Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа

Описание работы

Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.

В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.

Работа содержит 1 файл

Сысоев-Психологическая подготовка.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    При отработке конкретных действий, приемов, преодолении трудностей в многочисленных учебно-боевых ситуациях на основе социально значимых мотивов формируются мотивы непосредственного практического действия:

    - стремление утвердиться во мнении  непосредственных руководителей  и товарищей смелым, решительным,  склонным к риску во имя  благородных целей; 

    - стремление проверить себя, свои возможности преодолевать трудности и др.

    Руководствуясь  в конкретной боевой ситуации мотивами непосредственного практического действия, пограничник не всегда задумывается над их связью и подчиненностью мотивам высшего порядка. Однако когда в экстремальной ситуации приходится проводить детальное осмысление своих действий («во имя чего рисковать жизнью?», «с какой целью?» и т. д.), то невольно мысль актуализирует мотивы, стоящие в высшем ряду «иерархической лестницы».

    Поэтому руководителям при проведении занятий и воспитательных мероприятий со своими подчиненными перед непосредственным преодолением трудностей боевой ситуации целесообразно проводить эту связь. Необходимо увязывать цели проводимых занятий и воспитательных мероприятий с целями обеспечения безопасности Российской Федерации, с задачами, решаемыми воинским подразделением; постоянно разъяснять личному составу значимость, необходимость и возможность преодоления трудностей и выполнения поставленных задач; добиваться осознания каждым пограничником необходимости качественного овладения своей боевой специальностью и др. Соблюдение данных требований позволяет приблизить содержание формируемых мотивов к мотивам, функционирующим в реальной экстремальной ситуации.

    Вторым  направлением в психологической подготовке является достижение наиболее полного информирования пограничников о выполняемых задачах и преодолеваемых при этом трудностях.  Здесь руководителям важно видеть и выделять как минимум два рода нацеленности информации: ориентировочную, «когда массы все знают, обо всем могут судить», и мобилизующую, когда «массы идут на все сознательно», в том  числе  и на преодоление трудностей.

    Чаще  всего пограничникам дается информация первого рода в целях создания правильных представлений о боевой и оперативной обстановке, об особенностях выполняемых задач, характере предстоящих действий и др. Информация такого рода необходима, но она направлена, прежде всего, на общую подготовку пограничников по обеспечению безопасности государства, к выполнению учебно-боевых задач в мирное время.

    Однако  если в ходе информирования не разъясняются характер предстоящих трудностей, их воздействие на психику подготовленного и неподготовленного пограничника, не показываются возникающие в ней изменения, а также возможности и условия преодоления трудностей, такое информирование не решает основных задач психологической подготовки пограничников к успешным действиям в оперативной и особенно в боевой ситуации. Оно лишь позволяет создать наиболее общие представления (на основе самооценки сотрудниками трудностей выполнения задачи) о психологических факторах боевой ситуации, о необходимости выполнять поставленные задачи, об ответственности за свои действия и др. Такая информация не всегда мобилизует пограничников на выполнение учебно-боевых задач.

    Третьим направлением психологической подготовки является включение пограничников в активные практические действия в обстановке, приближенной к действиям в экстремальной ситуации. Эффективность формирования у пограничников психологической готовности обусловливается соблюдением руководителями ряда необходимых условий.

    При практической отработке конкретных учебно-боевых ситуаций  необходимо одновременно с усложнением самой боевой ситуации соблюдать постепенность в наращивании трудностей и периодичность их преодоления.

    Так, например, строится одновременный процесс усложнения ситуации и наращивания трудностей при обучении метанию боевых гранат. 

Отрабатываемая  боевая

ситуация

Процесс усложнения ситуации с одновременным наращиванием трудностей
 
Метание боевых

гранат

1. Метание учебных  гранат из различных положений.

2. Метание  имитационных гранат из различных  положений.

3. Метание  боевых гранат из окопа (лежа, с колена, стоя).

4. Метание  боевых гранат при движении  в пешем порядке или на боевой технике.

5. Метание  боевых гранат при обстреле, приходящемся  через головы действующего личного состава.

 

    Когда основные психологические трудности в учебной, служебной и боевой деятельности пограничников различных подразделений моделируются и преодолеваются недостаточно, это во многом свидетельствует об упущениях и послаблениях в их психологической подготовке.

    Для появления психологической готовности при отработке ситуации по метанию  боевых гранат необходимо, чтобы каждый пограничник метал не менее 6—8 боевых гранат из различных положений. Сформированная психологическая готовность сохраняется в том случае, если периодичность метания боевых гранат будет не реже 1 раза в 5—6 месяцев. Аналогично должны обрабатываться все другие учебно-боевые ситуации с учетом требуемого количества тренировок в целях появления психологической готовности и периодичности их проведения для поддержания сформированной готовности на оптимальном уровне.

    В целях включения пограничников в активные практические действия в обстановке, приближенной к действиям в экстремальной ситуации,  руководителям подразделений важно осуществлять не только внешнее, но, прежде всего психологическое моделирование боевой обстановки.

    Психологическая модель боевой обстановки - это статико-динамический образ постоянно изменяющейся боевой ситуации и активно действующего в ней личного состава, понимающего смысл связей и отношений, в которые он вступает и изменяет по воле руководителя или по своей воле.

    Руководителю  подразделения, в целях приближения обстановки обучения к обстановке реальной оперативно-боевой ситуации, важно руководствоваться следующей системой принципов психологического моделирования экстремальной ситуации:

    1. Мотивационная обеспеченность действий  пограничника.

    2. Достаточность информационного обеспечения действий (ориентировочная основа действий).

    3. Психологическое соответствие учебных  и учебно-боевых задач.

    4. Проблемность моделируемых ситуаций.

    5. Психологическое противоборство  с противником.

    6. Динамизм и масштабность действий.

    7. Адекватность психических состояний  и действий.

    8. Безопасность (за счет соблюдения  мер страховки и взаимопомощи).

    Мотивационная обеспеченность действий пограничника в моделированных условиях  экстремальной ситуации заключается в необходимости целенаправленно и планомерно побуждать военнослужащего к выполнению поставленных задач, к сознательному преодолению трудностей. Мотивационная обеспеченность достигается:

 - доказательным  обоснованием руководителями необходимости  и целесообразности:

 а) определять и анализировать цели и задачи своей деятельности и поведения в конкретной боевой ситуации с позиции их социальной значимости;

 б) помогать определять и осознавать смысл своей  активной деятельности, давать оценку своему поведению в процессе преодоления  трудностей боевой ситуации;

 в) выбирать способы и приемы деятельности и  поведения исходя из потребностей государства, общества, требований, вытекающих из приказов руководителей, из необходимости внести свой посильный вклад в выполнение поставленной задачи;

 г) подчинять  свои личные ситуативные побуждения (особенно вызванные инстинктом самосохранения)  социальным интересам на основе осознания  значимости своих активных и инициативных действий при выполнении задач в экстремальных условиях.

    Принцип достаточности информационного обеспечения действий (ориентировочная основа действий) выражает зависимость представлений пограничника об оперативной и боевой обстановке от понимания им задач, команд, сигналов, вводных, применяемых имитационных и других средств, содержащих определенную информацию и имеющую заложенный в них смысл для его ориентировки в экстремальных условиях, принятия решений и их осуществления. Информация, заложенная руководителем в моделированной ситуации, должна пониматься, адекватно оцениваться личным составом как равнозначная, равноценная, относительно правдоподобная, соответствующая его представлениям о возможной реальной боевой ситуации, и в свою очередь должна служить основным условием создания адекватных представлений о требуемых от него практических действиях.

      Принцип психологического  соответствия учебных  и учебно-боевых  задач  требует:

    -  чтобы замысел занятий и учений, создаваемая учебно-боевая обстановка, отрабатываемые моделированные боевые ситуации  соответствовали представлениям пограничников, сформированным на основе изучения положений военной науки, нормативно-правовых и других документов, наставлений и пр.;

    - чтобы  действия пограничников на занятиях и учениях понимались ими как  необходимые для решения учебной и боевой задачи и адекватные современным представлениям о возможном создании и развитии оперативной и боевой обстановки;

    - чтобы преодолеваемые трудности,  по их взглядам и убеждениям, были аналогичны трудностям реальной  экстремальной ситуации;

    - чтобы психологические и физические  нагрузки при отработке учебных действий были ни сколько не меньше, чем это представляется по современным взглядам для успешного выполнения учебно-боевых задач.

    Для психологической подготовки пограничников очень важно, чтобы испытываемые ими психические состояния, выполняемые действия при отработке учебно-боевых ситуаций были аналогичны условиям реальной боевой ситуации. Для этого целесообразно: создавать на занятиях и тактических учениях систему трудностей и препятствий, вызывающих у пограничников психические реакции, подобные тем, какие могут возникнуть в экстремальных условиях; добиваться снижения у пограничников психической напряженности и стабилизации ее на оптимальном уровне. Все это создаст условия для адаптации пограничников к трудностям боевой обстановки, будет способствовать лучшей реализации боевого мастерства и качественному выполнению учебно-боевых задач.

    Для реализации требований принципа проблемности при моделировании  учебно-боевых ситуаций важно обеспечить формирование психологической готовности к напряженной интеллектуальной деятельности в экстремальных условиях, возможности находить правильный выход из создавшейся ситуации, проявлять творчество и инициативу при выполнении как учебных, так и учебно-боевых задач

    Принцип требует:

    - чтобы на занятиях и учениях боевые ситуации отрабатывались в зависимости от понимаемого сотрудниками замысла руководителя, решений и действий обозначенного «противника»;

    - чтобы пограничнику не давалось всех данных о возможных нарушителях границы, а также местности и готовых решений, чем обеспечивалась бы возможность проявления инициативы и творчества в самостоятельном добывании нужной информации и принятия решений с минимумом данных;

    - чтобы формировалась целостность  представлений пограничников об  учебно-боевых ситуациях на основе самостоятельного анализа разрозненных и противоречивых сведений;

    - чтобы пограничник учился понимать смысл происходящих изменений в оперативной и боевой обстановке и др.

    Наиболее  полно в практическом подразделении  этим условиям отвечают комплексные тактические занятия и учения с боевой стрельбой, метанием боевых гранат, моделированием встречи с агентом в экстремальных условиях и пр.

Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях