Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа

Описание работы

Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.

В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.

Работа содержит 1 файл

Сысоев-Психологическая подготовка.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Вместе  с улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава окрепнет уверенность в своей способности преодолевать трудности и достигать поставленной цели. Уверенность в себе, своем оружии, руководителях и товарищах помогает пограничникам точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свое воинское мастерство. Все это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению задач в экстремальных условиях.

    Если  требуется  активно включиться  в  боевую деятельность,  у  психологически  подготовленного  пограничника  происходят изменения в психическом состоянии, актуализируются необходимые  психические качества, повышается  психическая  активность,    конкретизируется    нацеленность  на   преодоление трудностей  предстоящей  экстремальной ситуации.    Пограничник внутренне  настраивается и мобилизуется на преодоление трудностей в выполнении  предстоящей  боевой задачи.  «Пусковым сигналом» для осуществления настроя  и мобилизации на выполнение учебно-боевых задач могут быть приказ   руководителя,   понимание пограничником значимости его выполнения, а также сама –боевая обстановка, личный пример руководителей и товарищей.

    В процессе практического преодоления  трудностей учебной или боевой обстановки психологическая готовность погранисника претерпевает изменения. Изменяются мотивы, цели, способы и приемы деятельности, актуализируются то одни, то другие необходимые процессы, качества.

    После преодоления трудностей, когда потребность в конкретных действиях оказывается временно удовлетворенной,, а цель достигнутой, побуждающее действие мотивации переключается на удовлетворение новых потребностей, на достижение новых целей. Некоторое время состояние готовности (рабочее состояние) у личного состава еще сохраняется.

    По  мере затухания нервного возбуждения, процессов активации, спада психической напряженности прекращается функционирование психических процессов (в направлении выполненного действия), актуализированных элементов готовности, происходит переход состояния готовности в психологическую подготовленность, пополненную новым содержанием, новым опытом преодоленных трудностей. Комплекс условно-рефлекторных связей, сформированных в ходе подготовительной деятельности, пополненный новым содержанием, а также возможность их последующего функционирования у личного состава сохраняются в определенных условиях в течение длительного времени, постоянно пополняются, упрочиваются и актуализируются при предвосхищении или выполнении им последующих аналогичных действий, в процессе мобилизации психики.

    Следовательно, психологическая подготовка пограничников  к активным действиям в экстремальных  условиях имеет свою сущность, свои конкретные результаты, специфику процесса упрочения необходимых качеств и становления состояния психологической готовности, которые необходимо учитывать в ходе занятий и воспитательных мероприятий по боевой и моральной подготовке как личного состава, так и руководителей подразделений.

    Становление состояния психологической готовности пограничника к деятельности в экстремальных условиях проходит три последовательных этапа; от исходного (предшествующего или типичного для данного человека в нормальных условиях) психического состояния, к переходному состоянию предварительной (частичной) настроенности и мобилизованности на предстоящую деятельность,  затем к состоянию полной готовности к деятельности в экстремальных условиях.

    Первый этап - исходное психическое состояние представляет  собой состояние покоя или обусловленное факторами, не относящимся непосредственно к предстоящей деятельности, но влияющими  на его протекание. Оно характеризуется способностью организма и психики сохранять свое постоянство "включением в действие определенных механизмов регуляции". Под этим состоянием "подразумевается  свойственная нормальному человеку структура и характер нервных реакций и постоянность проявления свойств нервной деятельности". В исходном состоянии у пограничника все психические процессы протекают со свойственной ему стабильностью и не обнаруживают своего проявления, связанного с необходимостью совершать действия в экстремальных условиях, т.е. в этом состоянии он не думает о предстоящей деятельности и может не знать определенного срока  начала его выполнения.

    Второй  этап - переходное состояние предварительной готовности характеризуется частичной настроенностью и мобилизованностью отдельных психических процессов или психики в целом, но недостаточной для выполнения сложного действия в экстремальных условиях. В этом состоянии специалист готовится к  профессиональной деятельности теоретически и практически, предвосхищает отдельные факторы действий (возможные критические ситуации), испытывает при этом различные противоречивые чувства и эмоции, проявляет волевое усилие для их преодоления. Однако, это состояние носит эпизодический характер и не связано с необходимостью выполнять действия немедленно.

    Третий  этапсостояниие полной готовности к действиям представляет собой протекание прежде всего мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов на оптимальном для данного сотрудника уровне, т.е. момент (период) его оптимальной мобилизации. Причем у каждого человека есть свои особенности в динамике мобилизации психики на предстоящую деятельность. Одни из них проявляют большее желание за 1-1,5 часа до начала деятельности (особенно если перед этим молодые сотрудники видели действия опытных контрразведчиков, и у них "сработал" механизм психологической заразительности). У других подобное состояние проявляется в подготовительный период или непосредственно перед выполнением действий. В состоянии оптимальной мобилизации контрразведчик испытывает прилив энергии, внутренний подъем, желание как можно быстрее совершить необходимые действия и заметное снижение остроты переживания трудных и опасных факторов деятельности в экстремальной обстановке.

    Слишком ранняя мобилизованность психики пограничника на предстоящие действия истощает его  силы, снижает качество выполнения действий, особенно в самые ответственные моменты (встреча с агентом, захват террористов, нападение на охраняемый объект и др.).

    В индивидуальной динамике становления  состояния психологической готовности наблюдается появление момента (периода) оптимальной мобилизации, для которого характерно:

    -  упрочение мотивационной основы  деятельности,

    - полнота восприятия боевой обстановки и представлений об особенностях и трудностях предстоящей деятельности,

    - наилучшая продуктивность мыслительной деятельности,

    - спад эмоционального напряжения, облегчающий проявление волевого  усилия.

    Индивидуальные  различия в динамике мобилизации психики  пограничника условно можно свести к четырем различным типам: "взрывному", "раннему" (опережающему), "постепенному" и "скачкообразному" (лабильному). Каждый из этих типов приведения в состояние готовности имеет свои особенности.

    "Взрывной" тип приведения в состояние готовности характеризуется незначительной активизацией психических процессов перед началом деятельности с последующей незначительной мобилизованностью психики за несколько минут перед выполнением первого действия и кратковременной, но интенсивной мобилизацией и актуализацией необходимых компонентов готовности (и прежде всего мотивационного и волевого),  непосредственно перед действием.

    Особенностью "постепенного" типа становления состояния готовности является равномерное повышение мобилизованности психических процессов перед началом деятельности, которые достигают своей оптимальной величины непосредственно перед его выполнением.

    "Ранний" или опережающий тип приведения в состояние готовности характеризуется повышенной активизацией психики за несколько минут перед началом деятельности, затем спадом мобилизованности психических процессов с последующей постепенной мобилизацией психики, вершина которой достигается за какое-то секунды до начала первого действия, но нужной оптимальности мобилизованность может и не достигнуть.

    Для «скачкообразного» или лабильного типа становления состояния психологической готовности характерна опережающая мобилизованность некоторых психических процессов (преимущественно мотивационного и волевого) за 15-20 минут до начала деятельности, затем резкий спад мобилизованности до депрессивного состояния (стартовая апатия), с последующей незначительной активизацией психики за 2-3 минуты до начала деятельности и кратковременной, но интенсивной мобилизацией непосредственно  перед ее выполнением. При этом первоначального уровня оптимальности мобилизованность иногда не достигает.

    Сравнение результатов выполнения деятельности пограничниками с различным типом приведения в состояние готовности показывает, что чем ближе по времени момент оптимальной мобилизации психики к началу деятельности, тем меньше ошибок делает сотрудник при его выполнении, чувствует себя более уверенным и меньше проявляет волевого усилия для контроля за своими мыслями, чувствами и действиями.

    После накопления опыта деятельности происходит некоторая перегруппировка в  динамике становления состояния  готовности и стабилизация ее на  каком-то определенном типе - чаще всего на «взрывном» и «постепенном» типах. Под воздействием некоторых факторов (плохое настроение, утомление, недостаточная настроенность на данный вид деятельности, перенесенная травма, аварийная ситуация, длительное ожидание деятельности, дидактогения) тип становления состояния готовности может на 1-2 вида деятельности меняться, но затем происходит возвращение к прежнему типу.

    Основные  направления психологической подготовки личного состава к выполнению учебно-боевых задач:

    В войсковой практике сложилась следующая система основных направлений психологической подготовки контрразведчиков:

    1. Формирование мотивационных основ  боевой деятельности личного состава.

    2.   Информирование личного состава о задачах и способах их выполнения, необходимости и возможности преодоления трудностей боевой обстановки.

    3.  Включение пограничников в  активные практические действия в условиях, приближенных к экстремальным.

    4.  Вооружение личного состава приемами самоуправления психическими состояниями и действиями.

    Все указанные направления реализуются  в ходе проведения занятий и воспитательных мероприятий в боевой учебе и службе оперативного состава.

    Формирование  мотивационных основ  боевой деятельности личного состава. Руководителю подразделения необходимо прежде всего иметь представление о системе мотивов, которая управляет деятельностью и поведением личного состава в ходе выполнения задач в экстремальных ситуациях, знать психологические условия успешного формирования мотивов. В системе мотивов целесообразно выделять следующие: а) мотивы обеспечения безопасности государства и ее союзников; б) мотивы  своей профессиональной деятельности; в) мотивы непосредственного практического действия. Данные группы мотивов тесно связаны между собой и соотносятся как общее, особенное и единичное побуждение.

    Мотивы  обеспечение безопасности государства  и  ее союзников формируются при условии, если пограничникам разъясняется, что:

    - террористические акты различного  масштаба против России могут стать реальностью;

    - Президент и правительство делают  все, чтобы предотвратить попытки  агрессивных намерений; 

    - сдерживающим фактором агрессии  являются крепнущая экономическая и боевая мощь нашей армии и флота, их боеготовность, а также боевой опыт наших спецслужб (ФСБ, СВР и др.),  основанные на качественном овладении пограничниками профессиональным мастерством, их постоянная бдительность и готовность к отражению агрессии.

    Понимание необходимости обеспечения безопасности личности, общества, государства является одним из самых важных условий проявления контрразведчиком своей активности в овладении –боевым мастерством, формирования готовности преодолевать тяготы и лишения боевой обстановки.

    Процесс формирования мотивов обеспечение  безопасности государства не ограничивается лишь рамками просветительства об имеющихся угрозах. Творческий подход к выбору форм и методов учебно-воспитательного воздействия — оперативного, конкретного, своевременного, при массовом охвате пограничников — должен стать неотъемлемым правилом каждого руководителя практического подразделения.

    В период освоения пограничником своих функциональных обязанностей мотивы обеспечение безопасности государства конкретизируются,  обогащаются  новым  содержанием, отражающим выполняемые боевые задачи, специфические для своей контрразведывательной специальности, превращаясь в новое качественное образование — мотивы профессиональной и боевой деятельности. Условиями их формирования являются:

    - осознание пограничником своей принадлежности к ФСБ, пограничным подразделениям, их героической истории; освоение своей воинской специальности,

    - преодоление трудностей и появление  на этой основе гордости за  причастность к данной спецслужбе  на деле;

    - стремление следовать установившимся  традициям;

    - предоставление самостоятельности, ответственности за свои действия и действия товарищей по выполнению учебно-боевых задач.     

Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях