает ему более целенаправленный характер по формированию качеств, позволяющих им успешно преодолевать трудности боевой обстановки, не опасаясь за свою жизнь и здоровье, и успешно выполнять боевые задачи.
Среди рассмотренных направлений в психологической подготовке личного состава важно выделять также вооружение его приемами самоуправления психическими состояниями и действиями. При этом сначала офицеры обучают личный состав приемам, направленным на выявление своих психологических особенностей (самонаблюдение, сравнение с «идеалом», самоанализ и самооценка своего психического состояния), а затем уже приемам самоуправления.
Важно разъяснять сотрудникам, что управление своими психическими состояниями и действиями представляет собой комплекс систематизированных психологических и физических приемов, которые позволяют снимать чрезмерное психическое напряжение, стимулировать внутреннюю и внешнюю активность, максимально мобилизовывать моральные и физические силы на выполнение задач учебной и боевой деятельности. Обучение приемам начинается с ознакомления с ними (самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопринуждение, самоодобрение, самоотвлечение от раздражителя, расслабление мышц при ощущении скованности, физические упражнения, аутогенные тренировки и др.), а затем осуществляется апробация их в ходе преодоления трудностей различных учебно-боевых ситуаций, формирование на этой основе специальных навыков и умений, внутреннего механизма саморегуляции. Прочность этого механизма, сформированного в ходе мирной боевой учебы, обеспечивает и большую эффективность мобилизующих воздействий со стороны руководителей практических подразделений в экстремальных ситуациях.
Следовательно,
управление своими психическими состояниями
и действиями представляет собой
комплекс систематизированных
Различные направления психологической подготовки и условия их реализации дают результат лишь тогда, когда они используются в комплексе, в ходе всех занятий и воспитательных мероприятий по морально-психологической, тактической, физической и других видов подготовки пограничников.
Практические рекомендации включают решение ряда организационных, содержательных и методических вопросов:
В целях совершенствования организации психологической подготовки пограничников:
- Пересмотреть программы оперативной и оперативно-боевой подготовки пограничников с учетом необходимого количества занятий и тренировок, последовательности и периодичности наращивания в них трудностей в каждой оперативно-боевой ситуации для формирования и поддержания психологической готовности пограничников в течение всего периода службы.
- Ввести планирование психологической подготовки, как обязательного элемента в системе боевой подготовки пограничников.
В целях совершенствования содержания психологической подготовки пограничников:
- На занятиях в учебных заведениях, а также в системе внешкольной учебы включить изучение таких вопросов как:
- Сущность, содержание и особенности психологической подготовки к выполнению различных задач, в том числе в экстремальных условиях профессиональной деятельности,
-
Возможности выявления и
-
Проблемы и принципы
В
целях совершенствования методи
В нормативно-правовых документах и прежде всего в боевых уставах, наставлдениях отображать варианты наращивания трудностей оперативных и учебно-боевых ситуаций, периодичность и последовательность их отработки.
При
проведении практических занятий учитывать
динамику деятельности и характерные
тенденции в становлении
Оценивать
деятельность руководителя и по умению
психологически оценивать оперативную
и боевую обстановку и готовить своих
подчиненных к выполнению задач в экстремальных
условиях.
Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях