Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:14, научная работа

Описание работы

Психологическая подготовка - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.

В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.

Работа содержит 1 файл

Сысоев-Психологическая подготовка.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

    Психологическая подготовка пограничников  к действиям в  экстремальных ситуациях

    Автор – заслуженный деятель науки  РФ, доктор психологических наук,

    профессор СЫСОЕВ Валентин Васильевич 

    Психологическая подготовка  - одно из важное направление в системе оперативной, боевой и моральной подготовки, т.к. она имеет свою сущность, содержание, специфику процесса, свои конкретные результаты.

    В самом общем виде психологическую подготовку можно определить как процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности для успешного решения поставленных задач.

    Ее  основная цель – сформировать у пограничников систему психологических качеств и состояний, необходимых для преодоления этих трудностей и успешного выполнения своих функциональных обязанностей в том числе и в экстремальных условиях

    В сложном процессе психологической подготовки руководителю практического подразделения целесообразно видеть специфику одновременно происходящих и тесно взаимосвязанных между собой процессов. Ими являются:

    а) процесс целенаправленного воздействия на психику пограничников извне (государство, руководитель, воинский коллектив, обстановка занятий, боевая обстановка и др.), который должен осуществляться руководителями практических подразделений через содержание, организацию, методику проведения занятий и воспитательных мероприятий по морально-боевой подготовке, создание необходимой материальной базы, тренажеров, системы имитационных средств и др.

    По  своей сущности это педагогический процесс. Его содержание определяется включением пограничников в практическую деятельность и проведением с ними учебно-воспитательных мероприятий, позволяющих подготовить их для преодоления трудностей реальной боевой обстановки. По своему содержанию - это система занятий и воспитательных мероприятий, которые должны проводить руководители, формируя у пограничников психологическую готовность.

    б)   процесс   планируемых   и   контролируемых   изменений в психике пограничников, на различных уровнях: социально-психологическом, индивидуально-психологическом, свидетельствующий об их потенциальной и реальной возможности  преодолевать    трудности  экстремальной ситуации и успешно выполнять поставленные задачи.   

    По  своей сущности это психологический  процесс    формирования и развития  качеств личности  сотрудника, позволяющих ему уверенно    преодолевать трудности реальной боевой обстановки. Содержание данного процесса заключено в планируемых и   контролируемых   изменениях психической деятельности сотрудника, обнаруживаемых  на  различных уровнях: социально-психологическом, индивидуально-психологическом как на личностном, так и функциональном), психофизиологическом и др.. Содержанием психологической подготовки в данном случае будет система качеств и состояний, формирующихся и функционирующих в данный момент, на данном занятии или перед выполнением поставленной задачи.

    в)   процесс  самовоздействия   (самоуправления,  саморегуляции) сотрудника, его самонастрой и самомобилизация   в целях оптимального регулирования психических состояний, поведения и деятельности на основе усвоенных способов и приемов, апробации их в ходе преодоления трудностей боевой    учебы и  службы.

    По  своей сущности это психолого-педагогический процесс.   Содержание  его  заключается  в  овладении: сотрудником способами и приемами    самоуправления в трудных условиях учебной и боевой деятельности, в выработке механизма саморегуляции для регуляции действии и поведения в обычных и экстремальных условиях на основе сознательно поставленной цели.

    По  степени общности психологическая подготовка может быть трех видов:

    1. Общая профессионально-психологическая подготовка — научно организованный процесс формирования, повышения и поддержания высокого уровня психологической готовности пограничников к решению профессиональных задач в любых условиях обстановки.

    2. Специальная психологическая подготовка — подготовка к преодолению трудностей учебной, служебной и боевой деятельности.

    3. Целевая психологическая подготовка — подготовка, осуществляемая непосредственно самим сотрудником с целью мобилизации всех своих качеств, способностей, состояний и действий  для решения конкретной боевой задачи.

    В  ходе отработки всех   необходимых   боевых ситуаций на занятиях и учениях,  проводимых в обстановке, приближенной к    реальной,    у пограничников    формируются:  з а б л а г о в р е м е н н о (до момента выполнения задачи) психологическая    подготовленность (устойчивость), т. е. система психологических    качеств,    определяющая  потенциальную  возможность  пограничников   преодолевать  трудности  и  успешно выполнять поставленную задачу.

    Эту систему качеств, необходимых для деятельности в экстремальных условиях, составляют:

     знания трудностей различных боевых ситуаций, их влияния на психику сотрудника (подготовленного и неподготовленного),  приемов  и  способов управления своими  психическими состояниями и действиями, а также своих возможностей по преодолению трудностей;

    —  умений  и  навыков  преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями, определять возможности и свою готовность выполнить поставленную задачу;

    —  взглядов и убеждений,  мотивов и установок на необходимость и возможность преодолевать трудности и успешно выполнять поставленную задачу;

    —  качеств личности, отражающих устойчивую способность пограничников преодолевать трудности, управлять своими психическими состояниями и действиями.

    Содержание  формируемых  психологических  качеств  тесно связано с характером преодолеваемых трудностей и особенностями реагирования сотрудника на экстремальный факторы боевой обстановки. Система требуемых качеств вытекает из факторов, воздействующих на психику сотрудника в экстремальных условиях. 

 Основные  трудности (факторы) в деятельности пограничника  Основные  качества, необходимые  для деятельности в экстремальных условиях
 1. Опасность (реальная или мнимая).  Смелость, мужество, склонность к риску.
 2. Неожиданность, новизна, внезапность,  неопределенность.  Выдержка, самообладание, терпеливость и др.
 3. Дефицит времени и информации (противоречивость информации).  Инициатива, находчивость и др.
 4. Ответственность за принятое  решение и его исполнение.  Обязательность, самостоятельность, ответственность  и др.
 5. Дискомфорт (отсутствие необходимых  условий для выполнения задачи): социальный, профессиональный, физический и др.  Неприхотливость, терпеливость, эмоционально-волевая  устойчивость и др.
 

      Характер преодолеваемых трудностей  во многом определяют направленность и содержание психологической подготовки, проводимой руководителями подразделений при отработке конкретных учебно-боевых ситуаций в различных условиях обстановки.

    Данная  система качеств характеризует  степень теоретического ознакомления и практического преодоления сотрудником трудностей различных учебно-боевых ситуаций и свидетельствует о его психологической подготовленности к выполнению необходимых оперативных и учебно-боевых задач в соответствии с его контрразведывательной специальностью.

    При подготовке к выполнению учебно-боевых действий пограничников различных  подразделений ФСБ РФ происходит  конкретизация    трудностей.   

    Н е п о с р е д с т  в е н н о      перед    выполнением конкретной задачи формируется    состояние    психологической   готовности.   Это    нацеленность и активность (настроенность и мобилизованность) психики пограничников на преодоление    предстоящих    трудностей    боевой    деятельности, обеспечивающие результативность    и качество ее выполнения, адекватно ее значимости и сложности.

    В состоянии психологической готовности сотрудника руководителю подразделения важно выделять и оценивать  следующие основные структурные элементы:

    —  мотивационные — стремление    преодолеть трудности и выполнить поставленную задачу, показать себя способным вынести тяготы экстремальной ситуации, проявлять смелость, решительность, желание самоутвердиться в   коллективе подразделения на этой основе и др.;

    —  познавательные — это представления о трудностях предстоящих действий в экстремальных условиях  и    необходимости их    преодоления, оценка своих возможностей    по управлению    психическими состояниями и действиями    на основе ранее    накопленного опыта и др.;

    —  эмоциональные — переживание чувства уверенности или сомнения в своей способности и готовности преодолеть трудности боевой обстановки и выполнить поставленные задачи и др.;

    —  волевые — решимость преодолеть трудности и препятствия, борьбу мотивов, чувств, порожденных как инстинктом самосохранения, так и ответственностью за принятые решения и их выполнение, и др.

    В каждом из элементов состояния психологической готовности прослеживаются нацеленность и активность психики на преодоление трудностей предстоящей боевой деятельности, определяющие линию поведения сотрудника, свидетельствующие о его готовности или неготовности выполнять поставленную задачу.

    Процесс психологической  подготовки в самом общем виде осуществляется в следующем порядке. Пограничников необходимо подробно информировать об особенностях и условиях их боевой деятельности, о трудностях выполнения поставленной задачи, о путях, их преодоления. В ходе учебных занятий и учений целесообразно моделировать внешнюю картину боевой обстановки, действий контрразведчиков, динамику выполнения учебно-боевых задач, т. е. такие условия обстановки, которые, отражаясь в сознании пограничников, способны были вызвать психические реакции, подобные тем, которые могут  возникнуть в реальной боевой обстановке.

    Только  при этих условиях сотрудники на практике включаются в активную деятельность, преодолевают трудности и препятствия, характерные для возникшей экстремальной ситуации, и тем самым осваивают свою контрразведывательную специальность. Насыщенность занятий и учений элементами опасности и риска, неожиданности и новизны первоначально будет создавать у оперативного состава значительную психическую напряженность. Разъяснение пограничникам значимости преодоления трудностей и выполнения поставленной задачи будет вызывать у них устойчивые мотивы (стремление, желание, интерес) успешно выполнять свои обязанности в учебной или боевой ситуации. Эти мотивы будут еще более упрочиваться, если пограничник  самостоятельно будет анализировать важность выполнения приказа, необходимость преодоления трудностей. Формирование и упрочение мотивации позволит пограничнику легче настраиваться на выполнение поставленной задачи, мобилизовать свои возможности, преодолевая при этом психическую напряженность, и выполнять необходимые действия.

    Приобретенный опыт преодоления трудностей в результате многократного повторения упражнений в постоянно усложняющихся условиях опасности, новизны, интеллектуальных затруднений будет постепенно упрочиваться. Стабильнее  будет становиться контроль пограничника за своими психическими состояниями и действиями. На этой основе с необходимостью появятся первые умения и навыки управления своими психическими состояниями, поведением и действиями, убежденность в возможности преодолевать трудности и качественно выполнять поставленную задачу. Постепенно сформируется психологический механизм устойчивого подавления волей чувства боязни, сомнения, неуверенности, страха.

    В результате дальнейшего упрочения  эмоционально-волевого контроля пограничника за счет привыкания его к опасности и другим факторам оперативно-боевой обстановки при выполнении практических действий в моделируемых условиях на занятиях учениях, приближенных к реальным экстремальным условиям, психическая напряженность обычно значительно ослабевает и стабилизируется на оптимальном уровне. При этом внимание контрразведчика как бы освобождается от излишнего контроля за состоянием психики, переключается сначала на качественное выполнение отдельных действий, а затем и на освоение контрразведывательной специальности в целом.

Информация о работе Психологическая подготовка пограничников к действиям в экстремальных ситуациях