Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа
Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.
В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.
Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях
Автор – заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук,
профессор
СЫСОЕВ Валентин Васильевич
Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.
В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.
Ее основная цель – сформировать у пограничников систему психологических качеств и состояний, необходимых для преодоления этих трудностей и успешного выполнения своих функциональных обязанностей в том числе и в экстремальных условиях
В сложном процессе психологической подготовки руководителю практического подразделения целесообразно видеть специфику одновременно происходящих и тесно взаимосвязанных между собой процессов. Ими являются:
а) процесс целенаправленного воздействия на психику пограничников извне (государство, руководитель, воинский коллектив, обстановка занятий, боевая обстановка и др.), который должен осуществляться руководителями практических подразделений через содержание, организацию, методику проведения занятий и воспитательных мероприятий по морально-боевой подготовке, создание необходимой материальной базы, тренажеров, системы имитационных средств и др.
По своей сущности это педагогический процесс. Его содержание определяется включением пограничников в практическую деятельность и проведением с ними учебно-воспитательных мероприятий, позволяющих подготовить их для преодоления трудностей реальной боевой обстановки. По своему содержанию - это система занятий и воспитательных мероприятий, которые должны проводить руководители, формируя у пограничников психологическую готовность.
б) процесс планируемых и контролируемых изменений в психике пограничников, на различных уровнях: социально-психологическом, индивидуально-психологическом, свидетельствующий об их потенциальной и реальной возможности преодолевать трудности экстремальной ситуации и успешно выполнять поставленные задачи.
По своей сущности это психологический процесс формирования и развития качеств личности сотрудника, позволяющих ему уверенно преодолевать трудности реальной боевой обстановки. Содержание данного процесса заключено в планируемых и контролируемых изменениях психической деятельности сотрудника, обнаруживаемых на различных уровнях: социально-психологическом, индивидуально-психологическом как на личностном, так и функциональном), психофизиологическом и др.. Содержанием психологической подготовки в данном случае будет система качеств и состояний, формирующихся и функционирующих в данный момент, на данном занятии или перед выполнением поставленной задачи.
в) процесс самовоздействия (самоуправления, саморегуляции) сотрудника, его самонастрой и самомобилизация в целях оптимального регулирования психических состояний, поведения и деятельности на основе усвоенных способов и приемов, апробации их в ходе преодоления трудностей боевой учебы и службы.
По своей сущности это психолого-педагогический процесс. Содержание его заключается в овладении: сотрудником способами и приемами самоуправления в трудных условиях учебной и боевой деятельности, в выработке механизма саморегуляции для регуляции действии и поведения в обычных и экстремальных условиях на основе сознательно поставленной цели.
По степени общности психологическая подготовка может быть трех видов:
1.
Общая профессионально-
2. Специальная психологическая подготовка — подготовка к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности.
3. Целевая психологическая подготовка — подготовка, осуществляемая непосредственно самим сотрудником с целью мобилизации всех своих качеств, способностей, состояний и действий для решения конкретной боевой задачи.
В ходе отработки всех необходимых боевых ситуаций на занятиях и учениях, проводимых в обстановке, приближенной к реальной, у пограничников формируются: з а б л а г о в р е м е н н о (до момента выполнения задачи) психологическая подготовленность (устойчивость), т. е. система психологических качеств, определяющая потенциальную возможность пограничников преодолевать трудности и успешно выполнять поставленную задачу.
Эту систему качеств, необходимых для деятельности в экстремальных условиях, составляют:
— знания трудностей различных боевых ситуаций, их влияния на психику сотрудника (подготовленного и неподготовленного), приемов и способов управления своими психическими состояниями и действиями, а также своих возможностей по преодолению трудностей;
— умений и навыков преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями, определять возможности и свою готовность выполнить поставленную задачу;
— взглядов и убеждений, мотивов и установок на необходимость и возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленную задачу;
— качеств личности, отражающих устойчивую способность пограничников преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями.
Содержание
формируемых психологических качеств
тесно связано с характером преодолеваемых
трудностей и особенностями реагирования
сотрудника на экстремальный факторы
боевой обстановки. Система требуемых
качеств вытекает из факторов, воздействующих
на психику сотрудника в экстремальных
условиях.
Основные трудности (факторы) в деятельности пограничника | Основные качества, необходимые для деятельности в экстремальных условиях |
1.
Опасность (реальная или |
Смелость, мужество, склонность к риску. |
2.
Неожиданность, новизна, |
Выдержка, самообладание, терпеливость и др. |
3. Дефицит времени и информации (противоречивость информации). | Инициатива, находчивость и др. |
4. Ответственность за принятое решение и его исполнение. | Обязательность, самостоятельность, ответственность и др. |
5.
Дискомфорт (отсутствие необходимых
условий для выполнения задачи) |
Неприхотливость, терпеливость, эмоционально-волевая устойчивость и др. |
Характер преодолеваемых
Данная система качеств характеризует степень теоретического ознакомления и практического преодоления сотрудником трудностей различных учебно-боевых ситуаций и свидетельствует о его психологической подготовленности к выполнению необходимых оперативных и учебно-боевых задач в соответствии с его контрразведывательной специальностью.
При подготовке к выполнению учебно-боевых действий пограничников различных подразделений ФСБ РФ происходит конкретизация трудностей.
Н е п о с р е д с т в е н н о перед выполнением конкретной задачи формируется состояние психологической готовности. Это нацеленность и активность (настроенность и мобилизованность) психики пограничников на преодоление предстоящих трудностей боевой деятельности, обеспечивающие результативность и качество ее выполнения, адекватно ее значимости и сложности.
В
состоянии психологической
— мотивационные — стремление преодолеть трудности и выполнить поставленную задачу, показать себя способным вынести тяготы экстремальной ситуации, проявлять смелость, решительность, желание самоутвердиться в коллективе подразделения на этой основе и др.;
— познавательные — это представления о трудностях предстоящих действий в экстремальных условиях и необходимости их преодоления, оценка своих возможностей по управлению психическими состояниями и действиями на основе ранее накопленного опыта и др.;
— эмоциональные — переживание чувства уверенности или сомнения в своей способности и готовности преодолеть трудности боевой обстановки и выполнить поставленные задачи и др.;
— волевые — решимость преодолеть трудности и препятствия, борьбу мотивов, чувств, порожденных как инстинктом самосохранения, так и ответственностью за принятые решения и их выполнение, и др.
В каждом из элементов состояния психологической готовности прослеживаются нацеленность и активность психики на преодоление трудностей предстоящей боевой деятельности, определяющие линию поведения сотрудника, свидетельствующие о его готовности или неготовности выполнять поставленную задачу.
Процесс психологической подготовки в самом общем виде осуществляется в следующем порядке. Пограничников необходимо подробно информировать об особенностях и условиях их боевой деятельности, о трудностях выполнения поставленной задачи, о путях, их преодоления. В ходе учебных занятий и учений целесообразно моделировать внешнюю картину боевой обстановки, действий контрразведчиков, динамику выполнения учебно-боевых задач, т. е. такие условия обстановки, которые, отражаясь в сознании пограничников, способны были вызвать психические реакции, подобные тем, которые могут возникнуть в реальной боевой обстановке.
Только при этих условиях сотрудники на практике включаются в активную деятельность, преодолевают трудности и препятствия, характерные для возникшей экстремальной ситуации, и тем самым осваивают свою контрразведывательную специальность. Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально будет создавать у оперативного состава значительную психическую напряженность. Разъяснение пограничникам значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи будет вызывать у них устойчивые мотивы (стремление, желание, интерес) успешно выполнять свои обязанности в учебной или боевой ситуации. Эти мотивы будут еще более упрочиваться, если пограничник самостоятельно будет анализировать важность выполнения приказа, необходимость преодоления трудностей. Формирование и упрочение мотивации позволит пограничнику легче настраиваться на выполнение поставленной задачи, мобилизовать свои возможности, преодолевая при этом психическую напряженность, и выполнять необходимые действия.
Приобретенный опыт преодоления трудностей в результате многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях опасности, новизны, интеллектуальных затруднений будет постепенно упрочиваться. Стабильнее будет становиться контроль пограничника за своими психическими состояниями и действиями. На этой основе с необходимостью появятся первые умения и навыки управления своими психическими состояниями, поведением и действиями, убежденность в возможности преодолевать трудности и качественно выполнять поставленную задачу. Постепенно сформируется психологический механизм устойчивого подавления волей чувства боязни, сомнения, неуверенности, страха.
В результате дальнейшего упрочения эмоционально-волевого контроля пограничника за счет привыкания его к опасности и другим факторам оперативно-боевой обстановки при выполнении практических действий в моделируемых условиях на занятиях учениях, приближенных к реальным экстремальным условиям, психическая напряженность обычно значительно ослабевает и стабилизируется на оптимальном уровне. При этом внимание контрразведчика как бы освобождается от излишнего контроля за состоянием психики, переключается сначала на качественное выполнение отдельных действий, а затем и на освоение контрразведывательной специальности в целом.
Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях