Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа
Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.
В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.
При отработке конкретных действий, приемов, преодолении трудностей в многочисленных учебно-боевых ситуациях на основе социально значимых мотивов формируются мотивы непосредственного практического действия:
-
стремление утвердиться во
- стремление проверить себя, свои возможности преодолевать трудности и др.
Руководствуясь в конкретной боевой ситуации мотивами непосредственного практического действия, пограничник не всегда задумывается над их связью и подчиненностью мотивам высшего порядка. Однако когда в экстремальной ситуации приходится проводить детальное осмысление своих действий («во имя чего рисковать жизнью?», «с какой целью?» и т. д.), то невольно мысль актуализирует мотивы, стоящие в высшем ряду «иерархической лестницы».
Поэтому руководителям при проведении занятий и воспитательных мероприятий со своими подчиненными перед непосредственным преодолением трудностей боевой ситуации целесообразно проводить эту связь. Необходимо увязывать цели проводимых занятий и воспитательных мероприятий с целями обеспечения безопасности Российской Федерации, с задачами, решаемыми воинским подразделением; постоянно разъяснять личному составу значимость, необходимость и возможность преодоления трудностей и выполнения поставленных задач; добиваться осознания каждым пограничником необходимости качественного овладения своей боевой специальностью и др. Соблюдение данных требований позволяет приблизить содержание формируемых мотивов к мотивам, функционирующим в реальной экстремальной ситуации.
Вторым направлением в психологической подготовке является достижение наиболее полного информирования пограничников о выполняемых задачах и преодолеваемых при этом трудностях. Здесь руководителям важно видеть и выделять как минимум два рода нацеленности информации: ориентировочную, «когда массы все знают, обо всем могут судить», и мобилизующую, когда «массы идут на все сознательно», в том числе и на преодоление трудностей.
Чаще всего пограничникам дается информация первого рода в целях создания правильных представлений о боевой и оперативной обстановке, об особенностях выполняемых задач, характере предстоящих действий и др. Информация такого рода необходима, но она направлена, прежде всего, на общую подготовку пограничников по обеспечению безопасности государства, к выполнению учебно-боевых задач в мирное время.
Однако если в ходе информирования не разъясняются характер предстоящих трудностей, их воздействие на психику подготовленного и неподготовленного пограничника, не показываются возникающие в ней изменения, а также возможности и условия преодоления трудностей, такое информирование не решает основных задач психологической подготовки пограничников к успешным действиям в оперативной и особенно в боевой ситуации. Оно лишь позволяет создать наиболее общие представления (на основе самооценки сотрудниками трудностей выполнения задачи) о психологических факторах боевой ситуации, о необходимости выполнять поставленные задачи, об ответственности за свои действия и др. Такая информация не всегда мобилизует пограничников на выполнение учебно-боевых задач.
Третьим направлением психологической подготовки является включение пограничников в активные практические действия в обстановке, приближенной к действиям в экстремальной ситуации. Эффективность формирования у пограничников психологической готовности обусловливается соблюдением руководителями ряда необходимых условий.
При практической отработке конкретных учебно-боевых ситуаций необходимо одновременно с усложнением самой боевой ситуации соблюдать постепенность в наращивании трудностей и периодичность их преодоления.
Так,
например, строится одновременный процесс
усложнения ситуации и наращивания трудностей
при обучении метанию боевых гранат.
Отрабатываемая
боевая
ситуация |
Процесс усложнения ситуации с одновременным наращиванием трудностей |
Метание боевых гранат |
1. Метание учебных
гранат из различных положений.
2. Метание
имитационных гранат из 3. Метание боевых гранат из окопа (лежа, с колена, стоя). 4. Метание боевых гранат при движении в пешем порядке или на боевой технике. 5. Метание
боевых гранат при обстреле, приходящемся
через головы действующего |
Когда основные психологические трудности в учебной, служебной и боевой деятельности пограничников различных подразделений моделируются и преодолеваются недостаточно, это во многом свидетельствует об упущениях и послаблениях в их психологической подготовке.
Для
появления психологической
В целях включения пограничников в активные практические действия в обстановке, приближенной к действиям в экстремальной ситуации, руководителям подразделений важно осуществлять не только внешнее, но, прежде всего психологическое моделирование боевой обстановки.
Психологическая модель боевой обстановки - это статико-динамический образ постоянно изменяющейся боевой ситуации и активно действующего в ней личного состава, понимающего смысл связей и отношений, в которые он вступает и изменяет по воле руководителя или по своей воле.
Руководителю подразделения, в целях приближения обстановки обучения к обстановке реальной оперативно-боевой ситуации, важно руководствоваться следующей системой принципов психологического моделирования экстремальной ситуации:
1.
Мотивационная обеспеченность
2. Достаточность информационного обеспечения действий (ориентировочная основа действий).
3.
Психологическое соответствие
4.
Проблемность моделируемых
5.
Психологическое
6.
Динамизм и масштабность
7.
Адекватность психических
8. Безопасность (за счет соблюдения мер страховки и взаимопомощи).
Мотивационная обеспеченность действий пограничника в моделированных условиях экстремальной ситуации заключается в необходимости целенаправленно и планомерно побуждать военнослужащего к выполнению поставленных задач, к сознательному преодолению трудностей. Мотивационная обеспеченность достигается:
- доказательным
обоснованием руководителями
а) определять и анализировать цели и задачи своей деятельности и поведения в конкретной боевой ситуации с позиции их социальной значимости;
б) помогать определять и осознавать смысл своей активной деятельности, давать оценку своему поведению в процессе преодоления трудностей боевой ситуации;
в) выбирать способы и приемы деятельности и поведения исходя из потребностей государства, общества, требований, вытекающих из приказов руководителей, из необходимости внести свой посильный вклад в выполнение поставленной задачи;
г) подчинять свои личные ситуативные побуждения (особенно вызванные инстинктом самосохранения) социальным интересам на основе осознания значимости своих активных и инициативных действий при выполнении задач в экстремальных условиях.
Принцип достаточности информационного обеспечения действий (ориентировочная основа действий) выражает зависимость представлений пограничника об оперативной и боевой обстановке от понимания им задач, команд, сигналов, вводных, применяемых имитационных и других средств, содержащих определенную информацию и имеющую заложенный в них смысл для его ориентировки в экстремальных условиях, принятия решений и их осуществления. Информация, заложенная руководителем в моделированной ситуации, должна пониматься, адекватно оцениваться личным составом как равнозначная, равноценная, относительно правдоподобная, соответствующая его представлениям о возможной реальной боевой ситуации, и в свою очередь должна служить основным условием создания адекватных представлений о требуемых от него практических действиях.
Принцип психологического соответствия учебных и учебно-боевых задач требует:
-
чтобы замысел занятий и
- чтобы действия пограничников на занятиях и учениях понимались ими как необходимые для решения учебной и боевой задачи и адекватные современным представлениям о возможном создании и развитии оперативной и боевой обстановки;
-
чтобы преодолеваемые
-
чтобы психологические и
Для психологической подготовки пограничников очень важно, чтобы испытываемые ими психические состояния, выполняемые действия при отработке учебно-боевых ситуаций были аналогичны условиям реальной боевой ситуации. Для этого целесообразно: создавать на занятиях и тактических учениях систему трудностей и препятствий, вызывающих у пограничников психические реакции, подобные тем, какие могут возникнуть в экстремальных условиях; добиваться снижения у пограничников психической напряженности и стабилизации ее на оптимальном уровне. Все это создаст условия для адаптации пограничников к трудностям боевой обстановки, будет способствовать лучшей реализации боевого мастерства и качественному выполнению учебно-боевых задач.
Для реализации требований принципа проблемности при моделировании учебно-боевых ситуаций важно обеспечить формирование психологической готовности к напряженной интеллектуальной деятельности в экстремальных условиях, возможности находить правильный выход из создавшейся ситуации, проявлять творчество и инициативу при выполнении как учебных, так и учебно-боевых задач
Принцип требует:
- чтобы на занятиях и учениях боевые ситуации отрабатывались в зависимости от понимаемого сотрудниками замысла руководителя, решений и действий обозначенного «противника»;
- чтобы пограничнику не давалось всех данных о возможных нарушителях границы, а также местности и готовых решений, чем обеспечивалась бы возможность проявления инициативы и творчества в самостоятельном добывании нужной информации и принятия решений с минимумом данных;
-
чтобы формировалась
- чтобы пограничник учился понимать смысл происходящих изменений в оперативной и боевой обстановке и др.
Наиболее полно в практическом подразделении этим условиям отвечают комплексные тактические занятия и учения с боевой стрельбой, метанием боевых гранат, моделированием встречи с агентом в экстремальных условиях и пр.
Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях