Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа

Описание работы

Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.

В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.

Работа содержит 1 файл

Сысоев-Психологическая подготовка.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Психологическое противоборство с противником. Наряду с оперативно-тактическим, огневым и другими видами противоборства с противником,  необходимо добиваться психологического противоборства. В этих целях личный состав под руководством непосредственных начальников и самостоятельно должен учиться:

    - «глубоко проникать в психологию  противника», раскрывать его замысел, вскрывать возможные угрозы и организовывать ему эффективное противодействие;

    - вводить противника в заблуждение  относительно истинных намерений  и действий наших оперативных  подразделений; 

    - умело применять маскировку, дезинформацию  противника, усыпление его бдительности;

    - отвлекать внимание противника  от действительных целей наших  оперативных  и войсковых подразделений; 

    - создавать в представлении противника  ошибки, толкающие его на ложный путь относительно действий, сил и средств наших подразделений и др.

    Принцип динамизма и масштабности действий пограничников. Для психологической подготовки пограничников немаловажным условием является формирование готовности быстро ориентироваться и принимать наиболее верные решения в скоротечной и маневренной боевой ситуации. Этот необходимый динамизм в действиях пограничников достигается тогда, когда:

    - занятия и учения проводятся  с постоянным изменением замысла и условий отработки учебно-боевых ситуаций;

    - последовательно усложняются задачи;

    - от занятия к занятию наращиваются трудности, увеличиваются длительность и непрерывность в отработке учебно-боевых ситуаций;

    -  наращиваются темп действий пограничников,  интеллектуальные нагрузки, скорость и неожиданность изменения боевой обстановки и др.

    Соблюдение  этих условий позволяет пограничникам не теряться в неожиданных и быстро меняющихся условиях экстремальной ситуации, видеть, как она развивается, упреждать противника в маневре, распознавать его хитрости и уловки и своевременно принимать необходимые решения.

    Принцип адекватности психических  состояний и действий. Для психологической подготовки пограничников очень важно, чтобы испытываемые ими психические состояния, выполняемые действия при отработке учебно-боевых ситуаций были аналогичны условиям реальной боевой ситуации. Для этого целесообразно: создавать на занятиях и тактических учениях систему трудностей и препятствий, вызывающих у личного состава психические реакции, подобные тем, какие могут возникнуть в экстремальных условиях; добиваться снижения у пограничников психической напряженности и стабилизации ее на оптимальном уровне. Все это создаст условия для адаптации пограничников к трудностям боевой обстановки, будет способствовать лучшей реализации боевого мастерства и качественному выполнению учебно-боевых задач.

    Большую роль в психологической подготовке играет соблюдение на занятиях и учениях принципа безопасности действий пограничников. Это закономерная зависимость между объективной необходимостью действовать в условиях риска и опасности и требованиями мирного времени к сохранению жизни и здоровья контрразведчиков. Безопасность достигается:

    -  высокой организацией и продуманностью  занятий и учений;

    - определением учебных мест, условий,  этапов выполнения учебно-боевых задач, на которых возможен травматизм обучаемых;

    - постоянным и тщательным анализом  причин имевшегося ранее травматизма в подразделении и устранением причин, его порождающих;

    - неукоснительным соблюдением мер  страховки и взаимопомощи;

    -  высокой обученностью пограничников и соблюдением требований воинской дисциплины, порядка и организованности.

    Такой подход к организации занятий  позволяет пограничникам успешно преодолевать различные трудности и препятствия боевой деятельности, не опасаясь при этом за свою жизнь и здоровье.

    Соблюдение  всего комплекса принципов и  требований, условий в психологической  подготовке пограничников упорядочивает  процесс боевой подготовки, придает  ему более целенаправленный характер по формированию качеств, позволяющих  им успешно преодолевать трудности боевой обстановки, не опасаясь за свою жизнь и здоровье, и успешно выполнять боевые задачи.

    Среди рассмотренных направлений в  психологической подготовке личного состава важно выделять также вооружение его приемами самоуправления психическими состояниями и действиями. При этом сначала офицеры обучают личный состав приемам, направленным на выявление своих психологических особенностей (самонаблюдение, сравнение с «идеалом», самоанализ и самооценка своего психического состояния), а затем уже приемам самоуправления.

    Важно разъяснять сотрудникам, что управление своими психическими состояниями и действиями представляет собой комплекс систематизированных психологических и физических приемов, которые позволяют снимать чрезмерное психическое напряжение, стимулировать внутреннюю и внешнюю активность, максимально мобилизовывать моральные и физические силы на выполнение задач учебной и боевой деятельности. Обучение приемам начинается с ознакомления с ними (самоубеждение, самовнушение, самоупражнение, самопринуждение, самоодобрение, самоотвлечение от раздражителя, расслабление мышц при ощущении скованности, физические упражнения, аутогенные тренировки и др.), а затем осуществляется апробация их в ходе преодоления трудностей различных учебно-боевых ситуаций, формирование на этой основе специальных навыков и умений, внутреннего механизма саморегуляции. Прочность этого механизма, сформированного в ходе мирной боевой учебы, обеспечивает и большую эффективность мобилизующих воздействий со стороны руководителей практических подразделений в экстремальных ситуациях.

    Следовательно, управление своими психическими состояниями  и действиями представляет собой  комплекс систематизированных психологических  и физических приемов, которые позволяют  снимать чрезмерное психическое напряжение, стимулировать внутреннюю и внешнюю активность, максимально мобилизовать моральные и физические силы на выполнение задач.

    Различные направления    психологической  подготовки    и условия их реализации дают результат лишь тогда,  когда они используются в комплексе, в ходе всех занятий и воспитательных мероприятий по морально-психологической, тактической, физической  и других видов подготовки пограничников.

    Практические  рекомендации включают решение ряда организационных, содержательных и методических вопросов:

    В целях совершенствования организации психологической подготовки пограничников:

    - Пересмотреть программы оперативной и оперативно-боевой подготовки пограничников с учетом необходимого количества занятий и тренировок, последовательности и периодичности наращивания в них трудностей в каждой оперативно-боевой ситуации для формирования и поддержания психологической готовности пограничников в течение всего периода службы.

    - Ввести планирование психологической подготовки, как обязательного элемента в системе боевой подготовки пограничников.

    В целях совершенствования содержания психологической подготовки пограничников:

    - На занятиях в учебных заведениях, а также в системе внешкольной учебы включить изучение таких вопросов как:

    - Сущность, содержание и особенности психологической подготовки к выполнению различных задач, в том числе в экстремальных условиях профессиональной деятельности,

    - Возможности выявления и оценки  психологической готовности пограничников,

    - Проблемы и принципы моделирования оперативных и учебно-боевых ситуаций…

    В целях совершенствования методики психологической подготовки пограничников:

    В нормативно-правовых документах и прежде всего в боевых уставах, наставлдениях отображать варианты наращивания трудностей оперативных и учебно-боевых ситуаций, периодичность и последовательность их отработки.

    При проведении практических занятий учитывать  динамику деятельности и характерные  тенденции в становлении психологической  готовности каждого пограничника.

    Оценивать деятельность руководителя и по умению психологически оценивать оперативную  и боевую обстановку и готовить своих подчиненных к выполнению задач в экстремальных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях